Пионерские автогонки

24.10.2012 В мире моделей

На этих соревнованиях практически все было как на настоящих громадных автомобильных гонках: четко размеченные, пронумерованные дорожки, огромные надписи «Финиш» и «Старт», броские огни сигнальных светофоров, азартные, перекрывающие голос радиокомментатора возгласы болельщиков, обгоняющие друг друга стремительные машины. И все-таки автогонки заслуживали .

Проходили они не на автодроме, а в громадном зале одной из омских школ, а также самые громадные из стартовавших автомобилей легко умещались в перчаточном коробке простого «Запорожца». Что касается самих гонщиков, то большая часть из них еще не успело выйти из пионерского возраста, а кое-кто кроме того и из октябрятского.

Судья-осведомитель приводит к участникам очередного заезда. На старте четыре юных спортсмена.

Они, само собой разумеется, не за рулем, а рядом со собственными автомобилями.

Красный сигнал стартового светофора сменяется желтым. Внимание! Вспыхивает зеленый, и автомобили устремляются вперед. А следом за ними парни, на ходу (вернее, на бегу) руководя моделями с легких переносных пультов.

Пионерские автогонки — это новый вид соревнований для самых юных автомоделистов.

Действительно, правила их требования и проведения к конструкциям моделей не укладываются в строгие рамки спортивной классификации, да и скорости довольно малы. Но и задача решается тут другая: оказать помощь самым юным как возможно раньше приобщиться к техническому творчеству, познать притягательную силу спорта, преодолеть первую, самую тяжёлую ступень на пути к спортивным и конструкторским высотам. Появились такие гонки у нас в Омске на областной СЮТ.

Организаторы попытались совершить старты, выдерживая уровень «хороших» автомодельных состязаний: их делали выводы квалифицированные судьи, назначенные областной федерацией, победителям были вручены настоящие дипломы, ленты чемпионов и призы, лучших юных моделистов обком ВЛКСМ наградил путевками в «Артек».

Пионерские автогонки весьма перспективны.

Так как их возможно подготовить и провести в любой школе: не помешает кроме того отсутствие кордодрома либо сложной автострады, для постройки самих моделей не нужно никакого сложного оборудования.

Каковы главные правила? В состав каждой команды-участницы входят модели трех классов: А — модель спортивного автомобиля формулы «К» (карт с одним микроэлектродвигателем), Б — модели-копии дорожных либо спортивных машин с закрытым кузовом, В электрический аэромобиль.

Микромоторы возможно использовать лишь отечественные и лишь из поступающих в розничную продажу. перемотка конструкции и Изменение двигателя не разрешаются.

Пионерские автогонки

Рис.

1. Модель класса А:

1 — рама-основание, 2 — вал двигателя с муфтой, 3 — электродвигатель, 4 — хомутик, 5 — контактная пластина, 6 — ось, 7 — подшипник-скобка, 8 — ведущее колесо O 40 мм, 9 — ведомое O 30 мм, 10 — педаль управления (лишь для «картов»), 11 — направляющая скоба.

Непременная принадлежность каждой модели — токоприемные штырьки, соединенные проводниками с клеммами двигателя, и направляющие скобы с отверстиями для пропускания металлической направляющей нити.

Штырьки оптимальнеезабрать от ветхой восьмиштырьковой радиолампы; это обеспечит их правильное совпадение с гнездами штекера. Совокупности силовых передач различные: фрикционные, ременные, зубчатые с шестернями от часов.

Любая модель проходит технический осмотр.

Уровень качества изготовления оценивается комплексно по пятибалльной шкале от одного до пяти баллов.

Пара слов о автостраде. Ее протяженность — 15—25 м — зависит от размера помещения, в котором проходят гонки. На полу размечаются четыре параллельные дорожки, на протяжении каждой из которых натягивается направляющая кордовая нить (толщина 0,2—0,3 мм).

Состязания проводятся по самая объективной круговой совокупности: любой участник видится в заездах по одному разу со всеми соперниками.

Составы стартующих и занимаемые гонщиками дорожки (последние изменяются от заезда к заезду) определяются по номерам, присваиваемым моделям. Комфортно применять для этого таблицы, используемые в автоспорте для судейства гонок по льду и гаревой дорожке. Совокупность зачета та же, что и в автомотогонках: участник, финишировавший первым, приобретает три очка; вторым — два очка, третьим — одно и четвертым — ноль очков.

Математические закономерности разрешают составить такие схемы только для определенного числа гонщиков: девяти, тринадцати либо шестнадцати. При большем числе стартующих в каком-либо классе направляться поделить участников на подгруппы и совершить сначала полуфиналы, а после этого финал. При меньшем возможно объединить два подобных класса, разыграть первенство, а после этого «поклассно» выяснить занятые места.

Не смотря на то, что пользоваться схемами заездов, преобразованными в стартовые таблицы-ведомости, не всегда комфортно, мы не рекомендуем организаторам соревнований отказываться от них и производить участников на старт поодиночке, используя хронометраж: соревнование гонщика только со стрелкой секундомера существенно проигрывает в спортивном накале и зрелищности. С позиций безопасности не нужно подводить электропитание к модели по направляющим кордовым нитям.

Выходя на старт, моделист приобретает от судьи пульт управления, что соединяется с машиной эластичным проводом длиной 1,5—2 м. Вторым проводом, длиной 8—13 м, любой пульт при помощи штепсельного разъема подключается к розетке, подвешенной посредине дистанции на высоте 2—2,5 м. Розетки, соединенные параллельно, подключаются к выпрямителю. Величину выпрямленного напряжения направляться подобрать умелым методом так, дабы на клеммах электродвигателя модели оно составляло 4—8 В.

В программу соревнований входит и лучшее знание и конкурс правил дорожного перемещения: правила для пешеходов, велосипедистов и пассажиров.

Итог гонок определяется по сумме очков, собранных моделистом во всех заездах. К этим очкам приплюсовываются баллы, полученные моделью на техосмотре, и итог теоретического зачета правильно дорожного перемещения.

При равенстве очков у гонщиков, претендующих на призовые места, победитель определяется дополнительным заездом (очки за него не начисляются). У остальных участников преимущество при равенстве очков выявляется по громаднейшему количеству первых, после этого вторых мест. Командный итог — сумма очков, взятых всеми участниками команды.

ПОСТРОЙКА МОДЕЛЕЙ

Выстроить мелкую гоночную машину возможно и дома, но лучше заняться этим в кружке «Умелые руки» в школе, в Доме пионеров. Тогда вы сможете организовать целую команду: так как в пионерских автогонках участвуют модели трех различных классов.

Модель класса А — это гоночный микроавтомобиль типа «карт». Многие из вас, возможно, видели соревнования по картингу — захватывающие гонки мелких быстроходных автомобилей с мотоциклетными двигателями.

Отечественный «карт» похож на настоящий, лишь многократно меньше его и устроен, само собой разумеется, значительно несложнее. Конструкция «карта» продемонстрирована на рисунке 1.

Раму 1 модели необходимо выпилить из доски толщиной 8—10 мм.

На нее устанавливают микроэлектродвигатель 3. Дабы закрепить его, вырежьте и выгните из жести хомутик 4, благодаря которому двигатель фиксируется на раме двумя шурупами. В задней части рамы пропилите канавку для оси 6. Ось оптимальнеесделать из велосипедной спицы. Ведущие колеса 8 выпилите лобзиком из четырехмиллиметровой фанеры.

В центре колеса просверлите отверстие. На колесо наденьте шину — кольцо из узкого резинового шланга (возможно воспользоваться ветхой велосипедной камерой].

Колеса закрепите на оси так, как продемонстрировано на рисунке, посредством набитых на них жестяных шайб, каковые припаиваются к оси. Имеется и второй метод: приклеить их на ось клеем БФ-2. Возможно применять и готовые колеса от старей игрушки.

Ось б установите на раме на двух подшипниках-скобочках 7, выгнутых из жести.

Вращение от двигателя на ведущую ось модели передается за счет трения: надетая на вал мотора хлорвиниловая трубка 2 (кусочек изоляции от провода] прижимается к резиновой шине и вращает колесо.

По окончании задней оси и установки мотора с колесами необходимо отрегулировать силу прижатия вала двигателя к шине, подкладывая под мотор прокладки так, дабы вал не проскальзывал, но и не прижимался к колесу через чур очень сильно: это перегрузит двигатель.

Передние колеса 9 прикрепите к раме шурупами. С обеих сторон каждою колеса необходимо установить шайбы.

Педали управления 10 сделайте из жести. Сиденье водителя возможно вырезать из дерева, рулевую колонку и штурвал изготовить из металлической либо бронзовой проволоки.

Очень важные подробности моделей всех трех классов — направляющие скобы 11. Их установите снизу в задней частях и передней рамы модели.

Натянутая на автостраде гонок узкая металлическая проволока пропускается через отверстия в скобах. Именно поэтому модель движется совершенно верно по автостраде и неимеетвозможности отклониться в сторону от беговой дорожки. Размеры направляющих скоб продемонстрированы на рисунке 1; их направляться выдерживать совершенно верно.

Модель «карта», изображенная на рисунке внизу, отличается некоторым» подробностями.

Ее рама выпилена из фанеры толщиной 4—5 мм. Оси колес установлены в подшипниках, сделанных из жести. А сами колеса изготовлены из катушек для ниток № 10; в отверстие вставляют на клею отрезок карандаша, а в него по окончании удаления грифеля забивают металлическую ось.

На данной модели двигатель приводит во вращение колеса посредством ременной передачи. На ось ведущих колес установлен на клею шкив. Он изготовлен из двух отрезков катушки от ниток.

Катушки необходимо забрать меньшего диаметра, чем для колес модели. Устройство шкива видно из рисунка. Канавка в нем делается круглым напильником по окончании склеивания. На шкив надевается приводкой ремень — узкое резиновое колечко.

Значительно лучше применить на модели зубчатую передачу — две шестеренки от часов либо заводной игрушки. Такая передача снабжает мельчайшие утраты мощности. Не забывайте, что число зубьев ведомой шестерни должно быть в 3—5 раза больше, чем ведущей, установленной на валу мотора.

Модель класса Б (рис. 2) — это копия любого легкового, грузового, спортивного автомобиля либо автобуса.

Главные узлы ее шасси такие же, как у «карта». А кузов возможно вырезать из картона, бумаги либо выпилить из фанеры, склеить и раскрасить. Имеете возможность выклеить кузов и из папье-маше. Для этого из пластилина либо глины изготовьте болванку по форме любого кузова.

Для выклейки применяйте газетною бумагу, нарезанную полосами шириной 15—20 мм, и мучной клейстер. Первый слой — разделительный — накладывается прекрасно вымоченной бумагой без клея. По окончании его подсыхания наклеивают еще 5—6 слоев так, как продемонстрировано ка рисунке 3. Причем по окончании наклейки каждых двух слоев нужна просушка.

Выклеенный кузов шпаклюют, обрабатывают шкуркой, окрашивают.

Модель класса В (рис. 4) — это аэромобиль с одним электродвигателем и воздушным винтом.

Корпус модели выполнен из сосновой либо еловой рейки сечением 12X12 мм. В передней и задней частях се попарно на расстоянии 10 мм друг от друга просверлены отверстия O 1 мм, через каковые пропущены отрезки проволоки ОВС, образующие подвеску модели. Их финиши вместе с осями колес обмотаны бронзовой проволокой и опаяны мягким припоем.

Шариковые подшипники колес установлены между двумя жестяными шайбочками и припаяны. Не забудьте по окончании данной операции прекрасно промыть их керосином и смазать жидким маслом.

Хорошее колесо возможно изготовить из 3—4-мм фанеры. В середине его сделайте отверстие по диаметру меньше шарикоподшипника. Снаружи обработайте на токарном станке либо вручную по предварительной разметке. Беговую дорожку резиной возможно не обтягивать.

В средней части корпуса модели закрепите пилон из 1—2-мм фанеры. Он имеет в верхней части жестяной хомут для крепления электродвигателя.

Воздушный винт — одна из наиболее значимых подробностей модели. Он изготовлен из сухого липового брусочка. Чем уже и аккуратнее будут выполнены его лопасти, тем стремительнее будет двигаться модель. Совсем диаметр и шаг винта подбираются умелым методом.

Для этого изготавливают пара винтов и оставляют на модели снабжающий наивысшую скорость.

Напоследок пара советов. Не старайтесь подробно копировать обрисованные конструкции моделей; будет значительно лучше, если вы сами усовершенствуете их. Необязательно совершенно верно придерживаться и указанных на чертежах размеров, не забывайте только, что нельзя изменять габариты направляющих скоб и токоприемных пластинок, а протяженность модели не долга быть больше 250 мм.

А. КУРНЕВ, начальник автомодельной лаборатории облСЮТ, г. Омск


Случайные записи:

В Омске стартовали \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Электролеты — это перспективно

    На данный момент во всем мире устойчивое признание и широкое развитие взяли электролеты — радиоуправляемые авиамодели с электрическими двигателями. В…

  • Модель класса f-з-e

    Это скоростная модель собственной конструкции, предназначенная для исполнения фигурного курса. Модель возможно изготовлена классическим способом, при…

  • «Деревяшка» выходит на трассу

    Множество моделистов, среди них и трассовиков, с эмоцией ностальгии относятся к «ветеранам» автомобилестроения. И вправду, имеется что-то неординарно…

  • Бмв — вариант для трассы

    Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на интернациональном автосалоне в Париже был представлен новый спортивный автомобиль БМВ-М1. Он и на…