Полет… на земле

23.10.2012 В мире моделей

Радиоуправление свободнолетающими моделями самолетов, вертолётов и планёров осуществляется на данный момент посредством миниатюрных передатчиков, имеющих рычажки либо кнопки для подачи на модель нужных команд. Все эти устройства не имеют ничего общего с органами управления настоящего самолета и требуют выработки своеобразных реакций и навыков.

Это значит, что получаемый опыт управления оказывается ненужным в будущем, скажем, при перехода овладевших им людей к обучению полетам на планере и тем более на самолете.

Сам собою появляется вопрос: верно ли это? Не лучше ли сделать органы управления передатчиком похожими на самолетные не только по их внешним показателям, но и по главным (а соответственно вырабатываемым) рулевым реакциям?

Так как если бы сейчас какой-нибудь «изобретатель» внес предложение поменять принцип и конструкцию действия самолетного управления, сделав его аналогичным существующему управлению радиомоделями, его, мягко выражаясь, подняли бы на хохот. Так отчего же это последнее не совершенствуется и не приближается к общепринятым совокупностям?

Возможно, оно эргономичнее?

— Отнюдь нет, — в один голос заявили радиооператоры, испробовавшие созданный Э. Генри (США) новый пульт управления летающими радиомоделями. Данный пульт представляет собой упрощенное и облегченное пилотское сиденье, смонтированное на портативном основании, которое может поворачиваться на 360° около вертикальной оси — для постоянного наблюдения за летающей моделью.

Сиденье скомпоновано с органами управления самолетного типа: ручкой, педалями, сектором газа, соединенными тросами и тягами с командным радиопередатчиком, расположенным перед пилотом (рис. 1).

«Руководить летающей моделью с для того чтобы пульта до лишь легко, но и приятно: испытываешь такое чувство, как словно бы сам находишься в кабине данной модели — так отозвался о новом агрегате узнаваемый мастер высшего пилотажа Джим Хаус. — Двигаете ручку вперед, и небо открывает вам собственные объятья.

Набираете высоту, ложитесь на курс. Модель легка в управлении и чутко реагирует на каждую вашу команду. Ручку на себя, и модель послушно делает пара петель. Переворот через крыло, поворот на горке и другие фигуры высшего пилотажа получаются чисто и грациозно».

Полет... на земле

Рис.

1. Неспециализированная компоновка кресла с преимущественным применением подробностей из металла:

1 — резиновая рукоятка поворотного рычага, 2 — труба поворотного рычага, 3 — швеллер основания сиденья оператора, 4 — подрамник сектора газа, 5 — рукоятка сектора газа, 6 — трос управления газом (открытая часть), 7 — трос управления газом (в эластичной оболочке), 8 — ручка управления рулём и элеронами высоты, 9 — кнопка выключения двигателя, 10 — рычаг управления тормозами шасси, 11 — блок устройств, 12 — коммутационный кабель блока устройств, 13 — антенна командного радиопередатчика, 14 — днище коробки основания сиденья, 15 — фланец поворотного стакана, 16 — поворотный стакан, 17 — стойка поворотного стакана, 18 — откидные лапы стоики, 19 — упорный шарикоподшипник поворотного стакана, 20 — клыки рамы управления, соединяющие ее с коробкой, 21 — мостик крепления рулевого вала и ручки, 22 — двуплечая качалка управления элеронами, 23 — ролик троса управления элеронами, 24 — трос управления элеронами (открытая, замкнутая цепь), 25 — трос управления рулем высоты (в эластичной оболочке), 26 — трос управления тормозами шасси (в эластичной оболочке), 27 — трос управления газом (в эластичной оболочке), 28 — командный радиопередатчик, 29 — трос управления элеронами, 30 — педали управления рулем поворота, 31 — тросы управления рулем поворота (цепь возможно замкнутой и незамкнутой), 32 — ролик троса управления элеронами, 33 — стойка командного радиопередатчика, 34 — коробка с источниками внешнего питания совокупности, служащая в один момент для балансировки, 35 — коммутационный кабель, 36 — крюк для подвески к трубам рамы управления, 37 — стойка с лапами в сложенном для перевозки виде.

Рис. 2. Габаритная схема кресла.

Пульт, по существу, есть упрощенным тренажером. Он бывает с успехом использован не только в авиамоделизме, но и в аэроклубах, авиационных училищах, летных подразделениях, и как нужный и занимательный аттракцион — конечно, с некоторыми конструктивными доработками.

Исходя из этого мы начинаем публикацию чертежей уникального тренажера, подготовленную для отечественного издания Л. П. Василевским.

Как видно из картинок, тренажер несложен по конструкции и возможно выстроен из подручных материалов в любом авиамодельном кружке. В зависимости от того, какой радиоаппаратурой располагают авиамоделисты, нужно будет доработать либо поменять узлы управления командной радиостанцией.

Но это кроме этого не воображает громадной сложности и само по себе весьма интересно.

Пульт радиоуправления свободнолетающими моделями в рабочем положении продемонстрирован на рисунке 1. Его схема — на рисунке 2. Оператор-«пилот» сидит в кресле и руководит моделью посредством ручки, сектора и педалей газа — совсем таких же, как на настоящем самолете.

Позади стоит ассистент, замечающий за моделью: в зависимости от условий полета он поворачивает кресло так, дабы пилот все время прекрасно видел модель, а вдруг необходимо — дает ему нужные консультации.

При управлении моделью на земле (выруливание на старт и т. п.) пилот трудится сектором и педалями газа, а при взлете, посадке и полёте — кроме этого и ручкой. Управление пропорциональное.

В него введены пружины, имитирующие аэродинамические нагрузки на рули и возвращающие педали и ручку в нейтральное положение. Имеются кроме этого триммеры, легко дешёвые на протяжении управления полетом модели На приборной доске установлены индикатор напряженности поля передатчика и реле времени, трудящееся в промежутке 0—15 мин.

Пульт для транспортировки возможно легко и скоро разобран на три узла, неспециализированный вес которых не превышает 60 кг.

Всю работу по изготовлению пульта целесообразно поделить на два этапа-изготовление основания, куда входит опора, кресло пилота, несущая узлы и балка крепления радиопередатчика, и монтаж всей совокупности управления — педали, руля поворота, элеронов руля и ручки высоты, сектора газа, руля высоты и триммеров элеронов, панели управления электросхемой.

Для изготовления опоры потребуется полосовая и листовая сталь, не смотря на то, что возможно использование легкосплавных материалов.

основные размеры и Конструкция откидных лап продемонстрированы на рисунке и особенных пояснений не требуют. При разборке агрегата лапы опоры складываются, подобно спицам зонтика, и все устройство занимает мало места.

(function(w, d, n, ЖД, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: не сильный, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
На вертикальную стойку опоры надевается отрезок трубы O 50—60 мм, к которому крепятся горизонтальная кресла балка и платформа пилота, несущая на себе все другое оборудование: ручку педали, радиопередатчик, приборную доску.

Дабы обеспечить легкое вращение всей совокупности, в заглушке нижнего финиша трубы установлен радиально упорный подшипник № 36206, а на верхнем финише — более легкий подшипник № 206. Квадратная железная пластина, прикрепленная к верхнему торцу трубы, возможно установлена на болтах либо приварена. К ней, со своей стороны, на болтах крепится каркас основания кресла с рукояткой и подлокотником для ассистента.

Само кресло целесообразно забрать готовое — на данный момент имеется много легких и эргономичных конструкций в мебельном ассортименте; подойдет и такое сиденье, как на микроавтомобиле карт: выклеенное из стеклопластика. Основное — отрегулировать его так, дабы сидеть было комфортно и колени пилота не поднимались через чур высоко. Оптимальные пропорции продемонстрированы на схеме (размеры для человека среднего роста).

На случай, в случае если готового кресла отыскать не удастся, приводим эскиз сиденья, которое возможно изготовить собственными силами из подручных материалов.

Независимо от того, как будет выполняться балка, в первоначальный этап работы входит и размещение на ней передатчика (и связанных с ним устройств), что существенно облегчит на втором этапе подсоединение к нему тяг и тросов от органов управления.

Чертежи приводимых нами монтажных узлов согласованы с агрегатами радиоаппаратуры «Супронар» отечественного производства.

Установкой радиопередатчика заканчивается первый этап работы. В третьем номере мы поведаем вам о монтаже механической части управления, регулировке агрегата перед полетами, дадим кое-какие советы по технике пилотирования.

Изготовив главные узлы тренажера, возможно приступить к сборке механизма управления радиопередатчиком. Как уже говорилось, прекрасные результаты дает лишь использование пропорциональной радиоаппаратуры, к примеру, отечественного набора «Супронар». Установка дискретной аппаратуры тщетна, потому, что в управлении ею и настоящим самолетом нет ничего общего.

Компоновка органов управления радиопередатчиком пропорционального типа, установленным на «кресле»:

А — вариант с преимущественным применением возвратных пружин и штуцеров: 1 — вертикальная кулиса, 2 — трос управления вертикальной кулисой, 3 — возвратная пружина, 4 — стойка крепления возвратной пружины, 5 — штыревая антенна, 6 —возвратная пружина горизонтальной кулисы, 7 — ролик троса управления вертикальной кулисой, 8 — ось вращения горизонтальной кулисы, 9 — упор штуцера троса управления горизонтальной кулисой, 10 — штуцер, 11 — трос в эластичной оболочке, 12 — электропроводка к внешнему источнику питания.

Б — вариант с применением открытых тросов: 1 — открытый трос управления горизонтальной кулисой, 2 — ролик верхний, 3 — штуцер троса управления вертикальной кулисой, 4 — стойка крепления штуцера, 5 — трос управления вертикальной кулисой, 6 — шарикоподшипник вертикальной кулисы, 7 — возвратные пружины, 8 — стойка крепления возвратных пружин, 9 — штыревая антенна, 10 — планка крепления верхнего ролика, 11 — возвратная пружина открытого троса управления горизонтальной кулисой, 12 — регулировочная планка, 13 — палец управления горизонтальной кулисой, 14 — ролик нижний, 15 — трос управления вертикальной кулисой (в эластичной оболочке), 16 — электропроводка к щитку устройств, 17 — горизонтальная кулиса, 18 — вертикальная кулиса, 19 — электропроводка к внешнему источнику питания, 20 — стойка штуцера троса управления ползунковым выключателем (посадочные щитки, тормоза и тому подобные однозначные команды), 21 — головка ползункового выключателя, 22 — установка наконечника штуцера и заделка троса.

Используемая аппаратура должна быть отрегулирована на исполнение следующих восьми команд: вправо-влево; вверх-вниз; крен правый — крен левый; громадные обороты — малые обороты мотора.

Команды вправо-влево передаются перемещением ножных педалей, команды вверх-вниз и по крену — ручкой, управление мотором — посредством сектора газа. Сообщение с передатчиком механическая, тросами и жёсткими тягами, как продемонстрировано в № 1. Непременным условием четкой работы механизма есть отсутствие люфтов и заеданий; самая ответственная часть — кулисы, конкретно связанные с рычажками управления на передней панели передатчика.

Кинематика передачи команд вправо-влево относительно несложна, чего запрещено, к сожалению, сообщить о кулисе, передающей четыре команды (вверх-вниз и по крену). Дело в том, что для исполнения координированного маневра в воздухе (для того чтобы, к примеру, как глубочайший вираж, переворот через крыло, бочка) требуется одновременно и строго размеренное движеиие ручкой от себя, на себя и в стороны.

Хороший летчик делает эти перемещения подсознательно, физически чувствуя реакцию самолета и соответственно соразмеряя амплитуду собственных перемещений. Мы же не имеем физической связи с моделью и. контролируем ее поведение лишь визуально. Достаточно на пара секунд утратить модель из вида, и рисунок пилотажа будет безнадежно сломан.

То же самое может случиться, в случае если механическая часть проводки управления будет неточно либо с запозданием передавать на аккуратную часть передатчика перемещения ручки.

Испытания продемонстрировали, что нулисы с продольными прорезями оптимальнееизготовить из бронзы либо латуни, это уменьшит трение по металлическому стрежню рычажка на передатчике.

поверхность планок и Внутренние кромки прорезей направляться обработать наждачной бумагой и отполировать на войлочном круге с пастой ГОИ; такая обработка исключает возможность заеданий механизма при сложных (двузначных) перемещениях ручки управления. Шарнирные соединения в совокупности управления должны быть достаточно правильными, дабы все подробности двигались без излишних упрочнений и одновременно с этим не разбалтывались в ходе Эксплуатации.

Все шарнирные соединения совокупности управления нужно сделать на шарикоподшипниках, в крайнем случае возможно применить латунные либо медные втулки со металлическими пальцами, подобрав их друг к другу с допуском, снабжающим свободное движение без люфтов.

Перед первым полетом нужно весьма шепетильно проверить и отрегулировать работу совокупности управления, приёмника и передатчика на модели, и правильное действие и исправность всех рулевых машинок.

Модель наряду с этим направляться устанавливать на различных расстояниях и под различными ракурсами по отношению к передатчику.

Л. ВАСИЛЕВСКИЙ


Случайные записи:

Полет из космоса к земле


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В полете низкоплан

    Воображаем радиоуправляемую модель самолета для тренировочных полетов. Прототипом послужила популярная среди моделистов различных государств авиамодель…

  • В полет — броском

    Метательные планеры с увлечением конструируют как начинающие, так и умелые авиамоделисты. Завлекает тут то, что модели из в полной мере дешёвых…

  • В полете… глиссер!

    «Серебро» на чемпионате мира 1981 года, в том же году — первое место среди сильнейших спортсменов СССР — это ли не лучшая черта схемы судомодели,…

  • В полете — «гуппи»

    Тренировочная кордовая авиамодель. В судьбе каждого авиамоделиста-кордовика имеется собственная первая модель. В большинстве случаев, потом она у него…