Rc планёр «ястреб»

10.06.2014 В мире моделей

Желание попилотировать что-нибудь необыкновенное стало причиной созданию весьма эффектной модели планёра типа «летающее крыло». Рвение «отличиться», возможно, характерно для каждого моделиста. Часто именно это чувство ведет к совсем неординарным ответам, талантливым оказать влияние на развитие целого класса моделей.

Но значительно чаще дело ограничивается необыкновенным подходом к отдельным узлам либо же к применению нетрадиционного дизайна нового аппарата. Скорее, к последнему типу «конструкторского зуда» относится и ответ выстроить радиоуправляемый планёр «летающее крыло», в своё время озаботившее автора данной статьи.

В принципе, ничего нового в «летающем крыле» не имеется. Кроме этого как мы знаем, что «летающее крыло» мало проигрышнее по аэродинамическим чертям если сравнивать с аппаратом простой «хвостатой» схемы. Но… желание «отличиться» и создать что-либо «этакое» привело как раз к бесхвостому планёру. Так как изначально проектирование нетрадиционной техники угрожает неудачей, было решено сначала взглянуть, что «вытворяют» другие.

Поиск в отечественной и зарубежной периодической печати дал необходимый итог. Были отысканы короткое описание и чертежи очень несложного по конструкции, но прекрасного и эффектного планёра Blackhawk («Тёмный ястреб»). Не считая всего другого, привлекла информация, что эта модель создана Keith Shaw — спортсменом, имеющим богатый опыт в проектировании свободнолетающих моделей. Как раз опыт разрешил ему добиться от планёра метательного типа.

Rc планёр «ястреб»

Кроме того по окончании интенсивного броска, медлено и без утрат собранной высоты модель переходила в устойчивый режим планирования. Её отличала и высокая чувствительность к восходящим термическим потокам, что по большому счету мало характерно для планёров аналогичной размаха и схемы. Успешным был и выбор современного самостабилизирующегося профиля CJ-3309, имеющего S-образную среднюю линию и достаточную относительную толщину.

Само собой разумеется, подразумевалось, что таковой планёр сохранит все собственные преимущества по окончании монтажа буксировочного крючка для запуска посредством классического леера.

Так «прототип» для «летающего крыла» был выбран. Оставалось только реконструировать его в соответствии с собственными конструкторскими совершенствами.

Возможно, на внесённых трансформациях необходимо остановиться подробнее.

* * *

Итак, что же поменялось в модели, а что сохранено в «первородном варианте»? Главная силовая схема, профилировка крыла и базисные габаритные размеры забраны с планёра-«прототипа» с малыми поправками. Так, форма законцовок крыла стала более спрямлённой для облегчения и улучшения технологичности их конструкции, а фюзеляж приобрёл более широкое миделевое сечение — для удобства монтажа радиоаппаратуры.

Главные же трансформации внесены в узлы крыла и силовую схему хвостовой части. Начнём с несущих плоскостей. Новое крыло, не обращая внимания на относительно маленький размах, стало разборным и сейчас складывается из трёх практически равновеликих секций (переработка конструкции разрешает разместить все части полутораметрового крыла в простом пластиковом портфеле-«дипломате»!).

Фюзеляж в сборе. Ложементы рулевых машинок и крышка носового отсека аккумуляторная батарей отсутствуют

Крепление фигурного кронштейна (Д16Т) на шпангоуте посредством винтов М3.

Верхняя полка кронштейна с резьбовым отверстием М4 выходит на верхнюю поверхность фюзеляжа

Облегчённый цельнобальзовый киль с лонжероном, усиленным сосновой рейкой

Лонжеронная схема поменяна для понижения массы — вместо комплекта, складывающегося из двух стенки и полок лонжерона, сейчас присутствуют лишь верхняя полка и нижняя силовая стена.

Образующийся облегчённый Т-образный профиль имеет один клеевой шов и более логичен для крыла, создающего в полёте только хорошую подъёмную силу. Вместо пары стрингеров в зоне носика покинут один. Законцовки крыла, выполненные на «прототипе» в виде громадных по площади цельных фигурных пластин с подкрепляющими треугольными полунервюрами, сейчас стали наборными и намного более лёгкими. Фактически вдвое подняты по размерам косынки.

Подкрепляющие на консолях стыки нервюр с задней кромкой. Кроме этого для повышения жёсткости нервюр добавлен бальзовый стрингер сечением 3,5×3,5 мм, располагающийся на нижней поверхности профиля между лонжероном и задней кромкой.

Помимо этого, заменены стрингера передней и материалы кромки.

По большому счету на исходном аппарате было применено занимательное ответ. Так, передняя кромка на нём сделана из круглой буковой рейки диаметром 5 мм, а оба стрингера — из такой же рейки диаметром 3 мм. Из-за отсутствия аналогичных желания и полуфабрикатов снизить вес кромка была заменена на практически треугольную рейку сечением 5×5 мм (жёсткая бальза), а единственный стрингер выполнен из лёгкой бальзы сечением 2×3,5 мм.

Обновление хвостовой части модели подразумевает неспециализированную замену цельных пластин из бальзы на наборные конструкции, выполненные из того же материала. Так, наборными стали как хвостовая часть фюзеляжа, так и киль с рулём направления. Руль высоты (на крыле) для простоты покинут без облегчения, в виде цельных бальзовых пластин треугольного профиля — его размеры довольно малы.

Тут же необходимо подчернуть, что на исходной модели руль высоты имел посередине только узкую прорезь, в которой проходила неподвижная часть киля. В опущенном положении руль высоты ложился на верхнюю обшивку фюзеляжа. В полётном положении в данной территории образовывалась клинообразная щель, которая никак не имела возможности идти на пользу аэродинамическому качеству планёра.

Сейчас же, в то время, когда половинки руля при нулевом положении стоят вровень с бортами фюзеляжа, негативные эффекты ликвидированы. Кстати — в новом варианте половинки руля не соединены центральным «торсионом», а приводятся в воздействие при помощи одной раздвоенной тяги. Не смотря на то, что это — дело вкуса.

Каков итог конструкторских новшеств? Не обращая внимания на появление четырёх дополнительных разъёмов и усиленных нервюр крыла, удалось уменьшить планёр практически на 20 процентов! Для модели аналогичного типа это значительно принципиально важно.

Тем более разработчик утверждал, — чем легче модель, тем лучше (по его рекомендациям, планёр должен быть в комплектном виде не тяжелее 340 — 400 г). Сходу скажем, что в новом конструктивном выполнении всецело обтянутая и частично покрашенная модель без бортовой части аппаратуры весит всего 210 г, не более.

Поэлементно: центроплан крыла с рулём высоты — 60 г, обе отъёмные консоли — 40×2=80 г, соединительные штыри крыла — около 5 г, фюзеляж в сборе с крышкой отсека и вертикальным оперением аппаратуры — 65 г.

Разъём крыла, вид спереди. К стенке лонжерона сплюснутые финиши трубчатых «пеналов» крепятся винтами М3 через фанерные прокладки. Входные части трубок зачищены, обмотаны узкими нитками и заклеены в корневых нервюрах. Все стыки пролиты эпоксидной смолой.

Корневые нервюры имеют по паре сквозных отверстий для прохода воздуха

Разъём крыла, вид позади. Прекрасно видны фанерные накладки, усиливающие корневые части лонжерона

Конструктивное оформление законцовки (вид снизу). В носовой части нервюр пропилены лунки для прохода воздуха, в хвостовой части для тех же целей просверлены отверстия

Отдельного беседы заслуживает выбор обтяжечного материала. В первую очередь необходимо подметить, что S-образный профиль обуславливает минимальную величину крутильных нагрузок на крыло на всех режимах полёта. Исходя из этого имеется возможность воспользоваться любыми лёгкими материалами для обтяжки. На предлагаемой вашему вниманию модели обшивка была сделана «составной». Задняя часть обшивки, начиная от лонжерона, — фирменная «микалентная» бумага.

К сожалению, нет информации ни о её заглавии, ни о компании-производителе. Но такая иногда появляется в отечественных модельных магазинах, исходя из этого как раз её возможно советовать для аналогичных моделей. Главные её показатели таковы. В первую очередь, эта волокнистая бумага уже пропитана на компании каким-то цветным (в большинстве случаев, жёлтым либо красным) химически устойчивым лаком. Полученный обтяжечный материал весьма лёгок и несравненно более прочен, чем простая микалентная бумага с эмалитом.

Приклейка к каркасу ведётся на разжиженном «Моменте» либо, что значительно лучше и чище, на отечественном «Десмоколе» (продаётся в маленьких тюбиках в большинстве хозяйственных магазинов), разведённом нитрорастворителем.

Несильная, но весьма ровная натяжка образуется по окончании проглаживания утюгом, что употребляется и на протяжении «приваривания» обшивки к каркасу.

Что крайне важно, степень натяжения данной бумаги не изменяется со временем — множество же простых фирменных термоплёнок «проседает» практически спустя семь дней. К преимуществам упомянутого материала необходимо отнести как устойчивость его пропиточного лака ко всем растворителям, так и некую шероховатость поверхности.

Причём шероховатость имеет сглаженный темперамент, достаточный для улучшения аэродинамики тихоходной модели планёра, и в один момент разрешающий легко мыть загрязнённые участки модели водой с мылом.

Ещё хочется подметить, что использование простой микалентной либо второй длинноволокнистой бумаги, пропитываемой эмалитом, на данной модели нежелательно. Не смотря на то, что сначала и появилась идея применять такую для жёсткости и улучшения технологичности крыла, от данной идеи было нужно позже отказаться.

Дело в том, что узкая задняя кромка под действием эмалита искажает форму, и на ней появляются «волны».

То же касается и всего крыла. Оно со временем ведётся, в особенности при малой относительной толщине профиля. Отечественная же лавсановая плёнка создаст неприятности не только при оклейке той же задней кромки (из-за её большой ширины), но и при обтяжке верхней задней части профиля, где существует очевидно выраженная вогнутость.

Кстати, подобная вогнутость имеется и на нижней поверхности крыла.

Лобик обтянут белым «Супер-Монокотом». Именно он отличается от других известных термоплёнок повышенной жёсткостью. Необходимо признать — в итоге стало ясно, что это не лучший вариант. Во-первых, материал блестящий, и исходя из этого было нужно приклеивать по стрингеру турбулизирующую нить (нелогично при прекрасной шероховатой обшивке задней части профиля).

жёсткость и Прочность плёнки очевидно переизбыточны (не смотря на то, что кому-то точно это понравится) при увеличенной массе плёнки. Гонка за увеличением жёсткости крыла на кручение могла быть побеждена путём применения более лёгких материалов. К примеру, хороший итог дала бы замена «Супер-Монокота» крафт-бумагой, наложенной «мокрым» методом на эмалите. Но, что сделано, то сделано.

Модель всё равняется оказалась достаточно лёгкой и летучей.

Набор главных подробностей модели перед окончанием обтяжки

Фюзеляж, киль с рулём поворота, руль высоты и крышка отсека аппаратуры отделаны посредством узкой цветной термоплёнки типа «Солярфильм».

Тут требования к обтяжечному материалу ограничиваются только минимальным весом. Такой же плёнкой выполнены декоративные элементы отделки.

Изначально по задумкам автора данной статьи планёр должен был оборудоваться типовой аппаратурой со стандартными рулевыми машинками (массой приблизительно по 50 г, при подобной массе приёмника). Кстати — как раз исходя из этого сходу была увеличена ширина фюзеляжа.

Но позднее в распоряжении показалась аппаратура Hitec с миниатюрным приёмником массой около 25 г и не через чур дорогими, но замечательными и быстроходными рулевыми машинками HS-80 массой по 18 г. Поиски соответствующего блока питания стали причиной силовым никель-кадмиевым аккумуляторная батареям Panasonic ёмкостью 300 мАч. Блок из четырёх таких элементов весит всего 40 г (вместо «типовых» 100 г). Кроме этого имеете возможность попытаться поставить наzenmuse h3-3d камеру GoPro.

В итоге бортовая часть аппаратуры управления в сумме начала иметь массу не более 110 г, включая все провода, выключатель и штекеры питания. Взлётная масса полутораметровой модели появилась в границах 320 г. Тут полезно подметить, что возврат к стандартной аппаратуре увеличит массу планёра всего лишь до 420 г. Эта величина в полной мере приемлема!

В остальном конструкция планёра достаточно обычна, и в подробных пояснениях не испытывает недостаток.

Исходя из этого возможно остановиться только на отладке полёта. Сходу напомним, что никаких круток крыла задавать не требуется — оно должно быть ровным на всём размахе. Попытки уменьшить индуктивное сопротивление за счёт отрицательной крутки законцовок (частенько используемой на большинстве планёров обычной схемы) по сути тщетны — применение S-образного профиля изначально обуславливает маленькую подъёмную силу и малую интенсивность концевых вихрей.

Ещё на прямом «летающем крыле» крутка законцовок угрожает усложнением и без того очень критичной балансировки.

Как раз балансировка — самый тонкий момент в регулировке аналогичной модели. Как для любого другого свободнолетающего либо радиоуправляемого «летающего крыла», не имеющего стреловидности, допустимая разбежка центровки имеет малые границы. Исходя из этого рекомендуем сначала за счёт приёмника и передвижки аккумуляторов добиться центровки, указанной на чертежах.

Позже, совершив на поле с высокой травой пара пробных полётов с руки, попытайтесь переместить центр тяжести вперёд либо назад в пара этапов (за один раз — не более чем на 2 мм!). Вы заметите, что режим полёта изменяется достаточно деятельно.

В следствии отладки планёр при несильном горизонтальном броске с руки в безветрие обязан пролетать около тридцати метров. Затем возможно постараться совершить запуск с сильным броском под углом около 45 — 50° к горизонту, и проследить, как медлено проходит переход в обычное планирование. В случае если наряду с этим проявляется тенденция к колебанию модели по тангажу, чуть-чуть переместите вперёд центр тяжести.

Следующий этап — отладка взлёта на леере. Сначала пользуйтесь леером обычной длины.

Укороченный леер не только исказит темперамент поведения планёра на взлёте, но и покинет значительно меньше времени на принятие верного ответа. Принципиально важно в ходе регулировки подобрать совершенное положение буксировочного крючка. Причём это нужно будет делать так же скрупулёзно, как и центровать модель. Не пожалейте времени на данный процесс.

В следствии вы станете поражены, как она надёжна и несложна в запуске.

Лётные же свойства этого маленького планёра по окончании верной отладки заставляют забыть о том, что по качеству планирования «летающее крыло», в принципе, проигрывает моделям простой схемы.

Напоследок — мало увлекательной информации. Если судить по зарубежным изданиям, планёр Blackhawk понравился многим зарубежным моделистам. И, не считая чистого копирования исходной конструкции, ими уже созданы увеличенные модификации планёра, размахом до 2500 мм.

Возможно, таковой путь заинтересует вас? Тогда практически один совет -воспользуйтесь отечественными чертежами переработанной модели и измените их масштаб в произвольном отношении. Совершенно верно в той же пропорции потребуется расширить и размеры, сечения и толщины всех подробностей. Это послужит гарантией достаточной прочности всех элементов. Лётные же качества, как мы знаем, с повышением размеров модели смогут лишь улучшиться!

К. ЮТОНОВ, кандидат технических наук, г. Новосибирск


Случайные записи:

Планер Art-Tech ASK-21 JET Glider обзор от Planeta Hobby


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Летающее крыло»: планер, таймерная

    Удачно выступила в Ижевске на Общероссийских соревнованиях (1978 г.) по экспериментальным моделям типа «летающее крыло» команда Ленинграда. Все ее…

  • Бальза не понадобится! или планер нового поколения

    В первую очередь познакомимся с моделью-эталоном, которая нами выбрана в качестве «прототипа». Данный планер создан голландскими спортсменами, имеющими…

  • Модели ракетных планёров

    Категория S4. Ракетоплан — летательный аппарат, что поднимается в атмосферу с применением тяги ракетного двигателя, а возвращается на землю, планируя с…

  • Планер из пенопласта

    Предлагаемые простые конструкции планеров созданы в кружке экспериментального конструирования СЮТ г.Костромы. Все они выполнены преимущественно из…