Рекордсменка… простоты

20.06.2016 В мире моделей

Если бы в известной книге Гиннеса регистрировались рекорды технологичности и простоты, воображаемая сейчас вашему вниманию модель была бы первой претенденткой на таковой рекорд. Особенно привлекательна она для юных спортсменов. Эта модель — «бойцовка» с двигателем рабочим количеством 1,5 см3. А все, что пригодится для изготовления ее каркаса, — чуть больше пяти метров сосновых реек сечением 3X12 мм. Их легко напилить на станке «Умелые руки».

Вес реек — около 100 г. Значит, при довольно громадной площади крыла (21 дм2) нетрудно добиться малой хорошей манёвренности и удельной нагрузки.
Непривычно выглядит передняя кромка-лонжерон с уголками-нервюрами (данный элемент планирует первым). На множестве промежуточных отработочных образцов удалось отыскать как раз такую, оптимальную схему главного элемента каркаса «полуторки». Нехорошая аэродинамика профиля!

Летные опробования этого не подтверждают. Но попытайтесь поручить мальчишке изготовить такую кромку не с уголками-нервюрами, а с заполнением угла пенопластом! Клея на это дело отправится не меньше, чем весит целый каркас.

Возможно было бы выстругать цельную замечательную рейху! Да, возможно, если бы не поправки на неумелость тех же мальчишечьих рук — у ребят, как продемонстрировала практика, крылья с цельными кромками ни при каких обстоятельствах не имеют симметричного профиля по самой ответственной части — носику. Предлагаемый же вариант кромки легко поддается сборке (как и все остальные узлы — на эпоксидной смоле), имеет небольшой вес и достаточно прочен. Причем полезно заблаговременно подготовить много Т-образных заготовок.

Часть из них отправится на законцовки.

Рекордсменка... простоты
Рис.

1. Кордовая авиамодель воздушного боя под двигатель рабочим количеством 1,5 см:
1 — законцовка, 2 — подкрепление законцовки, 3 — косынка (сосна толщиной 3 мм), 4 — передняя кромка.

5 — лонжерон, 6 — дополнительный лонжерон, 7 — уголок-нервюра (сосна толщиной 1 мм), 8 — груз (свинец массой 15 г), 9 — обшивка (лавсановая пленка), 10 — нанладиа (фанера толщиной 1 мм), 11 — вкладки усиления стыка кромки (сосна толщиной 3 мм), 12 — узел крепления ленты, 13 — «плавник», 14 — половины центральной нервюры, 15 — нервюра, 16 — задняя кромка, 17 — стабилизатор. Подробности поз. 1, 2, 4, 5. 6, 13, 14 15 и 16 выполняются из сосновых реек сечением 3X12 мм

Сборка плоского каркаса ведется на розной доске либо столе, затянутом ненужным куском лавсановой пленки с подложенным под нее чертежом в натуральную величину. Все стыки подгоняются как возможно тщательнее, смопу наносят лишь по окончании внимательного контроля качества обоюдной подгонки подробностей. По окончании отверждения клея монтируются подмоторные элементы и части совокупности управления, острые углы кромок легко скругляются, и каркас готовится к обтяжке.

Р и с. 2. Руль высоты:

А — пенопластовый вариант: 1 — окантовка из сосновой рейки 1X4 мм, 2 — передняя кромка из сосновой рейкн 4X4 мм, 3 — пенопластовая пластина толщиной 4 мм, 4 — вставка под кабанчик. 5 — задняя кромка из сосновой рейки 1X4 мм, обшивка — из узкой бумаги на клее ПВА;Б — цельнофанерный вариант (продемонстрирован выполненным нз фанеры толщиной 2,5—3 мм, заготовка из фанеры толщиной 1,5—2 мм

Сперва пленка накладывается на нижнюю часть крыла, позже — на верхнюю.

Для призарки пленки применяют утюг, разогретый до минимальной температуры. Им разглаживают высушенные в течение 0.5— 1 часа клеевые швы из БФ-2. Полезно по окончании окончания обтяжки разрешить модели «отвисеться» несколько дней (а лучше, в случае если хватит терпения, семь дней!].

За это время древесина «привыкнет» к действию стягивающих упрочнений от пленки и сама мало ослабит натяжение — тогда и станет светло, необходимо ли исправлять натяжку либо крутку крыла.

Рис. 3. Варианты топливного бака:
А — бачок для начинающих; 1 — бронзовая трубка 0 3 мм питания двигателя, 2 — бронзовая трубка 0 3 мм заправки и дренажа бака горючим, вольный финиш вывести в районе футорки карбюратора.

3 — низок выкройки бака,4 — винты М2,5 крепления бака на модели,5 — вершина выкройки бака. Выкройку бака вырезать из луженой жести толщиной 0,3 мм, бак паять оловянно-свинцовым припоем;Б — бак для спортивной модели (номера позиций и материалы подробностей соответствуют варианту «А», трубка поз. 2 употребляется для подведения давления наддува полости бака.

Размеры бака 20X40X70 мм, количество около 50 см3);В — полиэтиленовый бак для спортивных моделей; 1, 2 — штатная крышка и пробка флакона, 3 — бронзовая трубка дренажа и заправки либо наддува. 4 — эластичный резиновый шланг, 5 — «груз» из отрезка бронзовой трубки, 6 — полиэтиленовый флакон из-под моющих средств производства ГДР количеством 50 см3, 7 — резиновые кольца крепления флакона.

8 — ложемент из липы, 9 — винт М2,5 крепления ложемента на модели, 10 — гвоздики навески резиновых колец.В любом варианте бак прижимается винтами М2,5 к модели через резиновые шайбы d 20 мм, вырезанные из страницы толщиной 1 мм.

Руль высоты делают по окончании полного монтажа всех элементов «бойцовки», впредь до двигателя с пропеллером. Это разрешит совершенно верно подобрать конструкцию и массу руля в зависимости от применяемого двигателя (его массы) и от требуемой центровки аппарата.

Последняя — в пределах 65 мм от передней кромки крыпа (само собой разумеется, от кромки профиля!], дпя новичков рекомендуется данный размер сократить до 45 мм. Снабженная микродвигателем МК-17 «Юниор» и самодельным древесным воздушным винтом (с ним поведение модели намного лучше, чем со штатным пластиковым) d 180 мм и шагом 100— 130 мм, «бойцовка» превосходно пилотируется на кордах d 0,3 мм, длиной 10 м. Симметричности работы мотора на обратных фигурах и прямых получают, выставляя его по высоте за счет трансформации толщины подмоторных прокладок.

Распыляющее отверстие жиклера должно приходиться совершенно верно на середину высоты бака. Этого несложнее добиться при применении принудительного питания, в то время, когда горючее подается под давлением, нагнетаемым в бак из картера трудящегося двигателя. В таком варианте штатная футорка карбюратора удаляется.

Р и с. 4. Центральный силовой узел комплекта крыла:
1 — подмоторные прокладки (береза), 2 — верхняя накладка (фанера толщиной 1 мм), 3 — трубки d 3,5X0,5 под винты крепления бака, задняя в один момент — ось качалки (обмотать нитками в один слой, клеить в центральной нервюре на эпоксидной смоле), 4 — половины центральной нервюры, 5 — нижняя накладка (фанера толщиной 1 мм).

6 — лонжеронный комплект, 7 — уголок-нервюра, 8 — передняя кромка, 9 — брусок зализа (липа толщиной 12 мм), Ю — бруски моторамы (береза толщиной 12 мм).

Увидим, что модель аналогичного класса с мотором, поднятым чуть выше оси крыла, ведет себя фактически одинаково на обратных эволюциях и прямых!

О вторых подробностях.

Тяги руля высоты — это отрезки вязальных спиц, тяги качалки — высвобожденные от оплетки гитарные струны (седьмая струна без навивки имеет d 0,5 мм], эластичный тросик в тяге качалки — сердечник от тросика спуска затвора фотоаппарата. От него же — направляющие пружинки, заклеиваемые в законцовке. Из струн возможно сделать и высококлассные микрокарабины, замком дпя которых помогают отрезки узких пластиковых трубочек.

Рис. 5. Подробности совокупности управления;

1 — качалка (жёсткий алюминиевый сплав толщиной 1,5—2 мм), 2 — трубки-пистоны (нержавеющая сталь либо латунь, запрессовать в отверстия качалки и раскернить),3 — оконцовка тяги (проволока ОВС 0 1,2 мм), 4 — тяга (жёсткая алюминиевая проволока 0 2—2,5 мм), 5 — пластиковая трубка-фиксатор, 6 — кабанчик (ударопрочный пластик), 7 — подкладка (пластик), 8 — петля (проволока ОВС 0 0,8—1 мм), 9 — обмотка стыка узкой бронзовой проволокой (пайка), 10 — проставка (проволока ОВС d 0,4 — 0,5 мм), 11 — эластичный троcник 12 — ушко (проволока ОВС d 0,5 мм), 13 — карабин (проволока ОВС d 0,5 мм), 14 — пружинка-направляющая (клеить на эпоксидной смоле в законцовке крыла).

Узкая фанера в подмоторном узле возможно заменена склеенным в два-три слоя электрокартоном ипи выструганными узкими липовыми пластинами.

А на подробности кабанчика отправится каждая пластиковая коробка с прямыми углами. Все древесные подробности моторамы покрываются несколькими слоями нитролака, в котором растворено мало касторового масла.

Рис.

6. Воздушный винт длв двигателя МК-17 «Юниор» (d 180 мм, ход 130 мм, материал — береза, граб либо бук).

Маневренные особенности модели существенно повысятся, в случае если установить на нее легкий двигатель с передним распределением (типа «Стриж») и уменьшить руль высоты. Модель облетывалась и на высоких скоростях — с калильным микромотором. Кроме того в этом случае она была достаточно прочной, живучей.

Как ни необычно, «бойцовка» с граненым контуром передней части профиля не подтормаживается на резких эволюциях, не пытается залететь в круг.

А. ДАРЬИН, начальник кружка авиамоделирования


Случайные записи:

Улей-лежак 6 июня 21 рамка.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Эта непростая простота

    Мы все привыкли к тому, что это аппарат, годный разве лишь для приобретения начальных навыков пилотирования. Как правило учебная строится фактически без…

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…

  • Вступление в мир кордовых

    Существует пара школ обучения моделиста-кордовика. Но все они вычислены на условия, в то время, когда новичок приходит в специальный кружок моделизма и в…

  • Паритель класса а1

    Предлагаемая модель планера создана на базе идеи… не использовать в качестве стройматериала композиционные материалы и бальзу. Несущие плоскости…