Решение подсказал планер

20.09.2016 В мире моделей

Издание с чертежами кордового аэроглиссера, развившего рекордную скорость, привлек всех ребят из отечественного кружка. «Будем строить такие!» — недолго думая, заявили они. Разубеждать мальчишек не хотелось, да лучше и не делать этого, в то время, когда страсти разгорелись. Но вот ажиотаж неспешно улегся.

Своим чередом шли занятия, и, постаравшись повторить суперконструкцию, мои подопечные стали понемногу «скисать». Еще мало — и мальчишечья выдумка закончилась бы ничем…
Было нужно безотлагательно оказать помощь им. Как бы невзначай несколько раз я оставлял на столе непривычные для их глаза чертежи свободнолетающих авиамоделей.

С интересом рассматривая «незнакомцев», кружковцы смогли отыскать независимое ответ, которое помогло поддержать их начальный деятельный «запал». Хвостовые балки планеров — это же хороший прототип для корпуса аэроглиссера! Два реечных лонжерона, соединенных в коробчатую балку фанерными боковинами, — вот конструкция, удовлетворяющая требованиям минимального веса, жёсткости и высокой прочности, доступности исходных материалов.

Наряду с этим никаких сложностей с выдалбливанием заготовок, доведением до полупрозрачности. Сборка корпуса-балки займет практически два вечера. А основное — отысканное ответ разрешает сохранить схему рекордного аэроглиссера, практически не увеличив полный вес модели.

Решение подсказал планер
Рис. 1. Кордовый аэроглиссер:
1 — корпус, 2 — воздушный винт, 3 — двигатель, 4 — топливный бак, 5 — пилон, 6 — задний кронштейн навески уздечки, 7— боковой поплавок, 8 — стабилизатор, 9 — передний кронштейн навески уздечки.

В то время, когда конструкция корпуса была прорисована совсем, оставались мелочи: спроектировать боковой поплавок и пилон двигателя.

Раззадорившиеся юные конструкторы мгновенно «выдали» в полной мере успешные наброски и этихже хороший прототип для корпуса аэроглиссера! Два реечных лонжерона, соединенных в коробчатую балку фанерными боковинами, — вот конструкция, удовлетворяющая требованиям минимального веса, жёсткости и высокой прочности, доступности исходных материалов. Наряду с этим никаких сложностей с выдалбливанием заготовок, доведением до полупрозрачности. Сборка корпуса-балки займет практически два вечера.

А основное — отысканное ответ разрешает сохранить схему рекордного аэроглиссера, практически не увеличив полный вес модели.

Рис. 2. Конструкция корпуса:

1 — подошва носового редана (Д16Т, лист 0,5 мм), 2 — основание подошвы (сосна, рейка 2,5 Х23 мм), 3 — косынка редана (липа), 4, 7, 11 — шпангоуты (фанера 2 мм, на непоказанных участках корпуса шпангоуты установлены с шагом приблизительно 100 мм), 5 — «лонжероны» (сосна, репки 2,5×23 мм), 6 — боковина (фанера 1 мм), 8 — бобышка пилона (береза, брусок 12 X 17 мм), 9 — винты М4 крепления пилона, 10 — винты М3 крепления стабилизатора, 12 — бобышка (береза, брусок 7 X 10 мм), 13 — кормовой редан (липа), 14 — транец (липа), 15 — прокладка (ляпа толщиной 6 мм), 16 — усиление стыка (липа, рейка 4 X 6,5 мм), 17 — зализ редана (липа), 18 — стена (фанера 1 мм).

В то время, когда конструкция корпуса была прорисована совсем, оставались мелочи: спроектировать боковой поплавок и пилон двигателя.

Раззадорившиеся юные конструкторы мгновенно «выдали» в полной мере успешные наброски и этих
элементов модели. Пилон — пустотелый. Он не меньше прочен, чем цельнофанерный, но в два раза легче. По конструкции боковой поплавок подобен корпусу, лишь фанерными у него будут не боковины, а верхняя и нижняя обшивки.

Весит он не больше, чем долбленный из липы, а сделать его качественным намного легче. Единственное, с чем не сумели справиться, — с облегчением стабилизатора. Решили для начала остановиться на несложном варианте. Пускай пластина из двухмиллиметровой фанеры и не владеет минимальным весом, но дабы выпилить из нее заготовку стабилизатора, потребуется всего полчаса. А маленьким повышением неспециализированной массы аппарата возможно пренебречь

Рис.

3. Поплавок:
1 — переборка, 2 — стена (липа толщиной 2,5 мм), 3 — обшивка (фанера 1 мм, волокна «рубахи» поперек выкройки) .

Конструкция постоянного сечения разрешила собирать корпус на ровной доске-стапеле (на боку) В отличие от корпусов-долбленок из липы, имеющих округлую форму поперечного сечения, тут обеспечивается громадная точность сборки, что в конечном итоге важно для устойчивости модели в заезде. Сборку вели так.

Сначала на стапеле закрепили фанерный лист правой боковины и на нем, как будто бы на чертеже, выкладывали рейки-лонжероны, бобышки и шпангоуты, промазанные эпоксидной смолой. По окончании отверждения смолы горизонтальную плоскость стыка с левой боковиной зачистили шкуркой и на каркас на том же клее наложили боковину. Оказалась полностью прямая, твёрдая на кручение и изгиб балка.

Осталось мало закруглить ее продольные ребра пара раз покрыть корпус эмалями и водостойкими лаками и приклеить лист дюралюминиевой фольги на подошву носового редана.

Мы убедились, что изготовление корпуса таким методом пара усложняет оконтуривание углубления под пилон двигателя. Те, для кого работа с древесиной внове, смогут обойтись без этого углубления, а пилон потом крепить прямо к борту корпуса.

Действительно, внешний ее сопротивление и вид модели ухудшаются, но возможно не опасаться попадания жидкости вовнутрь балки.

Рис. 4. Пилон мотоустановки:
1 — основание (фанера 3 мм), 2 — боковины (фанера 1,5 мм).

Нужно сообщить пара слов и о совокупности крепления съемных элементов. Сначала мы с ребятами собирались все винты поставить без заклейки, сквозными.

Но позже сообразили, что, заделав их в бобышках намертво, удастся избавиться и от набухания древесины в местах сверления, и от разбалтывания резьбовых соединений, позванного вибрациями двигателя. Сейчас на всех моделях мы стараемся заклеить винты в бобышках из жёсткой древесины. Шляпки утапливаются в соответствующих углублениях, что дополнительно страхует винты от самоотвора чивания, да и внешний вид подробностей выигрышнее — его не портят выступающие головки.

Отверстия под резьбовой участок винтов — уменьшенного диаметра. Винты шепетильно обезжириваются и на эпоксидной смоле туго ввертываются в бобышки. Перед этим полезно выждать с пятнадцать минут, дабы смола, предварительно налитая в отверстия, частично впиталась в поры древесины. По окончании отверждения эпоксидки свободные резьбовые хвостовики очищаются за счет прогона по ним плашки.

сборка и Изготовление поплавка так несложны, что не требуют дополнительных пояснений.

Заготовка стабилизатора монтируется в прорезях стенок поплавка только по окончании окончательной отделки последнего, после этого доводится до кондиции и сам стабилизатор.

Рис. 5. Топливный бак:
1 — трубка питания, 2 — стена, 3 — основание, 4 — заправки и трубка дренажа.

Созданный в отечественном кружке аэроглиссер оборудовался микродвигателем КМД-2,5 с воздушным винтом d 160 мм и шагом 190—200 мм.

Особенного внимания требует подготовка кронштейнов навески уздечки. Они должны быть полностью твёрдыми и надежными. Задний приклепывается к правой консоли стабилизатора, передний (главный) фиксируется винтами крепления двигателя на пилоне.

Приемы балансировки модели простые, по окончании уточнения размеров кронштейнов навески уздечки излишки материала срезаются.

Первые же пробные запуски нового аппарата продемонстрировали, что модель оказалась успешной: она легко стартовала, скоро выходила на режим и не стремилась перевернуться по окончании остановки двигателя.

Масса всецело укомплектованного глиссера без горючего — в пределах 400—450 г. Мы планируем оборудовать двигатель КМД-2,5 глушителем от мотора «Талка-7», что разрешит, не уменьшая мощности, снизить уровень шума до требуемого правилами.

К. Ломов


Случайные записи:

3 ГЕНИАЛЬНЫХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ С ТЕХНИКОЙ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Новые перспективы малых планеров

    Если судить по темпам, с которыми идет профессионализация техники в сравнительно не так давно дешёвом классе планеров А1, скоро и эти «школьные» парители…

  • Модель планера класса а-1

    На соревнованиях школьников Москвы модель ученика 55-й школы Игоря Свистунова в непростых метеорологических условиях (ветер 6—10 м/с) собрала 501 очко….

  • И самолет, и планер

    Схематические модели самолёта и планёра, как мы знаем, начали летать значительно раньше собственных полноразмерных прототипов. Проложив настоящим…

  • Планер игоря щенина

    Радиоуправляемая модель планера выстроена в авиамодельной лаборатории Боткинского Дома пионеров и школьников чемпионом Удмуртской АССР и вторым призером…