-
Резиномоторная «малютка»
12.01.2010 В мире моделей
-
Эту схематическую модель самолета сконструировал М. С. Степченко, один из ветеранов советского авиамоделизма. Основное ее преимущество — простота изготовления. Нужный для постройки материал: сосновые рейки, мало металлической проволоки O 0,6 мм, папиросная и чертежная бумага, резиновая нить O 1 мм длиной около двух метров. Модель прекрасно летает в помещении и на открытом воздухе.
Работу рекомендуем начать с изготовления крыла. Выстругайте рейки сечением 1X3 мм: две длиной 360 мм и четыре — 70 мм. Затем из жести вырежьте четыре полосы размером 3X20 мм и согните их, как продемонстрировано на рисунке. Финиши долгих и маленьких реек смажьте клеем и прочно привяжите к ним полосы.
Сечение реек для нервюр — 0,5X2 мм. Их девять: на центроплане — семь длиной 100 мм и две концевые длиной 80 мм. Изгибайте нервюры на паяльнике либо лампе, финиши заточите в виде лопатки.
В местах угла V кромок крыла приклейте и прижмите две угловые нервюры.
Через 15—20 мин установите остальные. К передней кромке в месте стыка с центральной нервюрой привяжите подкос из жести и прикрепите к нему планку кабанчика. И к ней же приклейте Заднюю кромку крыла.
киль и Стабилизатор склейте из реек течением 1X3 мм (размеры чаны на рисунке). Прикрепите киль и стабилизатор к хвостовой балке фюзеляжа. Ее протяженность 190 мм, сечение переменное от 3X3 до 1,5X2 мм.
Фюзеляж — сосновая рейка длиной 320 мм, сечением 3X4 мм в первых рядах и 3X3 мм в хвостовой части Подшипник — брусок из липы 3X7X10 мм — приклейте к фюзеляжу и обвяжите нитками. Ось отверстия под вал винта сместите вниз и вправо.
Втулку винта сделайте из рейки длиной 55 мм и сечением 3X4 мм.
Пропилы для лопастей, изготовленных из двух слоев чертежной бумаги, выполните лобзиком под углом 35е. Вал винта из металлической проволоки O 0,6 мм закрепите во втулке, по окончании чего проденьте в отверстие подшипника и согните крючок для резиномотора.
Всю модель оклейте папиросной бумагой. Крыло привяжите резиновой нитью к фюзеляжу. Резиномотор — из шести нитей резины круглого сечения O 1 мм. Масса модели — около 15 г.
запуск и Регулировка. Собрав модель, удостоверьтесь в надежности, нет ли перекосов.
Перемещением крыла на протяжении фюзеляжа отыщите центр тяжести модели с резиномотором. Он должен быть на расстоянии 1/3 ширины крыла от передней кромки.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Добившись нужной центровки, отрегулируйте модель на планирование, другими словами без работы винта.Держа одной рукой за фюзеляж и мало наклонив носовую часть вниз, плавным перемещением толкните «Малютку». В случае если модель «задирает» шнобель, крыло переместите к стабилизатору. При крутом полете вниз — пикировании — крыло передвиньте вперед. Прекрасно отрегулированная модель обязана пролететь 8—10 м.
Более сложный этап — регулировка моторного полета.
Закрутив резиновый двигатель на 50—60 оборотов, заберите модель за фюзеляж правой рукой, а левой придержите винт. Легким толчком разрешите войти модель горизонтально. После этого неспешно увеличивайте число оборотов резиномотора. Нужно запомнить, что нельзя двигать крыло по окончании того, как модель отрегулирована на планирование.
В случае если модель кружит, в первую очередь попытайтесь сместить финиш вала винта вправо либо отклонить в ту же сторону киль (либо руль поворота). Но кружение смогут позвать и другие обстоятельства: весовая асимметрия, разная кривизна профиля нервюр у правой и левой поло4 вин крыла.
Время от времени при малой закрутке резиномотора модель летит прекрасно, а при большой — не набирает высоты.
Обстоятельство в том, что очень сильно закрученная резина сгибает рейку-фюзеляж. В этом случае поставьте растяжки либо замените рейку более прочной.
1 — втулка винта, 2 — лопасти винта, 8 — подшипник, 4 — вал винта, 5 — резиномотор, 6 — фюзеляж, 7 — подкос крыла, 8 — передняя кромка крыла, 9 — планка, 10 — нервюры, 11 — задняя кромка крыла, 12 — крючок для резиномотора, 13 — хвостовая балка фюзеляжа, 14 — стабилизатор, 15 — киль.
Не редкость, что в моторном полете модель очень сильно трясет, и чем больше закрутка резиномотора, тем посильнее. Значит, отражается несбалансированность лопастей воздушного винта либо же неверный изгиб крючка вала винта.
В случае если по окончании запуска модель быстро набирает высоту и пытается сделать петлю Нестерова, сместите финиш вала вниз. Для этого срежьте нитки, отклейте подшипники и подточите верхнюю часть вала. В то время, когда модель не хорошо набирает высоту, финиш вала винта нужно переместить вверх.
Регулировать моторный полет направляться угловым смещением вала винта, а планирующий — перемещением крыла на протяжении фюзеляжа (трансформацией центровки), трансформацией угла атаки крыла и поворотом киля.
Для улучшения летных качеств «Малютки» возможно предложить кружковцам, имеющим опыт занятий авиамоделизмом, сделать складывающийся винт.
В.
РОЖКОВ, мастер спорта СССР
Случайные записи:
резиномоторный планер
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Резиномоторная модель самолета класса В-1 спроектирована и выстроена в авиамодельном кружке Дома пионеров Чкаловского района города Свердловска…
-
Не каждый может применять бальзу при постройке моделей. Не везде имеется эмалит и длинноволокнистая бумага для обтяжки. Вот из-за чего авиамоделисты…
-
В первый раз изображения комнатных моделей самолетов, изготовленных из птичьих перьев, я заметил в годы ВОВ, еще будучи мальчишкой. Папа был на фронте, а…
-
Приверженцы класса резиномоторных свободнолетающих авиамоделей В1, не переворачивайте страницу издания, заметив на картинках технику, по внешним…
-