Резиномоторная из пенопласта

15.03.2010 В мире моделей

Не каждый может применять бальзу при постройке моделей. Не везде имеется эмалит и длинноволокнистая бумага для обтяжки. Вот из-за чего авиамоделисты всегда ищут новые, более дешёвые заменители. Предлагаемая резиномоторная модель из пенопласта по весу, прочности и летным качествам не уступает конструкциям, сделанным из бальзы, а по некоторым показателям кроме того превосходит их.

За пара дней ее может изготовить любой начинающий авиамоделист.

Модель весьма чувствительна к изменению и регулировке угла руля поворота, прекрасно выдерживает динамические нагрузки при неудачном старте. Одновременно с этим при транспортировке и храпении с ней необходимо обращаться особенно бережно, стараясь не помять пенопластовые подробности.

Главный материал — пенопласт ПС-4.

Он прочен, имеет маленькую плотность 0,035—0,08 г/см3 (плотность бальзы 0,1—0,2 г/см3), легко режется ножом, пилой, шлифуется наждачной бумагой. При постройке использованы и такие классические материалы, как сосна, липа.

ФЮЗЕЛЯЖ (рис. 1) складывается из двух частей: моторной и хвостовой. Моторная часть сделана из двух шепетильно подогнанных брусков пенопласта.

На внутренней стороне на протяжении каждого бруска карандашом нанесите две линии по размеру внутреннего диаметра фюзеляжа, а на торце прочертите полуокружность того же диаметра. Острым ножом вырежьте из брусков лишний пенопласт. После этого наждачной бумагой, закрепленной на круглом стержне мало меньшего диаметра, чем внутренняя часть фюзеляжа, подгоните полуцилиндр до нужных размеров. Таким же образом изготовьте и вторую подробность моторной части.

Перед тем как соединить их, сделайте трубку из двух слоев чертежной бумаги длиной 80 мм. Диаметр ее должен быть на 0,5—1 мм меньше внутреннего диаметра фюзеляжа Трубку, смазанную с внешней стороны клеем БФ-2, засуньте в переднюю часть одной из половинок. Это нужно для повышения жесткости переднего, самый ответственного узла конструкции. Промазав места соединения клеем, присоедините вторую половинку моторной части.

После этого зафиксируйте их булавками и стяните изоляционной лентой. По окончании склеивания, приблизительно через 24 часа, снимите ленту и ножом придайте фюзеляжу округлую форму. Окончательную обработку выполните наждачной бумагой, сперва с большим абразивом, а позже с небольшим.

Резиномоторная из пенопласта

Рис. 1. Неспециализированный вид модели:

1 — бобышка, 2 — трубка (бумага), 3 — моторная часть фюзеляжа, 4 — пилон, 5 — хвостовая часть фюзеляжа, 6 — шпангоут (пенопласт), 7 — киль, 8 — упор стабилизатора, 9 — выступ для крепления натягивающей резинки, 10 — детермализатор, 11 — стабилизатор, 12 — штырь для крепления натягивающей резинки, 13 — втулка (пенопласт), 14 — трубка (дюралюминий O 6X60), 15 — центроплан, 16 — бобышка, 17 — консоль, 18 — упорная шайба (фанера 1,5 мм).

Рис. 2. Устройство детермализатора:

1 — стабилизатор, 2 — колодка для крепления пластины детермализатора (липа), 3 — нитки с клеем, 4 — пластина детермализатора (дюралюминий 0,5 мм), 5 — экран-подставка детермализатора (дюралюминий 0,4 мм), 6 — штырь для резины, крепящей пластину детермализатора и фитиль на экране-подставке (бамбук O 2 мм).

Рис. 3. устройство и Упор стабилизатора для фиксации руля поворота:

1 — ось (вклеивается в руль поворота, вольно вращается в основании киля), 2 — шайба (целлулоид), 3 — киль, 4 — руль поворота, 5 — пластина, ограничивающая отклонение руля поворота (целлулоид 0,5 мм, вклеивается в руль поворота, хорошо скользит в прорези основания киля), 6 — рейка (липа 2X1,5 мм), 7 — выступ для крепления натягивающей резинки (целлулоид 0,5 мм), 8 — стабилизатор, 9 — упор стабилизатора (целлулоид 1 мм), 10 — шпон (липа 0,5 мм), 11 — штырь для крепления натягивающей резинки (бамбук O 2 мм).

На передний торец моторной части приклейте упорную шайбу, вырезанную по форме фюзеляжа из фанеры толщиной 1,5 мм. В нее засуньте бобышку с винтом мотора.

направляться иметь в виду, что нужно пользоваться клеем БФ-2, ПВА, высокосортным (густым) казеином, возможно эпоксидными смолами. Эмалит, другие клеи и полиэфирные смолы, которые содержат ацетон, использовать запрещено, поскольку они растворяют пенопласт.

На втором финише моторной части, сбоку просверлите два отверстия и вклейте в них втулки, сделанные из полос чертежной бумаги шириной 6 мм. В них вставляется дюралюминиевая трубка для крепления резиномотора.

Хвостовая часть изготавливается подобно моторной с той отличием, что в пенопласт выбран на стенки и конус пара уже.

Перед склеиванием во внутреннюю полость через 100—150 мм засуньте пенопластовые шпангоуты толщиной 8—10 мм; они придают конструкции громадную жесткость. К хвостовой части прикрепите киль, упор для стабилизатора и площадку детермализатора. Из пенопласта изготовьте полую втулку, которая обязана хорошо входить в хвостовую и моторную части для более прочного их крепления. Место соединения подравняйте заподлицо наждачной бумагой.

Моторную часть обтяните капроновой лентой либо узкой стеклотканью, сверху промажьте ее клеем БФ-2. Через 1— 2 часа, в то время, когда клей подсохнет, обтяжку прогладьте теплым утюгом 40—50° для удаления вспучиваний. После этого склейте моторную и хвостовую части фюзеляжа.

КРЫЛО (рис. 4) складывается из центроплана и двух консолей. Центроплан изготовьте из ПС-4, а облегченный изнутри пилон, на котором он крепится к фюзеляжу, — из более плотного пенопласта. С обеих сторон центроплана приклейте нервюры толщиной 1,5 мм с прорезями для штырей. В центроплане на клею закрепите дюралюминиевый и бамбуковый штыри для крепления консолей. Положив на фюзеляж шкурку, подгоните пилон по месту установки.

Пилон с центропланом по окончании центровки модели прикрепите к фюзеляжу на клею штифтами O 2 мм.

Рис. 4. Крыло:

1 — корневая нервюра (фанера 1,5 мм), 2 — консоль, 3 — бобышки, 4 — лонжерон (сосна 2X5 мм), 5 — нервюра консоли (липа 1,5 мм), 6 — концевая часть консоли, 7 — концевая нервюра, 8 — угольник (дюралюминий 0,3 мм), 9 — прорезь для вклеивания угольника.

Рис. 5. Пилон с центропланом:

1 — центроплан, 2 — штырь (дюралюминий 2X7 мм), 3 — шгырь (бамбук 2X4 мм), 4 — нервюры центроплана (фанера 1,5 мм), 5 — пилон, 6 — штырь (сосна O 2 мм), а — крепление цептроплана к пилону и пилона к фюзеляжу.

Вырежьте из пенопласта пластины по размерам каждой части консолей. К их торцам прикрепите нервюры. наждачной бумагой и Ножом предварительно обработайте плоскости крыла до профиля нервюр.

В средней части ножовкой пропилите паз для лонжерона, вырежьте пазы на передней кромке для вклеивания реек из липы, мало подрежьте заднюю кромку и приклейте полосу из более плотного пенопласта либо липы. После этого заостренной железной пластиной со стороны корневых нервюр сделайте по два отверстия для крепления консолей к центроплану.

В том месте, где оканчиваются штыри, в консолях предусмотрите вырезы для вклеивания бобышек из более плотного пенопласта В то время, когда клей высохнет, наждачной бумагой «доведите» профиль крыла и отшлифуйте.

Концевые части консоли сделаны кроме этого из пенопласта, но без лонжерона.

Для задней кромки и концевой нервюры заберите плотный пенопласт либо липу.

Консоли обтяните капроновой лентой, как описывалось выше, и скрепите с концевыми частями, каковые возможно не обтягивать. Место соединения дополнительно проклейте полосой папиросной бумаги.

СТАБИЛИЗАТОР — безлонжеронный, имеет плоско-выпуклый профиль.

Передняя кромка из липы, задняя и законцовки — из более плотного пенопласта. Профиль стабилизатора выточите по шаблону. Хвостовик для детермализатора вклейте по средней хорде.

КИЛЬ — безлонжеронный, двояковыпуклый. Передняя руль и кромка поворота из плотного пенопласта. Руль закрепите на бамбуковых осях O 1 мм.

ВИНТ (рис. 6) O 560 мм с лопастями утолщенного профиля изготовлен из жёсткого плотного пенопласта (по той же технологии, что и из дерева). В корневой части каждой лопасти ножовкой пропилите паз и вклейте фанерную пластину толщиной 1,5 мм.

В этих местах лопасти оклейте капроновой лентой и после этого с обеих сторон наклейте пластинки из целлулоида толщиной 0,5 мм.

Рис. 6. Винт:

1 — пластина (фанера 1,5 мм), 2 — щечки (целлулоид 0,5 мм), 3 — отверстие для оси, 4 — булавка для крепления резинки, стягивающей лопасти.

Рис. 7. Ступица, стопорное устройство и бобышка:

1 — отверстие для закрутки резиномотора, 2 — шпилька для крепления ступицы вннта к оси (сталь O 1,4 мы), 3 — нитки с клеем, 4 — ступица (дюралюминий 1 мм), 5 — ось лопасти винта (дюралюминий O 1,5 мм), 6 — ось (проволока ОВС O 3X65 мм), 7 — стопорная пружина (из проволоки O 0,3 — 0,4 мм), 8 — подшипник 10X4, 9 — пенопласт,10 — верхнее покрытие (шпон, липа толщиной 1 мм), 11 — бобышка (липа), 12 — стопорный винт (М3), 13 —стопорная втулка (силумин), 14 — серьга для резиномотора (дюралюминий 1—1,5 мм), 15 — шпилька для крепления серьги стопорной втулки (сталь O 1,4 мм), 16 — втулка для оси (дюралюминий), 17 — упорная шайба (сталь 0,5 мм), 18— вкладыш (бук), 19 — упорная шайба (сталь O 10X1 мм).

Конструкция ступицы, стопорного и бобышки устройства продемонстрирована на рисунке 7.

КРАТКАЯ Характеристика

Площадь, дм2:
крыла……………………………………………15,1
стабилизатора……………………………….3,86
Вес, г:
фюзеляж с пилоном………………………77
крыло……………………………………………80
стабилизатор………………………………..10
винт с бобышкой……………………………41
резиномотор (из круглой резины)……40

А. ДУБОВИК


Случайные записи:

How to make a rubber band plane.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Радиоуправляемый пенопласт

    В данной публикации разговор отправится о конструировании пенопластовых электролётов. Сейчас моделисты получили доступ к прекрасному материалу для…

  • Планер из пенопласта

    Предлагаемые простые конструкции планеров созданы в кружке экспериментального конструирования СЮТ г.Костромы. Все они выполнены преимущественно из…

  • Резиномоторная класса b-1

    Резиномоторная модель самолета класса В-1 спроектирована и выстроена в авиамодельном кружке Дома пионеров Чкаловского района города Свердловска…

  • На стапеле — пенопласт

    эпоксидная смола и Стеклоткань… Когда-то они совершили переворот в су-доюделизме, разрешив возможность выклеивать корпуса любых обводов и для любых…