Системы спасения моделей ракет

08.02.2010 В мире моделей

Как обеспечить надежную и безаварийную посадку моделей ракет? Над ответом данной технической задачи бьются многие моделисты. По данным статистики более половины моделей по окончании спуска имеют поломки. Но идет время, приобретается опыт, все разнообразнее становятся методы спасения моделей.

И не смотря на то, что мы все еще сохраняем надежду на парашют, длятся работы по созданию и других систем спасения. Это во многом диктуется тем, что показались многоступенчатые модели, модели-копии ракет-носителей космических судов: на их изготовление моделисты затрачивают большое количество сип и времени.

Одним из необходимых требований «Правил проведения соревнований по ракетному моделизму» есть спуск ступеней на замедляющем падение устройстве.

Стали использоваться ленточные парашюты, вымпелы. За границей проводятся кроме того интернациональные соревнования на длительность спуска моделей ракет на ленте размером 50X500 мм. В соревнованиях моделей на длительность спуска на парашюте советские моделисты достигли высоких результатов — более 20 мин.

В Столичной области решили усложнить соревнования на длительность спуска — в первый раз стали проводить старты в пара туров с ограниченным числом моделей.Системы спасения моделей ракет

Таковой порядок привёл к необходимости «сажать» модели через определенное время и доставлять их судьям для контроля.

Выходом из этого затруднительного положения может стать, как вычисляют ведущие моделисты, использование таймера. направляться подчернуть, что в первый раз примитивный таймер (тлеющий фитиль) был использован гомельскими ракетомоделистами в первой половине 70-ых годов XX века на Всесоюзных соревнованиях в Житомире.

Рис. 1. Боковой блок:

1 — двигательный отсек, 2 — втулка двигательного отсека, 3 — нихромовая нить, 4 — крышка, 5 — имитационный шпангоут, 6 — втулка парашютного отсека, 7 — парашютный отсек, 8 — амортизатор, 9 — парашют.

Безаварийное приземление — неприятность номер один для ракетомоделистов, строящих модели-копии. Они демонстрируют попеты, весьма схожие с полетом прототипов: натурное деление ступеней, отделение боковых блоков.

А для повторного запуска нужно обеспечить надежную посадку модели.

Занимательная работа в этом направлении ведется в кружке ракетного моделизма филиала ЦСЮТ Латвийской ССР. Предлагаемые разработки, на отечественный взор, воображают интерес для читателей.

Анализ обстоятельств отказа совокупностей спасения побудил нас создать и опробовать пара новых вариантов.

самый интересный — спасение боковых блоков ракет-носителей — продемонстрирован на рисунке 1.

Боковой блок в зоне размещения шпангоута разрезается на две части: нижняя — двигательный отсек, верхняя — парашютный. Разделяются они крышкой, которая вставляется во втулку по окончании того, как уложен парашют Втулка вклеивается в верхнюю часть бокового блока. Стыкуются (соединяются) верхняя и нижняя части втулкой, вклеенной в нижнюю часть.

Место стыковки двух частей закрыто имитационным шпангоутом, выполненным в виде полосы из бумаги, добрая половина которой приклеена к парашютному отсеку, а вторая как бы свисает над линией разъема, закрывая ее.

Трудится совокупность так: по окончании работы двигателей боковых блоков последние отделяются от центрального блока второй ступени, и по окончании одной секунды (в частности таким должен быть замедлитель) срабатывает вышибной заряд.

Верхняя часть вылетает вместе с крышкой из втулки, но ни-хромовые нити быстро тормозят ее перемещение, вырывая парашют и крышку.

Сейчас разберем конструкцию совокупности спасения первой ступени на примере ракеты «Космос». Как видно из рисунка 2, на боковой поверхности цилиндрического корпуса вырезано круглое отверстие, куда вклеивают контейнер.

Снаружи контейнер закрыт крышкой, которая хорошо подогнана по его периметру и именно поэтому удерживается в контейнере. Крышка приклеена нитью к корпусу, дабы при отстреле парашюта она не терялась. Сам механизм отстрела напоминает рогатку, с той только отличием, что стреляет парашютом.

Рис. 2. Модель ракеты «Космос»:

1 — корпус, 2 — контейнер, 3 — крышка, 4 — парашют, 5 — ферма первой ступени, 6 — вторая ступень, 7 — бусинка, 8 — дистанционная трубка, 9 — нить, 10 — кронштейн, 11 — резинки рогатки.

Конструкция этого механизма такова: две резинки крепятся диаметрально противоположно в контейнера парашютного отсека на расстоянии до 1 мм от горца засунутой крышки.

К месту скрещения резинок с наружной стороны привязывают стропы парашюта, а с внутренней — нить (леска 0,5 мм), которая проходит через отверстия в кронштейне, закрепленном на корпусе ракеты, и выводится наружу.

Кронштейн необходимо установить гак, дабы резинки проходили сбоку от дистанционной трубки. К концу нити возможно привязать бусинку, дабы по окончании состыковки со второй ступенью ракеты она вместе с нитью как бы заклинивалась между корпусом второй ступени и фермой.

Наряду с этим протяженность нити должна быть таковой, дабы резинки были в растянутом состоянии. Сейчас необходимо сложить парашют и поместить его в контейнер, закрыть модель — и крышку готова к запуску. По окончании расстыковки ступеней нить освобождает резинки, каковые она удерживала, и происходит отстрел парашюта.

Данный вариант спасения удобен для моделей-копий тем, что прекрасно подогнанная крышка контейнера не портит неспециализированного вида модели и не воздействует на ее копийность. Обратите внимание на то, дабы посадка крышки в контейнере не была через чур плохой. Совокупность легко проверяется без трудящихся двигателей.

И еще один вариант спасения первой ступени модели-копии, где нет места для установки контейнера, другими словами случай, в то время, когда диаметр корпуса ракеты больше диаметра двигательного отсека всего на пара миллиметров. сравнительные размеры и Схема стыковки ступени на примере ЗУРа (рис. 3).

Рис. 3. Модель ЗУРа:

А — стартовое положение, Б — момент раскрытия парашюта.

1 — корпус, 2 — двигатель, 3 — трубка, 4 — парашют, 5 — упорное кольцо, 6—7 — направляющие втулки, 8 — ограничительное кольцо.

В этом случае место для установки парашюта имеется лишь в кольцевом зазоре, между втулкой двигателя и корпусом ракеты.

Конструкция совокупности спасения такова.

В корпусе помещен двигатель, засунутый в трубку, к финишам которой приклеены направляющие втулки. Упорное кольцо прикреплено к внутренней поверхности корпуса у самого основания. оптимальнеекольцо изготовить из дюралюминия Д16Т.

Его необходимо вклеить лишь по окончании того, как в корпус будет засунута трубка с втулками. Парашют привязан к трубке и укладывается в кольцевой зазор между трубкой и корпусом. Упором для предотвращения перемещения трудящегося двигателя может служить ограничительное кольцо.

Дабы втулка легко перемещалась в корпусе, натрите ее парафином. К запуску ступень готовят так: необходимо вытянуть трубку наружу до упора, уложить около нее парашют, после этого бережно, дабы не порвать парашют, поместить ее в корпус, установить двигатель. По окончании установки вторых ступеней возможно произвести запуск модели.

Когда получит двигатель второй ступени, над втулкой образуется повышенное давление, которое вытолкнет трубку с уложенным около нее парашютом. Наряду с этим втулка упрется в упорное кольцо. Парашют, выйдя из территории корпуса, раскроется.

В один момент происходит и расстыковка ступеней. Перемещение трубки происходит мгновенно, в связи с чем удар втулки о кольцо может привести к отскоку парашютного отсека обратно в корпус. Исходя из этого сопрягаемые кольца и поверхности втулки сделаны конусными, дабы, во-первых, парашют не зацепился за края кольца, во-вторых, дабы уменьшить вертикальную составляющую при ударе, и в-третьих, дабы зафиксировать крайнее положение парашютного отсека за счет «заклинивания» втулки в кольце.

Эта совокупность трудится надежно, но нужно бережно укладывать парашют. Не нужно обматывать двигательный отсек стропами. Пара пробных запусков — и гарантирована безотказная работа предлагаемой совокупности.

И. РОМАНОВ, инженер


Случайные записи:

Сборка ракеты \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Система спасения — «ротор»

    Всего четыре класса включает в себя одна из самых свежих категорий ракетных моделейна длительность полёта с роторомS9. В соревнованиях данной категории…

  • Модель ракеты класса s6a из карелии

    За последние 3 — 4 года в перечнях призёров больших русских соревнований по ракетомодельному спорту всё чаще видятся фамилии «ракетчиков» республики…

  • Модели-копии ракет

    Одним из занимательных видов соревнований у ракетомоделистов являются запуски моделей-копий — необычных миниатюрных ракет. В спортивном кодексе ФАИ и…

  • Модель-копия чемпиона

    20010,0,3500, (Окончание. Начало в № 5 и 11 ’02) Ракета-носитель «Союз У-2» с КК «Союз ТМ-12». В статье «Союз» — космический долгожитель»…