Спортивный швертбот на домашней верфи

26.05.2010 В мире моделей

«Мотылек» — так именуется данный спортивный швертбот. Тысячи аналогичных суденышек бороздят акватории водохранилищ и озёр во многих государствах мира. Особенно популярны суда для того чтобы класса в Чехословакии и ГДР.

Парусники эти не являются монотипами, другими словами не имеют строго определенной формы. Правила допускают при сохранении главных размерений судна как модификации его обводов, так и применение разных материалов для того чтобы. Один из конструктивных вариантов «Мотылька» мы и предлагаем вниманию отечественных читателей. Размерения парусника следующие: громаднейшая протяженность — 3,35 м, громаднейшая ширина — 1,6 м, площадь парусности — 8 м2.

Приведенные технология и чертежи постройки суденышка вычислены на применение прессованного картона (оргалита). Причем целый корпус образован из одного страницы толщиной 3 мм.

Рис. 1. Корпус спортивного швертбота «Мотылек»:
I — форштевень, 2 — штаг-путенс, 3 — дека, 4 — переборка, 5 — степс, 6 — бимс, 7 — вант-путенс, в — швертовый колодец, 9 — шверт, 10 — кокпит, 11 — переборка кокпита, 12 — транец.Спортивный швертбот на домашней верфи

Для этого потребуется лист размером 1640X3400 мм.

Он размечается с обеих сторон. Размещение линий на лицевой и обратной сторонах страницы продемонстрированы на рисунке 2. Перпендикулярно линии ДП направляться совершить прямые; потом тут будут установлены переборки. Их размещение продемонстрировано на рисунке 1.

Рис. 2. схема листа-нанесения и Разметка заготовки надрезов.

По окончании разметки лишний материал удаляется. После этого картон надрезается по линиям сгиба примерно на половину его толщины.

Надрезы делаются лишь со стороны линий разметки. Эту операцию направляться делать весьма бережно, дабы не прорезать картон полностью.

Рис. 3. Ван-путенс

Потом из пятимиллиметрового оргалита вырезается транец. В его диаметральной плоскости (по оси симметрии) приклеивается любым водостойким клеем древесная рейка, на которой будет установлено рулевое устройство.

Сейчас приступаем к сборке корпуса. Размеченный и надрезанный лист оргалита сгибается, как продемонстрировано на картинках, и к взятой заготовке струбцинами крепится транец; таким же образом соединяют страницы и в передней части корпуса, образуя форштевень.

Не забудьте, что он обязан усилен вставкой из древесины жёстких пород — дуба либо ясеня.

Рис. 4. штаг и Степс-путенс

Совсем транец фиксируется на корпусе полосами стеклоткани (в 2— 3 слоя), пропитанными эпоксидным клеем. Совершенно верно так же изнутри и снаружи проклеиваются и перегибы корпуса.

По окончании отверждения смолы в корпус вклеивают переборки из оргалита толщиной 5 мм либо фанеры толщиной 3—4 мм.

Рис. 5. Рулевое устройство:
1 — удлинитель,2 — переходник (резиновая трубка),3 — румпель.4 — перо руля

Устройство швертового колодца нарисовано на рисунке 1. Планирует он на клею и шурупах из фанеры толщиной 5 мм и сосновых реек. Перед вклейкой его в днище прорезается щель.

Размер щели, равно как и ширина швертколодца, определяется толщиной шверта. Крепление колодца к дну — шурупами и эпоксидным клеем с последующей проклейкой места стыка полосами стеклоткани.

Рис. 6. Шверт

«Мотылек» имеет самоотливной кокпит, что значительно облегчает установку швертбота на ровный киль по окончании его опрокидывания и исключает заливание кокпита волной.

А непотопляемость паруснику снабжает заполнение пенопластом пространства между транцем и третьей переборкой (см. рисунок 1). Для стока воды из кокпита в четвертой переборке и транце на уровне дна кокпита прорезают отверстия (шпигаты). Изнутри кокпит оклеивается стеклотканью либо хлопчатобумажной материей на эпоксидном клее. Дабы ноги яхтсмена не скользили по дну, незадолго до отверждения смолы оно посыпается опилками либо сухим песком и прокатывается валиком.

Перед установкой палубы ко второй переборке нужно болтами прикрепить вант-путенсы (рис. 3), изготовленные из дюралюминиевого либо металлического профиля «уголок» с толщиной полок 2 мм для стали либо 4—5 мм для дюралюминия.

Рис. 7. Рангоут:

1 — мачта,2 — гик,3 — блок грота-фала. 4,5,7 — гика и оковки мачты, 6 — оттяжка, 8 — утка, 9 — лик-паз.

Палуба кроме этого вырезается из прессованного картона.

Крепление ее к корпусу — Эпоксидной смолой и полосками стеклоткани. Затем направляться зачистить все шероховатости и потеки и оклеить корпус стеклотканью на эпоксидной либо полиэфирной смолах. В крайнем случае стеклоткань возможно заменить хлопчатобумажной тканью, а смолу — любым водостойким лаком либо краской

На палубе устанавливается штаг и степс мачты-путенс (рис. 4) — отрезки металлического профиля таврового сечения.

Р и с. 8. Последовательность формирования корпуса

шверт и Перо руля (рис. 5, 6) вырезаются из металлического трехмиллиметрового страницы либо из дюралюминия толщиной 6 мм. Хороший шверт получается из фанеры толщиной около 20 мм, в случае если придать ему удобообтекаемый двояковыпуклый профиль.

Румпель с удлинителем из дубовых либо ясеневых реек.

Рангоут «Мотылька» выклеивают из сосновых реек сечением 25X75 мм (для мачты) и 20X40 мм (для гика). В обеих подробностей проделываются фигурные прорези — лик-пазы. В них закрепляется парус. Порезать лик-паз направляться до склейки реек в пакет. В верхней части мачты выпиливается окно для установки шкива под грота-фал.

Рис.

9. Оковки:
1 — верхняя оковка мачты, 2 — нижняя оковка мачты, 3 — оковка гнка.

По окончании гика обработки и окончательной мачты их пропитывают тёплой олифой и лакируют.

Оковки рангоута (рис. 9) вырезают из листовой нержавеющей стали, или из простой стали с последующим цинкованием.

шитью и Раскройке паруса направляться выделить самое внимание, потому, что от тщательности его изготовления зависят ходовые качества судна. Сшить парус возможно из лавсана, парусины либо палаточной ткани. Подойдет кроме этого подушечный тик либо болонья. Всего ее потребуется около 13 м при ширине 1 м. Размеры отдельных полотнищ приведены на рисунке 10. При сметывании заготовок нужно давать припуск на швы около 50 мм. Сшивают полотнища на швейной машине, в обязательном порядке швом типа «зигзаг».

Рис. 10. Раскрой паруса:
1 — шов.

2 — латкарман, 3 — фаловый угол, 4 — фаловая дощечка, . 5 — шкотовый угол с люверсом, 6 — галсовый угол с люверсом.

Со стороны задней шкаторины в парус вшивают латкарманы под латы — узкие дощечки, придающие парусу определенную форму. Все углы усиливаются боутами — треугольными кусками ткани.

К фаловому углу прикрепляется кроме этого фаловая дощечка — треугольная дюралюминиевая пластина с отверстием в верхней части для стыковки с гротафалом.

К передней и нижней шкаторинам паруса пришивается синтетический либо растительный лик-трос 0 8 мм. Задняя
шкаторина обшивается полосой ткани, вырезанной из того же материала, что и парус.

Стоячий такелаж швертбота (пара и штаг вант) выполняется из металлического троса d 3—4 мм. Финиши троса заделываются в коуш либо в бронзовую трубку. Для штага и натяжения вант помогают винтовые талрепы.

На этом строительство спортивного парусника можно считать законченным. Поднимайте парус и отправляйтесь в первое плавание!

По данным издания «Практик», ГДР


Случайные записи:

Тренировка: Швертбот Луч-Стандарт


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Спортивные снаряды чемпионов

    Перед тем как сказать о первой ракето-модели, пара слов о ее конструкторе — Александре Тарасове. Живет он в маленьком сибирском городе Югорск (Тюменская…

  • Для домашней верфи

    Начальник судомодельного кружка из города Ровно В. Орлов делится своим опытом «механизации трудоемких работ» в модельном производстве. Он предлагает три…

  • Ракетный со спортивным прошлым

    Эффектная скоростная радиоуправляемая модель-полукопия ракетного катера, созданная на базе корпуса спортивной гоночной модели, отражает одну из тенденций…

  • «Авиационный» вариант

    Тот, кто хоть раз видел заезды скоростных радиоуправляемых судомоделей, точно на долгое время запомнит «верховный пилотаж» микрокатеров, исполняемый ими…