С туннелем или поплавками?

13.10.2016 В мире моделей

Чуть показавшись на свет, новый судомодельный класс FSR-H («гидро»), рассчитанный на групповые гонки по несложной расстоянию, сразу же привлек общее внимание спортсменов всех государств. Широкий спектр возможностей поиска схемы, не «зажатой» строгими рамками технических требований, доступность изготовления относительно несложных моделей и относительная несложность «пилотажа» радиоуправляемых глиссеров — все это шло только на пользу привлекательности нового класса.

Отечественный издание сразу же с возникновением «гидр» (так с легкой руки моделистов нарекли подобные аппараты) познакомил судомоделистов с первыми образцами и условиями соревнований спортивной техники. Прошло пара лет… Каковы же «гидры» сейчас!

Так как период начальных поисков прошел, начал проявляться опытный уровень проектирования.

Первой воображаем вашему вниманию достаточно необыкновенную модель класса FSR-H 3,5, созданную чехословацким спортсменом, мастером спорта В. Двораком. Издание «Моделарж», в котором были опубликованы чертежи радиоскутера, представил разработчика как приверженца нетрадиционных технических непрестанного поиска и решений наилучших схем.

Сразу же напомним, что созданный Двораком катер-катамаран туннельного типа не единственный; подобные автомобили, не смотря на то, что и не так довольно часто, возможно встретить на соревнованиях разного ранга, впредь до чемпионатов мира.

Этот же глиссер есть предстоящим развитием модели, с которой мы познакомили читателей-судомоделистов в «М-К» № 8 за 1987 год. Если сравнивать с катером-«трехточкой» новый имеет улучшенные ходовые качества.

Управление рулем с поворачивающимся валом гребного винта сделало модель значительно более маневренной. А туннельная схема придала глиссеру такие свойства, как увеличенная устойчивость на виражах и более высокие разгонные характеристики.

С туннелем или поплавками?

Модель с двигателем рабочим количеством 3,5 см3 чехословацкого спортсмена.

Внизу продемонстрирована выкройка борта поплавка с наложенными стрингерами и выкройка борта центрального корпуса. Габаритная протяженность модели около 740 мм. Справа продемонстрированы шаблоны шпангоутов.

На модели установлен двигатель МВВС-3,5 с редуктором, имеющим передаточное отношение 1:1,68 (шестерня 16 и 28 зубьев, модуль 1). Гребной винт самодельный, трехлопастный, O 45 мм. Аппаратура управления — двухканальная.

По конструкции глиссер несложен и легко воспроизводим без применения спецоснастки.

Все части боковин корпуса и поплавков вырезаны из фанеры толщиной 1,5 мм. Из этого же материала сделаны и шпангоуты поперечного комплекта, не считая шп. 6, имеющего толщину 3 мм. Сборка корпуса содержится в приклейке к бортам стрингеров сечением 3X3 и 4X4 мм (сосна; связующее для всей сборки — эпоксидная смола), последующем монтаже и контроле боковин и взаимного положения шпангоутов и в последней проливке швов смолой.

По окончании вышкуривания взятого каркаса он дообшивается страницами фанеры толщиной от 1,2 до 1,5 мм. Внутренности корпуса и поплавков лакируются разжиженной «эпоксидкой».

Перед окончанием отделки корпуса в нем устанавливается гребной вал в дейдвуде и топливный бак количеством около 200 см3, приспособленный к условиям езды по круглой траектории в направлении хода часов.

Кроме этого нужно смонтировать и буковые бруски моторамы. На данной модели двигатель ставился посредством узлов, включающих блоки из силиконовой резины. Напоследок большая часть свободных количеств корпуса заполняется само-вспенивающимся либо простым пенопластом.

Вся поверхность катера оклеивается стеклотканью средней толщины, шлифуется и окрашивается по известным разработкам.

Приемник, руль и питание аппаратуры-машинка управления газом двигателя, размещаются перед двигателем, в отсеке между шпангоутами 3 и 4. Крышка отсека — из оргстекла толщиной 3 мм, разъем уплотнен листовой губчатой резиной. Второй аккуратный механизм аппаратуры ставится между шпангоутами 5 и 6 и помогает для управления положением карданного гребного вала.

Вторая конструкция относится к спортивным «суперснарядам», предназначенным для принятие участия в соревнованиях самого большого ранга. Ее создатель — узнаваемый эксперт в судомодельном классе «гидро», итальянец Джино Алонги — избрал для постройки самая популярную среди спортсменов сегодняшнего дня схему с двумя передними разнесенными поплавками. В пользу правильности выбора говорит последовательность больших удач на итальянский чемпионатах и мира.

Базой данной модели, относящейся к классу FSR-H 7,5, есть стеклопластиковый центральный корпус. Использование данного материала по большей части обусловило понижение массы глиссера до 2,7 кг против 3,5 кг у модели этого же спортсмена во второй половине 80-ых годов XX века. Вместе с корпусом выполнен и обтекатель мотоустановки (крышка после этого отделена).

Не считая одного силового шпангоута, в выклейке монтируется еще только последовательность резьбовых грибков для навески моторамы и кормовой механики.

Модель с двигателем рабочим количеством 7,5 см3 итальянского спортсмена. Габаритная протяженность модели около 1000 мм. Картинки подготовлены по данным издания «ЭКО модел», Италия.

Поплавки вырезаны из пенопласта и оклеены снаружи листовым пластиком по окончании монтажа узлов крепления.

Все поплавки регулируемые, имеется возможность изменять их угол «атаки» в зависимости от состояния поверхности акватории. Передние связаны железными трубками-балками, входящими в узлы корпуса. Привлекает внимание профилировка дна корпуса: до шпангоута маленькая выпуклость с плоским участком, потом — плоскость с широкой, открытой снизу шахтой для проводки дейдвуда.

Базой направляться есть калильный двигатель ОПС-7,5 с резонансной выхлопной трубой, приводящий во вращение гребной винт диаметром около 60 мм и шагом 87—91 мм. Редуктор не используется; рабочие обороты вала 22—24 тыс. в 60 секунд с упомянутыми гребными винтами компании «Октура». Питание двигателя горючим под давлением, причем уникальна совокупность баков включающая главный количество 240 см3 и дополнительный (расходный) величиной 15—30 см3.

Двигатель ставится в литую мотораму, которая через эластичные узлы с резиновыми блоками 15X15 мм навешивается на винтах М4 на бортах корпуса. Вентиляция мотоотсека и обеспечение карбюратора воздухом — через маленькие окна в капоте и через щель около патрубка выхлопной трубы.

Аппаратура радиоуправления — с тремя аккуратными механизмами (поставленными на единую плату из железных «п»-профилей): управление рулем, карбюратором и дополнительно — «иглой» карбюратора.

Круглые окна в выклейке корпуса для подхода к аппаратуре и к узлу регулировки высоты гребного вала перед запусками заклеиваются особой липкой лентой.

С карбюратором O 9 мм и горючим с 10—20 процентов нитрометана модель по скорости переходит предел 100 км/ч. Подобный аппарат употребляется и в классе 3,5 см3. Масса таковой автомобили находится в пределах 1600—1700 г. Двигатель ОПС с винтом шагом 70—75 мм трудится на 26—27 тыс. об/мин.

Нужно отметить рвение конструктора улучшить кроме того такую, очень успешную модель. На некоторых модификациях ее исследовалось влияние «спойлеров» (аэродинамических антикрыльев, создающих прижим к воде), смонтированных на передней балке поплавков. В других случаях прикасаясь к бортам носовой части корпуса дополнительно пристыковывались подобия поплавков, имеющих обращенный летный профиль.

Кормовая часть модели с цельноповоротной мотоустановкой.

Привод гребного винта — при помощи эластичного вала, соединяющего вертикально расположенный коленвал двигателя с горизонтальным гребным валом.

Комментарий эксперта

Хотелось бы подчернуть, что приведенные модели далеко не всецело ограничивают спектр успешной работы конструкторов в судомодельном классе «гидро».

Не смотря на то, что на сегодня господствуют автомобили, по схеме схожие с глиссером итальянского спортсмена, не так уж редки попытки «оторваться» от ставшего массовым направления. Не бесплодны поиски в переносе на модели ответов, оправдавших себя в громадном спорте; много возможностей имеется и в совершенствовании отдельных узлов.

Например, как пример уникальную цельноповоротную мотоустановку с эластичным валом, продемонстрированную на картинках (увидим, что это не испытательная техника, а уже использовавшаяся на одном из чемпионатов мира), либо же подобный мотоблок, но соединенный с очень необыкновенным катером-«трехточкой» болгарских спортсменов. Так что вычислять, что поиск в классе «гидро» закончен, никак запрещено. А какими станут эти модели на следующий день, сильно зависит среди них и от вас, читатели-судомоделисты.

Я. ВЛАДИС


Случайные записи:

Fishing Planet (0.5.8). Флорида. Павлиний Басс. (Поплавок)


Похожие статьи, которые вам понравятся: