Тяжеловесы голубых дорожек

26.02.2016 В мире моделей

Сейчас мы в первый раз знакомим вас с самыми тяжелыми и замечательными представителями судомодельного класса F1-V. Это скоростные радиоуправляемые суда с двигателями рабочим количеством от 10 до 15 см3. К одной из самые удачных разработок в этом подклассе относится модель А. Байдерякова.

Корпус модели планирует из двух заготовок — нижней («днища») и верхней («палубы»). Любая из них формуется в собственной матрице. Перед тем как приступить к работе форму покрывают узким ровным слоем разделительного состава (мыло, «Эдельвакс», крем для бритья «Флорена» либо «Корсар»), Затем в углубления под реданы укладывают жгуты из стекловолокна, пропитанные эпоксидной смолой, и всю рабочую поверхность матрицы закрывают двумя слоями стеклоткани толщиной 0,1 и 0,3 мм.

Ткань должна быть насыщена смолой, введенной из расчета 1 : 1 к массе стекловолокна. После этого выкладывается заблаговременно подогнанная пенопластовая «прослойка» из ПХВ-1 толщиной 3,5—4 мм, а поверх нее — еще один слой стеклоткани толщиной 0,3 мм.

Матрица с «начинкой» помещается в герметичный полиэтиленовый мешок, из которого выкачивают воздушное пространство. В вакууме выклейка выдерживается 6—8 часов до отверждения связующего. Извлекать готовую подробность из матрицы возможно не раньше, чем через дни.

Для упрочнения слоеной конструкции и улучшения связи между несущими оболочками полезно еще перед выкладкой пенопластовой прослойки выполнить в страницах пенопласта отверстия O 1 мм на расстоянии 30—40 мм друг от друга. При формовке в вакууме они заполнятся смолой, увеличив так надежность сцепления всех прослойки и слоёв стеклоткани.

Верхняя часть корпуса делается так же.

Отличие только в том, что все три слоя стеклоткани тут однообразной толщины — 0,1 мм, и эпоксидной смолы в них вводится побольше, из расчета 1,2 весовых части смолы на 1 весовую часть ткани.

Тяжеловесы голубых дорожек
Радиоуправляемая модель класса F1-V15:

1 — воздухозаборник, 2 — передний шпангоут, 3 — карбюратор двигателя, 4 — двигатель, 5 — вал, 6 — дейдвуд, 7 — задний шпангоут, 8 — канал под глушитель, 9 — гребной винт, 10 — руль, 11 — резонансный глушитель, 12 — защелка, 13 — моторама, 14 — «управляемая игла» жиклера, 15 — продольная перегородка, 16 — крышка моторного отсека, 17 — топливный бак, 18 — антенна, 19 — крышка аппаратурного отсека, 20 — кронштейн.

Перед извлечением дна из матрицы в нем заклеиваются транец из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм, продольные перегородки и шпангоуты, созданые в форме слоеных панелей типа стеклоткань — пенопласт — стеклоткань либо стеклоткань — пенопласт.

В заднем шпангоуте и транце должны быть подготовлены отверстия для заклейки стеклопластиковой трубки — канала под резонансный глушитель.

Крышку моторного отсека вырезают из выклейки корпуса и подвешивают на петлях, в закрытом положении она фиксируется защелкой. Крышка аппаратурного отсека — из листового оргстекла толщиной 3—4 мм, на корпусе крепится шестью винтами М3 с прокладкой шва полосой пористой резины толщиной 2—3 мм.

Антенной для приема сигналов передатчика помогает бронзовая проволока O 0,25 мм, к одному финишу которой припаян эластичный многожильный провод длиной 100—150 мм. Антенна вклеивается по длине палубы еще при формовке данной подробности между первым и вторым слоями стеклоткани так, что из выклейки на уровне аппаратурного отсека выходит только многожильный проводник. Антенна, небольшой участок и место спайки провода должны появляться в отформованной палубы.

На финише «кабеля» монтируют разъем для стыковки с приемником. Подобная конструкция горизонтальной антенны в первый раз была испытана в первой половине 80-ых годов XX века и всегда эксплуатируется с 1982 года. С нею аппаратура трудится надежно кроме того на расстояниях, в 3—4 раза превышающих радиус действия модели; отказов аппаратуры, которые связаны с антенной частью, не наблюдалось.

Вместо бронзовой проволоки возможно воспользоваться полосой бронзовой либо алюминиевой фольги шириной около 3 мм, приклеиваемой на протяжении борта. При введении в конструкцию модели углеткани использование аналогичных антенн нежелательно.

На модели установлен двигатель рабочим количеством 10,5 см3 с водяным охлаждением. Моторама из мягкой листовой стали толщиной 3 мм навешивается на корпус посредством резиновых амортизаторов.

На вал вращение передается через кардан. Гребной вал — пруток легированной стали O 4 мм — проходит в дейдвудной трубке из нержавеющей стали O 7X0,5 мм. Дейдвуд несет три подшипниковые втулки. Нижняя вытачивается из латуни, а средняя и верхняя — из фторопласта. Использование средней дополнительной втулки существенно сокращает амплитуду упругих колебаний вала и не разрешает ему касаться стенок дейдвудной трубки.

Гребной винт O 53 мм имеет ход 68 мм.

Лопасти из нержавеющей стали запаиваются припоем ПСР-45 в ступице, выполненной из бронзы ЛС-59. Пазы под лопасти фрезеруются на станке.

Дополнительная съемная заглушка резонансного глушителя:
1 — трубчатый рассекатель (сталь, трубка O 4,5X0,25 мм), 2 — перегородка (сталь, на диаметре 30 мм сверлить 8 отверстий O 4,5 мм равномерно по окружности), 3 — выходной конус (нержавеющая сталь толщиной 0,2 мм); три отверстия М3 выполнить совместно с глушителем.

Проекция «корпус».

Нумерация сечений соответствует неспециализированному виду модели.

Резонансный глушитель фиксируется посредством резинового амортизатора и кронштейна, установленных на транце. Стены глушителя отделены от стенок стеклопластикового канала кольцом из термостойкой резины. В верхней части между глушителем и кольцом покинут просвет для выхода охлаждающего воздуха.

Передняя часть глушителя несет телескопическое сочленение, за счет которого возможно изменять длину резонансной части совокупности глушения шума, другими словами настраивать ее ка обороты двигателя.

Топливный бак — полиэтиленовый флакон из-под шампуня количеством 200 см3. Разработка изготовления аналогичного бака была приведена в «М-К» № 6 за 1983 год.

Через прозрачные стены комфортно оценивать состояние и определять уровень топливной смеси.

Управление оборотами двигателя осуществляется по двум каналам — воздушной иглой жиклёра и заслонкой карбюратора. Наряду с этим первая снабжает неотёсанную, а вторая — узкую регулировку состава горючее-воздушной смеси.

Нужно подчернуть, что модели данного подкласса имеют самые мощные, а следовательно, и самые шумные двигатели. Исходя из этого борьба с шумом, что не должен быть больше 80 дБ, — одна из главных неприятностей проектирования.

На предлагаемой радиоуправляемой используются следующие меры:

— корпус, продольные переборки и шпангоуты изготовлены в виде многослойных панелей, делающих роль шумоизоляторов;

— система и двигатель глушения всецело скрыты в количестве корпуса;

— глушитель и двигатель крепятся на модели посредством резиновых амортизаторов и элементов;

— употребляется двигатель уменьшенной кубатуры;

— применена дополнительная особая заглушка в глушителе;

— в дейдвуде установлена промежуточная втулка из фторопласта, снижающая колебания и шумность гребного вала.

В следствии на всех контрольных стартах соревнований 1986 года уровень шума модели не превышал 79—80 дБ.

Нужно остановиться на некоторых изюминках геометрии обводов корпуса. Днище снабжено узкими продольными реданами, их ширина не превышает 7 мм. Такое ответ разрешает снизить гидродинамическое сопротивление без придания корпусу чрезмерной подъемной силы, ухудшающей устойчивость. Одной из ответственных черт есть килеватость на транце.

В этом случае ее величина — 13°. При повышении килеватости более 15° начинается раскачка идущего судна около продольной оси и понижается устойчивость по крену. А при уменьшении ниже 10° из-за малого внутреннего крена на поворотах центробежная сила может опрокинуть модель во внешнюю сторону, что наблюдалось на некоторых ранних конструкциях.

При громадной закрутке дна (малая килеватость на транце и громадная в носу) радиоуправляемая не хорошо выходит из разворота, продолжая циркуляцию по окончании приведения руля в нейтраль.

направляться подчернуть, что большая часть связанных с неустойчивостью перемещения модели неприятностей отпадает, в случае если установить вместо твёрдого гребного вала эластичный, причем так, дабы ось вращения винта была параллельной продольной оси корпуса.

Но такая передача более сложна и менее надежна, ее использование целесообразно только при, в то время, когда не остается более несложных способов ответа вопросов устойчивости.

Масса предлагаемой модели с безлюдным баком — 3,0 кг. Она может с успехом эксплуатироваться не только с двигателями зарубежного производства, но и с серийными отечественными.

Так, на контрольных стартах летом 1986 года с двигателем МДС-10 КУ рабочим количеством 10 см3 был достигнут итог 14,9 с, что более чем на секунду превышает норматив мастера спорта СССР в этом классе.

А. БАЙДЕРЯКОВ


Случайные записи:

André Rieu — The Beautiful Blue Danube


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Стайеры» голубых аквадромов

    Предлагаемая вниманию судомоделистов конструкция создана и удачно испытана чехословацкими спортсменами. Базой для ее проектирования послужила модель…

  • Оперативно-тактическая шестидесятых

    (Модель-копия ракеты Р-17) . В октябре 1950 г. С.П.Королев, бывший в ту пору Главным конструктором отдела НИИ-88, занимавшегося баллистическими ракетами…

  • Псевдореактивные

    Возможно смело утверждать, что интерес авиамоделистов к реактивной технике не ослабевал ни при каких обстоятельствах. Но до последнего времени попытки…

  • «Авиационный» вариант

    Тот, кто хоть раз видел заезды скоростных радиоуправляемых судомоделей, точно на долгое время запомнит «верховный пилотаж» микрокатеров, исполняемый ими…