Стреловидные «крылья» ротора

13.04.2017 В мире моделей

В отечественных репортажах о соревнованиях ракетомоделистов неоднократно упоминалась категория ротошютов — S9. Как раз эту категорию ракетных моделей отличает обилие новинок и увлекательных технических разработок. Неоднократно говорилось и о стреловидных лопастях несущего элемента ротошюта — ротора. Сейчас мы знакомим отечественных читателей с моделью класса S9B А.Грязева из Челябинска.

Контейнер ротошюта выполнен по известной «технологии» и челябинской схеме.

На подкалиберной оправке с громаднейшим диаметром 40 мм из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм формуют трубку — заготовку корпуса с двигательным отсеком. По окончании просушки ее поверхность легко обрабатывают, после этого полируют, зажав в патрон токарного станка, и обрезают, выдержав размеры: 150 мм (протяженность двигательного отсека) и 405 мм (неспециализированная протяженность). В нижней (узкой) части корпуса крепят три стабилизатора.

Их вырезают из бальзового шпона толщиной 0,8 мм, армируют боковые поверхности и легко закругляют по краям К корпусу их клеят встык смолой ВК-9.

Ротор — трехлопастный. Лопасти — складные, при виде в плане (сверху) имеют стреловидность 26°.

Угол «V» —двойной: 2° — между корневым элементом и призмой лопасти и 13° — между консольным элементами и корневым.

Требуемые углы стреловидности и «V» обеспечиваются соответствующей обработкой контактных торцов элементов лопастей. Вырезают лопасти из бальзового шпона толщиной 3 мм, профилируют (профиль — плоско-выпуклый) и покрывают двумя слоями нитролака. Протяженность корневых элементов — 246 мм, консольных — 213. Между собой элементы соединяют шарнирно полосами ткани шириной 20 мм, наклеенными на нижнюю поверхность.

В консольный элемент лопасти, отойдя 25 мм от внутреннего торца, вклеивают крючок из металлической проволоки диаметром 0,5 мм для резинки раскрытия. А в корневом элементе на расстоянии 35 мм делают два отверстия диаметром 0,8 мм для ее фиксации и проводки.

Снизу, к противоположному финишу корневого элемента каждой лопасти, клеят «сухарик». Он представляет собой бальзовый клин длиной 30 мм шириной 15 мм и громаднейшей толщиной 4 мм.

Обрабатывая нижнюю плоскость «сухариков», получают равного угла наклона всех трех лопастей. После этого, наклеивая полосы ткани на призмы и «нижние» поверхности сухариков, шарнирно навешивают лопасти. На расстоянии 35 мм от призмы в корневом элементе сверху крепят крючок для резинки возврата лопасти в полетное (авторотирующее) положение.

Стреловидные «крылья» ротора

Рис.

1. Модель ротошюта класса S9B А.Грязева (г.Челябинск):

1 — головной обтекатель; 2 — корпус; 3 — двигательный отсек; 4 — стабилизатор (бальзовый шпон s0,8, 3 шт.); 5 — консоль лопасти (бальза s3, 3 шт.); 6 — крючок (металлическая проволока O0,5, 6 шт.); 7 — накладки; 8 — резинка раскрытия лопасти; 9 — корневой элемент лопасти (бальза s3, 3 шт.); 10 — призма (бальза s6); 11 — силовой шпангоут (бальза s4); 12 — стойка ротора; 13 — резинка возврата лопасти; 14 — посадочная втулка (пенопласт); 15 — шарнир; 16 — штанга (стеклопластик, трубка O5, L220); 17 — амортизатор (шляпная резинка); 18 — защитный шпангоут (бальза s5); 19 — нить подвески (металлической тросик); 20 — «сухарик»; 21 — подшипник (вертлюжок); материал подробностей 1,2,3 — стеклоткань

Ступица ротора складывается из стойки, закрепленной на ней призмы, силового шпангоута и посадочной втулки. Призма — главная подробность ступицы модели ротора — выполнена из бальзовой пластины толщиной 6 мм в виде равностороннего треугольника со стороной, равной 32 мм. Посадочная втулка — цилиндр из пенопласта диаметром 39,5 мм и длиной 15 мм.

На нее, по окончании сборки всей модели, устанавливают головной обтекатель и фиксируют тремя иголками.

Сверху на стойку клеится силовой шпангоут толщиной 4 мм, в котором закрепляют резинки для раскрытия лопастей. Снизу, к свободному финишу стойки привязывают амортизатор — отрезок шляпной резинки и ставят штангу — трубку из стеклопластика длиной 220 мм и диаметром 5 мм. На нижнем финише штанги клеят защитный шпангоут.

К нижнему финишу амортизатора, выходящему из штанги, закрепляют нить подвески — металлической тросик, соединенный с контейнером через подшипник (вертлюжок).

Головной обтекатель выклеен из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм по простой разработке на конической оправке. На расстоянии 35 мм от нижнего среза в боковой поверхности сделаны три отверстия диаметром 1,5 мм, через каковые продеваются резинки возврата лопастей.

На мой взор, это недочёт (недоработка) модели: резинки расположены снаружи. Но одновременно с этим — они неизменно под контролем.

Перед запуском модели ротошюта контролируют углы установки лопастей. В случае если имеется отклонения — их ликвидируют. Затем закрепляют возврата лопастей и резинки раскрытия. Протяженность резинок должна быть однообразной, дабы обеспечить равное упрочнение натяжения.

После этого складывают лопасти, подгибая консольные элементы вниз, и располагают их на протяжении штанги и стойки. Потом помещают подготовленную конструкцию в контейнер, предварительно поставив в том направлении пыж.

Масса модели без МРД — около 30 г.

В.

РОЖКОВ, Заслуженный тренер России


Случайные записи:

Тест драйв ротора от WTE, тату лев на бедре.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Ротор» складывает «крылья»

    Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под…

  • Соосный «ротор» чемпиона

    участники и Всеобщий интерес, и эксперты прошедшего чемпионата России по ракетомодельному спорту показали к модели победителя в классе ротошютов (S9A)…

  • Система спасения — «ротор»

    Всего четыре класса включает в себя одна из самых свежих категорий ракетных моделейна длительность полёта с роторомS9. В соревнованиях данной категории…

  • Ротор вместо парашюта

    Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…