-
Таймерная «юниор»
28.10.2015 В мире моделей
-
Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая конструкция, замечательная силовая установка, взлет на головокружительную высоту по окончании запуска.
Какой мальчишка не захочет строить такие микросамолеты!
Но, в большинстве случаев, в распоряжении юного таймериста нет ни бальзы, ни дюралюминиевой фольги, нет кроме того надежного и замечательного двигателя рабочим количеством 1,5 см3. Все тот же МК-17.Но, применив продуманную, прекрасно отработанную схему, несущий вогнуто-выпуклый профиль крыла, подобрав оптимальное удлинение несущих плоскостей, поработав над «Юниором» МК-17 и оборудовав его тормозом воздушного винта, возможно добиться очень хороших результатов.
О том, как создать для принятие участия в соревнованиях такую технику, говорит один из старейших авиамоделистов-инструкторов Украины, начальник кружка с более чем тридцатилетним стажем В. Н. Дорошенко.
Более полутора десятков лет мальчишки строят таймерные аналогичной конструкции и удачно участвуют с ними в разных соревнованиях. Исходя из этого схема предлагаемой модели отработана как говорится, до винтика. Подобные аппараты употребляются нами и во «взрослом» классе.
Такие таймерные, вычисленные под двигатель рабочим количеством 2,5 см3, разнятся только размерами, сохраняя все особенности конструкции «полуторки».
Особенность разработки — отказ от применения бальзы и достаточно несложная силовая схема. Не обращая внимания на это, удалось добиться от модели хорошего аэродинамического качества, в частности за счет применения вогнуто-выпуклого 9-процентного профиля с небольшой прогнутостью средней линии.
Последнее содействует хорошему моторному взлету и улучшенным чертям планирования.
Таймерная свободнолетающая авиамодель с двигателем рабочим количеством 1,5 см3:
1 — двигатель, 2 — фюзеляж, 3 — киль, 4 — руль поворота, 5 — стабилизатор, 6 — крыло, 7 — часовой механизм (таймер).Большого внимания заслуживает мотоустановка. Серийный МК-17 очень сильно переделан, а отдельные подробности выполнены заново. Доработки разрешили повысить мощность в 1,5 раза если сравнивать с простым примером, и с таймерным винтом он выходит на режим 18—19 тыс. об/мин. На носке картера монтируется тормозное устройство, разрешающее четко останавливать пропеллер практически за десятую долю секунды до истечения отведенного на работу двигателя времени.
А это в следствии — добавочные десятки метров высоты взлета.
Фюзеляж. Его передняя часть — из липы. Сначала из двух брусков 20Х40Х350 мм с применением бумажной прокладки склеивается заготовка, обрабатываемая после этого до O 37 мм.
По окончании обточки пояска длиной 25 мм под посадку хвостовой балки заготовку обрезают по длине до 295 мм (включая длину пояска). По бумажной «прослойке» она раскалывается и выдалбливается изнутри так, дабы в первых рядах осталась стена толщиной около 3 мм, а позади — 2,5 мм. Сборка половин ведется на клее ПВА, с предварительным удалением остатков прокладки и прошлого клеевого шва.
Передняя часть фюзеляжа:
1 — моторама (Д16Т), 2 — силовой шпангоут (фанера 4 и 1,5 мм), 3 — посадочный костыль (проволока ОВС O 2,5 мм), 4 — топливный бак (жесть 0,3 мм), 5 — ниша для таймера, 6 — накладные нервюры (липа 3 мм и фанера 1 мм), 7 — пилон крыла (фанера 3 мм), 8 — силовая труба O 37 мм (липа), 9 — выход тяг, 10 — штырь навески крыла (проволока ОВС O 3 мм), 11 — заправочно-дренажная трубка, 12 — винт М3х25 (3 шт.), 13 — трубка питания двигателя.Хвостовая балка выклеивается из стеклоткани на эпоксидном связующем. Пригодится оправка из липы, которая вытачивается спереди по O 36 мм, а позади — O 10 мм. Поверхность древесины пропитывается эпоксидной смолой, шлифуется и перед тем как приступить к работам покрывается мастикой для паркета. Стеклоткань, отожженная в муфельной печи, раскраивается, пропитывается эпоксидкой и навивается на оправку.
При применении ткани толщиной 0,12 мм балка должна быть образована двумя слоями, а при толщине 0,1 мм — тремя. Готовую конусную трубку снимают с оправки, контролируют уровень качества выклейки и подгоняют к передней части фюзеляжа. Склейка обеих подробностей — на эпоксидной смоле, стыковые поверхности перед сборкой обезжириваются ацетоном.
Хвостовая часть фюзеляжа:
1 — элементы окантовки (липа), 2 — киль (пенопласт 5 мм), 3 — тяга таймера (леска O 0,4 мм), 4 — «усики» для зажима фитиля (проволока ОВС O 0,4 мм), 5 — руль поворота (липа), 6 — качалка руля поворота (целлулоид 1 мм), 7 — хвостовая бобышка (липа), 8 — окантовка (липа), 9 — упор стабилизатора (пенопласт), 10 — крючок (проволока ОВС O 0,8 мм), 11 — кронштейн (целлулоид 1 мм), 12 — узел регулировки отклонения руля, 13 — площадка стабилизатора (фанера 1,5 мм), 14 — хвостовая балка (стеклопластик).Спаяв топливный бак из луженой жести (O 25 мм, протяженность 30 мм), его размещают в передней части липовой трубки. После этого подготавливают передний шпангоут из четырехмиллиметровой фанеры (он обязан входить в трубку фюзеляжа). Егоусиливают приклейкой диска из полуторамиллиметровой фанеры O 37 мм, после этого сверлятся три отверстия и в них с клеем монтируются винты с гайками и шайбами под установку моторамы и посадочного палки.
Целый бак и узел заклеиваются по переднему торцу фюзеляжа.
Пилон выполняется из отобранной качественной фанеры толщиной 3 мм. По окончании вырезки его вышкуривают и сверлят два отверстия под штыри. Последние должны быть твёрдыми, в обязательном порядке использование проволоки марки ОВС либо рояльной.
Монтаж штырей идет следующим образом. Вначале середина каждого зачищается и обезжиривается, обматывается в один слой стекловолокном, данное место пропитывается эпоксидной смолой, и штыри вставляются в отверстия пилона. Сразу же ставят фюзеляжные нервюры и целый пакет зажимают до отверждения связующего в струбцинах.
Наряду с этим необходимо учитывать, что нервюры подготавливают заблаговременно, собрав каждую из липовой пластины, миллиметровой фанеры и совершенно верно обработав по плоскости и контуру контакта с пилоном. По окончании подгонки законченного пилона к фюзеляжу его заклеивают намертво. «Ножки» пилона должны проходить через липовую трубку полностью.
Киль из пластины пенопласта толщиной 5 мм, по периметру окантованной липовыми рейками.
В случае если планируется покрывать киль микалентной бумагой на эмалите, по окончании профилировки всю подробность «лакируют» мало разбавленным ПВА, что предохранит пенопласт от растворения. Готовый киль с навешенным узлами и рулём поворота монтируется на хвостовой балке с применением эпоксидной смолы.
Моторама благодаря фиксации в трех точках снабжает в отличие от вторых вариантов несложную регулировку положения оси воздушного винта.
Подробность фрезеруется из дюралюминиевой заготовки и подгоняется под мотор. В ее задней стенке размечаются и сверлятся три отверстия O 3,2 мм, а по центру — O 11 мм под патрубок карбюратора.
Готовый фюзеляж по окончании исправления дефектов и внимательной проверки обрабатывается наждачной бумагой, обтягивается длинноволокнистой (микалентной) бумагой на эмалите и снова шлифуется.
Окончательная отделка — паркетным лаком, что предохраняет древесину от впитывания горючего и связанного с этим повышения массы.
Крыло складывается из двух консолей. Перед началом изготовления нужно смонтировать стапель из двух ровных досок и подготовить листовые дюралюминиевые шаблоны профиля.
Стапель, не считая сборки каркаса понадобится и при лакировании обшивки и при хранении плоскостей.
Консоль крыла:
1 — силовые нервюры (фанера 1 мм), 2 — обшивка лобика (полуватман), 3 — передний лонжерон, 4 — передняя кромка (сосна 3Х4 мм), 5 — носики (липа 1 мм), 6 — обшивка крыла (микалентная бумага), 7 — нервюра «ушка» (липа 0,8 мм), 8 — носик «ушка» (липа 0,8 мм), 9 — косынки (липа 2 мм), 10 — законцовка (пенопласт ПХВ), 11 — задняя кромка (сосна 3Х13 мм, строгать на клин до 1 мм) ,12 — врезное соединение кромки (целлулоид 1 мм), 13 — нервюра (липа 1 мм), 14 — задний лонжерон.
Профили крыла (М 1:1):
1 — косынка (липа 2 мм), 2 — стена лонжерона (фанера 1 мм между первыми четырьмя нервюрами, потом ватман), 3 — полка лонжерона (сосна 3Х4 мм), 4 — полка заднего лонжерона (сосна 2,5Х2,5 мм), 5 — корневая нервюра (липа 3 мм и фанера 1 мм), 6 — окантовка отверстий под штыри (целлулоид 1 мм), 7 — стена (ватман, между первыми четырьмя нервюрами), 8 — вставка (липа 2 мм).
Сборка каркаса изюминок не имеет, и заканчивается монтажом корневой нервюры из переклея фанеры и липы.
Носок обтягивают ватманом либо полуватманом«мокрым» методом, а все плоскости — крашеной микалентной бумагой на эмалите. Лак наносится в три слоя. На протяжении просушки в стапеле под кромки подкладывают клиновые рейки для задания требуемых круток консолей.
А они таковы: правая консоль +1°, левая центропланная часть -0,5°, левое «ушко» -1°.
Стабилизатор равно как и крыло, собирается на стапеле-доске. Центральные нервюры из чуть более толстого липового шпона (1 мм), между ними вклеиваются пластины пенопласта ПХВ. Обтяжка лобика — пергамин, наложенный «мокрым» методом. Обтяжка из длинноволокнистой бумаги лакируется эмалитом только два раза.
хранение и Просушка кроме этого на стапеле, что гарантирует сохранение заданной формы в течении срока эксплуатации модели.
Стабилизатор:
1 — обшивка стабилизатора (микалентная бумага), 2 — обшивка лобика (пергамент), 3 — крючок резинового кольца (проволока O 1,2 мм), 4 — обшивка-усиление (пенопласт ПХВ 2 мм), 5 — носик (липа 0,8 мм), 6 — нервюра (липа 0,8 мм), 7 — полка лонжерона (сосна 2Х3 мм, без стены), 8 — передняя кромка (сосна 2,5Х2,5 мм), 9 — законцовка (пенопласт ПХВ), 10 — задняя кромка (сосна 2Х8 мм, строгать на клин), 11 — «усик» детермализатора (проволока ОВС O 0,8 мм), 12 — стойка (сосна 3Х3 мм).
Эти модели
Размах, мм: 1300
Площадь крыла, дм2: 18,23
Удлинение крыла: 9,2
Площадь стабилизатора, дм2: 4,84
Площадь суммарная несущая, дм2: 23,07
Масса полная без горючего, г: 465
Нагрузка, г/дм2: 20,2
Диаметр/ход воздушного винта, мм: 170/80—90
Центровка,процентов САХ: 60
Рабочий количество двигателя, см3: 1,5
Масса элементов модели, г:
Фюзеляж в сборе: 310
Крыло (обе консоли): 110
Стабилизатор: 20
Таймер: 25
В. ДОРОШЕНКО, г. Умань
Случайные записи:
первый запуск кордовой пилотажной модели с компрессионным мотором мдс 3,5
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Таймерная «школьного» класса, размещённая в «М-К» № 12 за 1986 год, не имеет аналогов по сочетанию надежности, ресурса и хороших летных особенностей….
-
При проектировании техники для нового спортивного сезона перед отечественными кружковцами в очередной раз встал вопрос о поиске золотой середины между…
-
Попытки применения на соревнованиях школьников открыто упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, конечно, не смогут дать…
-
Таймерная : чем проще, тем надежней
Уже не первый год парни отечественного кружка занимаются свободнопетающими. Юные спортсмены успепи накопить большой опыт постройки легкокрылых парителей…
-