Только профиль

20.05.2010 В мире моделей

(ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ-ПОЛУКОПИИ). Постройку модели-полукопии начинают с изготовления фюзеляжа (рис. 1), контуры его боковой проекции должны самый совершенно верно отражать сходство с копируемым самолетом.

К конструкции фюзеляжа предъявляют требования большой прочности при минимальном весе. Громаднейшая трудность при его изготовлении — это уменьшение веса хвостовой части, которая существенно дольше передней, Исходя из этого ее делают ферменной.

Изготовление хвостовой фермы усложнено необходимостью обоюдной их склейки и подгонки деталей. Верхняя и нижняя ее полки — из сосновых реек толщиной 3—4 мм и шириной 8—12 мм (по носовой части фюзеляжа). Нужно, дабы сечение реек к концу уменьшалось.

Толщина диагональных распорок 1—2 мм, ширина равна ширине полок в данном месте. Пространство между полками возможно вместо диагональных распорок сплошь заполнить легким пенопластом. Ферма заканчивается бобышкой.

Все части фюзеляжа соединены на клею ПВА либо эпоксидной смоле. Протяженность склеиваемых стыков полок и носовой части должна быть равна не меньше 30 мм.

Так как тревожиться об облегчении носовой части ее прочности и фюзеляжа не приходится, то ее изготавливают из монолитного древесного бруска. Время от времени носовую часть оклеивают тканью либо стеклотканью на клею либо смоле.

Это сокращает хрупкость сосновой пластины.

Особенное внимание направляться обратить на соответствие контура руля поворота — и вертикального оперения киля (рис. 2), так как они являются своеобразным автографом конструкторского бюро, создавшего данный самолет.

Киль с рулем поворота — из древесной пластины толщиной 1—2 мм.

Руль отклонен вправо на 10—15° для натяжения корды в полете и усиления жесткости вертикального оперения.

руль и Стабилизатор высоты также из древесной пластины толщиной 2—3 мм. Передняя кромка закруглена, задняя сведена до толщины 0,5—1мм.

Все это для веса и уменьшения сопротивления. Подвижный руль высоты, в большинстве случаев, устанавливается лишь на одной половине стабилизатора. Этого достаточно.

Только профиль

Рис.

1. Конструкция фюзеляжа модели-полукопии:

1 — передняя часть (древесная пластина), 2 — кабина (оргстекло, целлулоид), 3 — ферменная хвостовая часть, 4 — задняя бобышка, 5 — полка-лонжерон, 6 — раскос, 7 — место склейки (обмотать ниткой), 8 — вырезы под лонжероны крыла.

Рис.

2. Формы килей, характерные для самолетов разных типов.

Рис. 3. балансировка и Центровка моделей:

1 — груз (20 г), 2 — руль поворота, 3 — тяги, 4 — корды.

Рис. 4. Крепление двигателя на модели-полукопии:

1 — болт М3, 2 — пластина, 3 — гайки М3, 4 — пружинная шайба.

Рис.

5. Установка воздушного винта:

1 — кок винта, 2 — винт, 3 — двигатель, 4 — упорная шайба, 5 — шайба.

Рис.

6. Декоративное оформление носовой части фюзеляжа.

До приклейки оперения направляться проверить размещение центра тяжести фюзеляжа с установленным двигателем и приложенным оперением. Он должен быть на уровне передней кромки крыла. В другом случае нужно принять меры по облегчению хвостового оперения и фермы (рис.

3).

Двигатель крепится к модели (рис. 4) четырьмя болтами с гайками. Под обе гайки, дабы они не врезались в древесину, нужно проложить одну неспециализированную железную пластину размером 10×20 и толщиной 1,2 мм.

Фиксируются гайки контргайками. На моделях самолетов с носовым колесом стойка шасси крепится хомутиком под эти же гайки.

Для движения центра тяжести фюзеляжа вперед вместо шестигранной гайки, крепящей воздушный винт, ставят металлической кок (рис. 5) с внутренней резьбой по валу двигателя и поперечным отверстием под вороток затяжки.

Время от времени носовую часть фюзеляжа со стороны, противоположной двигателю, оклеивают узкой фанерой, которая закрывает вырез под картер. С данной же стороны рисуют либо наклеивают выхлопные патрубки двигателя самолета (рис.

6). Фонарь кабины (рис. 7) в большинстве случаев делают прозрачным из целлулоида либо плексигласа.

Вовнутрь целлулоидного фонаря возможно засунуть изображение головы пилота.

Ферма фюзеляжа оклеивается бумагой по окончании монтажа предварительной балансировки и хвостового оперения модели в сборе с воздушным винтом и двигателем. После этого приступают К изготовлению крыла.

Обычной изюминкой конструкции крыла модели-полукопии есть центральный фанерный лонжерон толщиной 2—3 мм (рис.

8), что снабжает прочное соединение крыла с фюзеляжем и передачу упрочнений от шасси (на большинстве самолетов они установлены на крыле). Высота фанерного лонжерона такая же, как и нервюр в местах их пересечения, либо немного меньше.

Форма его учитывает поперечное V крыла. Нервюры врезаются в лонжерон на одну треть его высоты. Вырез у нервюр в большинстве случаев снизу, у лонжерона — сверху.

Рис. 7. Фонарь пилотской кабины:

А — монолитный (оргстекло), Б — выклеенный из целлулоида.

Рис. 8. Крепление стойки шасси к лонжерону крыла:

1 — фюзеляж, 2 — нитки и клей, 3 — стойка шасси (проволока), 4 — лонжерон.

Рис. 9. Нервюра крыла:

1 — центральный лонжерон (фанера), 2 — полочные лонжероны (сосна), 3 — задняя кромка крыла, 4 — нервюра, 5 — передняя кромка.

Нервюры (рис. 9) вырезают лобзиком из фанеры толщиной 1 мм либо липового шпона.

Узкие липовые пластины отпиливаются на циркулярной пиле и обрабатываются для выравнивания поверхности шкуркой, наклеенной на древесный плоский брусок длиной 200—300 мм и шириной 50—60 мм.

Не считая маленького фанерного силового лонжерона, по всему крылу проходит двухполочный лонжерон, соединяющий все нервюры и законцовку крыла. Он складывается из двух сосновых реек, каковые вставляются сверху и снизу нервюр в соответствующие прорези.

Изготовьте переднюю и заднюю кромки крыла. Переднюю, в большинстве случаев квадратную, вставляют в вырезы в носках нервюр на клею, задняя, треугольного сечения, имеет пропилы, в них вводят, предварительно промазав клеем, хвостики нервюр. Пропилы нужно делать глубиной на одну треть кромки и совершенно верно по толщине хвостика нервюры.

Законцовки крыла (рис.

10) — из древесных пластинок либо брусочков пенопласта, обработанного шкуркой и ножом.

Сперва склеивают одну половину крыла, а по окончании полного подсыхания клея —- вторую. Собранное крыло монтируется на фюзеляже (рис. 11), силовой лонжерон вставляется в соответствующую прорезь в фюзеляже и фиксируется клеем. Полки лонжеронов и переднюю кромку приклеивают на фанерных уголках.

При монтаже не забудьте об установке корневых (примыкающих к фюзеляжу) нервюр. Эти подробности помогают лишь для крепления обтяжки крыла и смогут быть существенно облегчены внутренними вырезами. Угол заклинения крыла обязан строго выдерживаться и быть постоянным по всему размаху — перекосы исключаются.

Поперечное V крыла — симметричное по отношению к плоскости симметрии фюзеляжа.

По окончании крыла монтируются шасси и хвостовое оперение (рис. 12). Стабилизатор накладывается на ферму фюзеляжа либо врезается в бобышку (в зависимости от чертежа модели и конструкции самолёта). В стык стабилизатора и фюзеляжа снизу и сверху для прочности склейки закладываются треугольные усилители (сторона треугольного сечения 2—3 мм), каковые по окончании подсыхания клея прошкуриваются.

руль и Киль поворота монтируются по окончании стабилизатора.

Стойки шасси (рис. 13) схематически копируют настоящие самолетные.

Так, на Ла-5, Як-7, Як-9 стойки прямые, а на Як-1, Як-3 как бы огибают колесо, на Ил-2 «нога» шасси — двухстоечная. Стойки — из металлической проволоки O 2,5—3 мм — крепятся к фанерному лонжерону нитками на клею. В лонжероне сверлятся пара отверстий, через каковые стойка как бы пришивается. В месте выхода стойки из плоскости крыла к нервюре и лонжерону приклеивается фанерный прямоугольник, к нему крепится обтяжка.

Колесо в большинстве случаев из пенопласта (рис. 14). Отверстие в нем для оси сверлится по окончании приклеивания с обеих сторон усиливающих фанерных накладок толщиной 3 мм.

Для уменьшения трения в колесо вставляется бронзовая либо жестяная (согнутая из полосы жести) трубка. Без усилительных боковых накладок колесо модели, не обращая внимания на наличие втулки, сминается и начинает задевать за стойку.

Боковая часть колеса заклеивается кружком из чертежной бумаги, что скрывает недостатки установки накладок, имитируя диск колеса, Колеса из пористой резины более соответствуют прототипу, но требуют особенного ухода — они «опасаются» горючего от двигателя.

На настоящем самолете на стойках установлены щитки, закрывающие люки уборки шасси. Характерную для данного самолета форму их направляться повторить на модели.

Совокупность управления (рис.

15) складывается из двух эластичных тяг из металлической проволоки O 0,6—0,7 мм, трехплечевой дюралюминиевой (S = 1,5 мм) качалки, ось которой вращается в ушках укрепленного на фюзеляже кронштейна, и древесной тяги с двумя проволочными O 1,5 мм законцовками, дюралюминиевой качалки, приклепанной к рулю высоты, фанерных либо проволочных направляющих на финише левого крыла для прохода тяг (поз. 6). Эти направляющие расположены на 20 — 30 мм сзади центра тяжести модели.

В полете фюзеляж должен быть направлен не по касательной к траектории полета, а носовой частью наружу круга. Это нужно для натяжения корды, другими словами обеспечения надежного управления рулем высоты.

Дабы модель не кренилась вовнутрь круга под тяжестью корд либо от случайного порыва ветра, внешнее правое крыло утяжеляется грузом 20—30 г. Кронштейн качалки возможно установлен с любой стороны фюзеляжа, но по эстетическим соображениям (желание сохранить громадную копийность с левого борта) моторная установка с баком, качалка, руль и тяга высоты находятся с правого борта, а в фюзеляже сверлят два отверстия для прохода эластичных тяг.

По окончании монтажа всех агрегатов модели еще раз определяется размещение ее центра тяжести.

Он должен быть впереди первой четверти хорды крыла.

Рис. 10. Варианты законцовок крыла:

1 — твёрдая обшивка, 2 — законцовка из древесной пластины, 3 — законцовка из пенопласта.

Рис. 11. Установка крыла относительно фюзеляжа перед склейкой.

Рис. 12. Установка горизонтального и вертикального оперения на фюзеляж модели:

1 — киль, 2 — клей, 3 — горизонтальное оперение, 4 — штапики, 5 — фюзеляж.

Рис. 13. Варианты стоек шасси применительно к самолетам разных типов.

Рис. 14. Колесо:

1 — «диск» (чертежная бумага), 2 — железная трубка-втулка, 3 — колесо (пенопласт).

Рис. 15. Элементы совокупности управления моделью:

1 — качалка, 2 — обмотка (нитки) и клей, 3 — тяга (сосна), 4- — обмотка (нитки) и клей, 5 — замок (проволоки спаять припоем ПОС-40), 6 — тяга.

Обтяжка модели — бумага: фюзеляж — микалентная либо писчая, на передней части крыла и около фюзеляжа — чертежная, в остальных местах — микалентная либо писчая. Для ее наклейки оптимальнееприменять клей ПВА. Бумажную обшивку модели нужно покрыть два раза нитролаком АН-1 (эмалит), что возможно заменен раствором целлулоида в растворителе для нитрокрасок либо ацетоне. Второе покрытие делается через 3—4 часа по окончании полного подсыхания первого.

Красить модель нужно посредством распылителя либо пульверизатора жидким раствором нитрокраски. Перед покраской потренируйтесь в малярном мастерстве на каком-либо втором предмете. Так как от качества данной последней операции зависит внешний вид модели.

Обычные цвета раскраски армейских самолетов — светло синий снизу и разные оттенки зеленого либо защитного цвета сверху. Многие самолеты имели сверху камуфляжно-маскировочную окраску из пятен зеленого и коричневого цветов.

Красные звезды на крыльях, вертикальном оперении и фюзеляже в начале ВОВ не имели белой окантовки по контуру.

Диски колес в большинстве случаев зеленого либо серого цветов, «покрышки» — тёмные. Цвет покрышек нужно систематично восстанавливать, поскольку краска стирается о землю при посадке и взлёте.

По окончании окраски выполняется окончательная балансировка. Центр тяжести готовой модели обязан пребывать не потом первой четверти ширины крыла. Как правило приходится загружать носовую часть дополнительными железными прокладками под болты крепления двигателя, поскольку при задней центровке (более тяжелом хвосте) модель не хорошо слушается руля высоты и летает неустойчиво.

С.

МАЛИК


Случайные записи:

Hi Profile Her Eyes Only


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мотопланер, но — не только

    Предлагаемая вниманию радиомоделистов разработка создана чешскими спортсменами. Не смотря на то, что модель и преподносится авторами как «мотопланер», ее…

  • «Аякс» и профиль эпллер «е-385» и «е-387»

    ПРЕДЛАГАЕМАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ МОТОПЛАНЕРА С ДВИГАТЕЛЕМ РАБОЧИМ КОЛИЧЕСТВОМ 2,5 СМ3 ВЫСТРОЕНА ЧЕШСКИМ АВИАМОДЕЛИСТОМ ВЛАДИМИРОМ БИЛЫ, НА НЕЙ…

  • В поисках профиля

    Ракетоплан с дельта-крылом — конструкция широко известная, повторенная в десятках моделей. Однако ведущие спортсмены страны всегда экспериментируют,…

  • Чёрные вдовы пугают только птиц

    броский узор на теле ядовитых пауков светло видят лишь птицы, но не насекомые. В то время, когда мы видим кого-нибудь ядовитого и ярко окрашенного, то в…