«Учебка»: универсальное решение

18.07.2016 В мире моделей

Не обращая внимания на множество трудностей самого разнообразные, появляющихся на каждом шагу спортсмена либо самодеятельного моделиста, радиоуправляемые летательные аппараты еще не «вымерли» в среде массового авиамоделизма. Как ни необычно, напротив, сейчас они покупают все громадную популярность Возможно, это разъясняется непреходящим интересом к самый сложному виду моделизма и в один момент возникновением на отечественном более чем бедном моделистском «рынке» аппаратуры кооперативного производства.

Запрещено утверждать, что это продукция мирового уровня. Но она «на голову» выше того же «Супранара» и уже способна удовлетворить запросы начинающего и развивающегося спортсмена — по схемным ответам последовательность кооперативных рульмашинок и приемников близок к западной продукции.
Перед каждым, кто наконец смог купить желаемую аппаратуру, сразу же поднимается вопрос большой сложности: какую под нее закладывать модель?

Ответу этой неприятности и посвящена предлагаемая разработка.

Ключевые принципы, послужившие базой при проектировании модели: достаточная простота, доступность материалов и, основное, высокие летные особенности при различных удельных нагрузках и скоростях полёта.

По окончании взаимной рабочих увязки и создания чертежей узлов было выстроено три полностью геометрически подобные модели отличающиеся друг от друга только двигательными установками и силовой схемой (соответственно и удельными нагрузками на несущие поверхности). Опробования трех аппаратов продемонстрировали: при аккуратном точном выполнении самолета его аэродинамическая компоновка удовлетворяет поставленным требованиям в самых широких пределах.

Все модели без всяких неприятностей смогут запускаться не с шасси, а с рук; полет кроме того в ветреную погоду устойчив; управление отзывчивое по всем осям, причем при уменьшенных углах отклонения рулей степень устойчивости разрешает нормально доверять пилотировать радиоуправляемую кроме того новичкам. При полных же рулях каждая модификация микросамолета при достаточной мощности мотора «крутит»главной верховный пилотаж.

Очень широкими возможностями как в смысле начального обучения, так и отработки навыков пилотажа владеет эта модель при двухканальном управлении (элероны и руль высоты). Само собой разумеется, желающие смогут испробовать и хорошее сочетание — руль поворота и руль высоты в двухканальном варианте. Но представляется. что такая «учебка» не только будет ограничена по степени пилотируемости, но и принесет последовательность ненужных навыков усложненного по принципу управления.

«Учебка»: универсальное решение
Универсальная радиоуправляемая модель. Главные геометрические параметры.

Представленная на картинках модификация самолета являлась главной. Она запланирована на трехканальную аппаратуру (с массой бортовой части около 350 г) и хороший, надежный двигатель КМД.

Требований к высокой мощности не предъявляется, поскольку взлетная масса находится в пределах 1350 г без шасси, и тяги хватает кроме того на непротяженных вертикальных фигурах (это, само собой разумеется, при подобранном воздушном винте). Облегченные же варианты модели в бесшассийном выполнении имеют взлетную массу около 1000 г и с уверенностью летают кроме того с моторами типа «Ритм» либо МК-12В. Однако здесь все же лучше применять тот же КМД, но трудящийся в более мягком режиме.

Фюзеляж:

1 — моторама (фанера 6…8 мм), 2 — клиновая вставка (липа 4 мм), 3 — передняя часть верхнего стрингера (сосна 4 мм), 4 — фальшстенка отсека топливного бака (фанера 1 мм), 5 — крышка отсека (долбленая подробность из липы), 6 — накладка шпангоута (фанера 2 мм), 7 — ложементная поверхность (узкий поролон), 8 — контур крыла, 9 — борт (фанера 1,2 мм), 10 — перемычка обшивки (фанера 1 мм), 11 — штырек (бук O 6 мм), 12 — верхний стрингер (сосна 4х9 мм на всей длине), 13 — шпангоуты (фанера 2 мм), 14 — раскос (сосна 2,5х4 мм), 15 — распорка (сосна 2,5х4 мм), 16 — форкиль (липа 2 мм), 17, 23, 30 — элементы обшивки хвостового узла (фанера 1 мм), 18 — треугольная рейка усиления стыка киля со стабилизатором, 19 — кромки (сосна 4х6 мм), 20 — раскосы (сосна 2,5х4 мм), 21 — законцовка (липа 4 мм), 22 — окно для прохода тяг, 24 — нижний стрингер (сосна 4х4 мм), 25 — задняя часть нижней обшивки (фанера 1,2 мм), 26 — основание (фанера 4 мм), 27 — усиление борта (фанера 4 мм), 28 — передняя часть нижней обшивки (фанера 1,2 мм), 29 — дуговая кромка (фанера 2 мм), 31 — передний шпангоут (фанера 5…6 мм), 32 — дубль-стрингер (сосна 4х9 мм). При возможности уменьшить сечение реек на части их длины посредством вибролобзика, главные стрингеры фюзеляжа выполнить главным сечением 5х5 мм и 5х9 мм.

Фанерные элементы обшивки врезать в рейки заподлицо.

Передняя съемная стойка шасси:
1 — крючки (загнутые долгие винты М3 из качественной стали), 2 — передний шпангоут фюзеляжа, 3 — стойка носового колеса (проволока ОВС O 3,5 мм).

Задние съемные стойки шасси:
1 — усиление борта фюзеляжа (фанера 4 мм), 2 — передняя часть днищевой обшивки, 3 — стойки (проволока ОВС O 3 мм), 4 — накладки (сталь 1 мм), 5 — шурупы, 6 — шпангоут (фанера 2 мм), 7 — задняя часть нижней обшивки, 8 — основание (фанера 4 мм).

По конструкции все подробности и узлы достаточно привычны моделистам любого уровня. Исходя из этого на изготовлении радиоуправляемой возможно не останавливать внимания.

Необходимо только упомянуть, что в любом случае главным связующим при сборке силовых узлов и каркасов используется только пластифицированная эпоксидная смола типа К-153. Обтяжка всех поверхностей осуществляется лавсановой пленкой средней толщины на клеях «Момент» (разжиженный растворителями для нитрокрасок) либо Н-88.

Крыло (главной вариант):

1 — обтяжка пенопластового лобика (узкая бумага на ПВА), 2 — нервюра (фанера 2 мм), 3 — пенопластовый лобик (профиль взят обработкой блока по шаблонам посредством термоструны; масса лобика из упаковочного пенопласта около 30 г без обшивки, из ПС-4-40—45 г), 4 — полка лонжерона (сосна 4х5 мм), 5 — передняя кромка (липа 2,5х8 мм), 6 — стыковая накладка лонжерона (фанера 1,2 мм по всей высоте профиля), 7 — обрамление отсека рулевой машинки (липа), 8 — полунервюры, 9—усиление кромки (сосна 5х9 мм), 10 — силовая полунервюра (ставить при штыревом креплении крыла на фюзеляже), 11 — обшивка центроплана (фанера 1 мм), 12 — передняя накладка лонжерона (фанера 1,2 мм), 13 — дополнительная нервюра (фанера 2 мм), 14 — бобышка (ставить при штыревом креплении крыла на фюзеляже), 15 — торсион привода элеронов, 16 — дополнительные хвостовики (фанера 1,2 мм), 17 — стена кромки (сосна 3х5 мм), 18 — задняя кромка (сосна 5х9 мм), 19 — элерон (плотная бальза либо легкая липа 7х30 мм), 20 — обтекатель кромки (легкая липа), 21 — законцовка (фанера 3 мм), 22 — косая полунервюра (фанера 2 мм), 23 — концевая вставка лонжерона (липа 5 мм). Обшивка крыла — лавсановая пленка толщиной 25 мкм по всей площади.

Шаблон для построения профиля крыла (соответствует главной конструктивной схеме крыла).

Крыло облегченного типа:

1 — дополнительная задняя кромка (сосна 3х7 мм), 2 — законцовка (фанера 2 мм), 3 — раскос (сосна 3х3 мм), 4 — накладка передней кромки (сосна либо липа 2,5х10 мм), 5 — передняя кромка (сосна 5х5 мм), 6 — полунервюра (фанера 1,5 мм), 7 — нервюра (фанера 1,5 мм), 8 — полка лонжерона (сосна 4х5 мм), 9 — усиление передней кромки (сосна 3х15 мм), 10 — центральная дополнительная стейка лонжерона (фанера 1,5 мм по всей высоте), 11 — отсек рулевой машинки, 12 — силовая нервюра (фанера 3 мм), 13 — усиление кромки (сосна 5х12 мм), 14 — хвостовик-накладка (фанера 1,5 мм), 15 — твёрдая обшивка (фанера 1 мм либо электрокартон, как и на лобике центроплана), 16 — хвостовик (фанера 1,5 мм), 17 — торсион привода элеронов (алюминиевая спица O 3…3,5 мм), 18 — кромка (сосна 2,5х5 мм, две рейки), 19 — вставка (липа 5 мм), 20 — стена кромки (фанера 1 мм), 21 — хвостовик нервюры.

Профили и нервюры крыла облегченного типа:

А — главный вариант; Б — вариант с твёрдой обшивкой лобика электрокартоном толщиной 0,5 мм (масса обшивки около 70 г) и размещением дополнительных носиков нервюр из пенопластовых пластин толщиной 2 мм; В — вариант с твёрдой обшивкой лобика двойным слоем склеенного ватмана (масса обшивки около 40 г), пенопластовыми нервюрами с окантовкой полосами электрокартона и жесткообшитыми элеронами.

Стабилизатор:

1 — законцовка (липа 4 мм), 2 — кромка (сосна 4х5 мм), 3 — раскосы (сосна 2х4 мм), 4 — «нервюра» (сосна 3х4 мм), 5 — обшивка центра (электрокартон), 6 — усиление кромки (сосна 4х4 мм), 7 — задняя кромка (сосна 4х4 мм), 8 — перемычка (сосна 4х6 мм), 9 — руль высоты (легкая липа либо бальза). А — вариант комплекта стабилизатора из пластин сосны толщиной 4 мм; Б — вариант стабилизатора с заполнением пенопластом типа упаковочного и с обшивкой из ватмана (центр) и узкой бумагой (по всей поверхности); В — вариант с быстро облегченным комплектом из реек 2х4 мм с силовой обшивкой из электрокартона (масса 40 г на обшивку стабилизатора с рулями).

Преимущества летных черт «учебки» разрешают смело советовать моделистам еще одну модификацию микросамолета. Но перед этим полезно разобраться с весами отдельных частей предлагаемой автомобили. Если вы пристально взглянуть на развесовку аппарата, то нетрудно подметить, что конкретно на каркас (при взлетной массе 1350 г) отведено только 760 г, да да и то в среднем по «тяжеловесности» варианте, еще и включая утраты массы на обтяжку, окраску и лакировку.

Прикидочные расчеты дают чистый вес каркаса средней прочности около 680—700 г. Сейчас попытайтесь повторить развесовку модели, заложив удельную нагрузку на несущие поверхности, равную 70 г/дм2. Как раз такую имеют множество западных моделей, строящихся из производимых в том месте комплектов-посылок. Уверены, расчеты дадут неожиданные результаты.

Дело в том, что при взлетной массе 2540 г и постоянной массе бортовой части аппаратуры с учетом более тяжелой мотоустановки на каркас возможно будет отвести… ровно вдвое больше! А это указывает, что перед вами раскрываются возможности создания очень прочной модели. Так как двукратный запас массы конкретно разрешает расширить толщину всех листовых подробностей кроме этого вдвое, а сечения стержневых элементов — в 1,4. Выводы делайте сами…

А нам останется только выразить удивление, куда «удается» заложить столь большие веса в наборо-посылочных аппаратах, главным материалом которых есть бальза.

Напоследок приведем углы отклонений рулей на предлагаемой «учебке»: руль высоты ±20°, элероны и ±25° руль поворота ±15°. Как уже говорилось, при начальном обучении пилотажу полезно уменьшить отклонения рулей за счет трансформации плеч передаточных рычагов приблизительно в полтора раза.

Еще нужно отметить на базе собственного и богатого постороннего опыта необходимость в скрупулезнейшем отборе источников питания «бота»; анализ статистики аварий говорит, что чуть ли не 80 процентов утрат техники связано как раз с отечественными аккумуляторная батареями и особенно батареями.

В. КИБЕЦ, инженер-конструктор ЦКТБМ


Случайные записи:

Обзор. Активные наушники ГСШ-01, активная гарнитура.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…

  • Универсальная схема

    «Да нет, для того чтобы попросту не может быть!» — эти либо похожие слова — «стандартная реакция» спортсменов любого ранга. А вызывает ее упоминание о…

  • Паритель класса а1

    Предлагаемая модель планера создана на базе идеи… не использовать в качестве стройматериала композиционные материалы и бальзу. Несущие плоскости…

  • Надежная таймерная

    Таймерная «школьного» класса, размещённая в «М-К» № 12 за 1986 год, не имеет аналогов по сочетанию надежности, ресурса и хороших летных особенностей….