Для высшего пилотажа

18.07.2013 В мире моделей

В поисках и размышлениях техники для нового спортивного сезона мы решили остановиться на испытанных, оправдавших себя в течении многих лет ответах. Закрылочная схема не через чур громадного по размаху крыла; горизонтальное оперение со стабилизаторной частью и рулем высоты…

Но последние публикации в «М-К» вынудили нас значительно внимательнее отнестись к учету моментов инерции, и исходя из этого при большом облегчении хвостовой части соответственно запроектировали весьма маленькую носовую часть, несущую двигатель. С привычных для пилотажника мерок получался «обглодыш» — так как в дизайне модели громадную роль играются длина и форма носа фюзеляжа. Но эту проблему нам удалось решить за счет непривычно долгих обтекателей шасси.

С ними модель не только выигрышно смотрится на земле, но и в полете не уступает по восприятию длинноносым автомобилям. На пользу внешнему виду идет и простейшее закрытие мотоустановки верхнерасположенными щитками (снизу двигатель всецело открыт), и большой кок воздушного винта.

В случае если по большей части конструкция пилотажной модели достаточно легковоспроизводима и знакома спортсменам с некоторым опытом в постройке летательных аппаратов, то в отношении крыла, его силовой схемы смогут появиться вопросы.Для высшего пилотажа Постараемся сразу же ответить на них.

Рис. 1. Кордовая пилотажная модель под двигатель рабочим количеством 2,5—3,5 см3.

Силовая схема запланирована на условия чувствительных прогибов при исполнении резких эволюций.

Обширный стаж работы с моделями убеждает в однозначной и большой выигрышности эластичных крыльев. С этими пилотажная ведет себя намного «мягче», а на углах «квадратов» без торможения способна вписаться и в радиус не более 1 м. Помимо этого, у нового крыла имеется еще одна особенность: каркас спроектирован четко под лавсановую пленку. При отсутствии проступающих элементов комплекта пленка ложится ровным страницей, эффектно прорисовывая только носики полунервюр.

При применении металлизированного либо окрашиваемого по окончании постройки модели лавсана без всяких шпаклевочно-шкуровочных работ получается изумительное по качеству изделие. Кстати, данный прием всецело оправдал себя и на оперении, и на фюзеляже — в том месте целый каркас утоплен под уровень обшивки, и пленка ложится только на обрамляющие кромки.

На крыле, наверное, вольно «играющий» под действием аэродинамических нагрузок лист туго натянутой пленки дает дополнительный эффект повышения маневренности самолета на резких фигурах. При эластичном на изгибе крыле (на крутку оно при хорошем натяжении пленки весьма твёрдое!) нужно в совокупность подвески закрылков вводить в середину раздвижные шарниры.

Рис.

2. Крыло модели:
1 — окантовка законцовки (липа 2X4 мм), 2 — законцовка (пенопласт ПХВ толщиной 4 мм), 3 — клиновидная распорка, 4 — полная нервюра (липа либо фанера толщиной 2…3 мм), 5 — носок-полунервюра (фанера толщиной 2…3 мм), 6 — распорка-нервюра (сосна 4X6 мм), 7 — лобик-лонжерон (сосна мелкослойная плотная), 8 — усиление лонжерона (сосна толщиной 12 мм), 9 — окантовка секции топливного бака, 10 — обшивка центроплана (фанера толщиной 1 мм), 11 — груз 30 г, 12 — бобышка для монтажа качалки, 13 — простая петля, 14 — средняя петля, имеющая возможность выдвигаться из крыла, 15 — бобышка петли, 16 — пластина задней кромки (сосна 4Х15 мм), 17 — задняя кромка (сосна 4Х10 мм), 18 — кромка закрылка (сосна 5X9 мм), 19, 21 — окантовка (липа толщиной 2 мм), 20 — заполнение закрылка (пенопласт ПС-4-40), 22 — обшивка (плотная бумага на клее ПВА), 23 — корневая бобышка (липа), 24 — кронштейн (проволока ОВС O 2,5 мм).

Рис. 3. Горизонтальное оперение:
1 — кромки (сосна 4X9 мм), 2 — обшивка центроплана (прессшпан толщиной 0,3 мм), 3 — подкладка (пенопласт ПХВ), 4 — распорная пластина (пенопласт ПХВ толщиной 1,5…2 мм), 5 — распорка (сосна 2X2 мм), 6 — передняя кромка (сосна 3X4 мм), 7 — законцовка (липа толщиной 2 мм), 8 — вставка (липа толщиной 9 мм), 9 — задняя кромка (сосна 2X4 мм).

Рис.

4. Цельноповоротное полки:
1 — лонжерона и оперение кромки (сосна 3,5X3,5 мм; на прочерченных на рисунке местах между полками клеить стенку из сосны 2,5X3,5 мм), 2 — клиновая полунервюра (липа толщиной 2,5 мм), 3 — плата подвески (фанера толщиной 4 мм), 4 — законцовка (сосна 3,5X5 мм), 5 — распорки (сосна 2X3,5 мм), 6 — хвостовая клиновая полунервюра (липа толщиной 2,5 мм), 7 — вставка (липа 5Х10 мм).

Рис. 5. Фюзеляж модели:

1 — моторама (береза 15Х15 мм), 2 — заполнитель (пенопласт 15 мм), 3 — топливный бак, 4 — бобышка шасси, 5 — окантовка (сосна 2Х15 мм), 6 — обшивка носовой части (фанера 1,5 мм с обеих сторон), 7 — стрингеры (сосна 6X18 мм, к хвосту ширину уменьшить до 12 мм), 8 — стойка (сосна 6Х10 мм), 9 — обшивка, 10 — контурный макет, поддерживающий дугу фонаря, 11 — дуга (проволока O 4 мм).

Рис. 6. Схема управления: главные размеры.

Напоследок необходимо растолковать, из-за чего на чертежах приведены два варианта хвостового оперения. Дело в том, что по окончании недавней поломки в транспорте мы наконец решились все же поверить публикациям в издании и постараться воспроизвести цельноповоротное оперение вместо хорошего, не смотря на то, что и были приверженцами отработанных годами ответов. Первые же пробы пилотажной с новым хвостом дали поразительные результаты.

До тех пор пока у нас еще не сложилось четкого убеждения, что такая техника годится для обучения новичков,но все характеристики пилотажа убеждают: это устойчивости и идеальное сочетание манёвренности. В умелых руках машина превосходно проходит целый комплекс фигур, в произвольных точках сохраняя уверенную натяжку и не проявляя «норова» кроме того в порывах ветра. Быть может, все последующие модели будем строить только с цельноповоротниками.

А вопросы «затупления» учебных микросамолетов легко решаемы за счет центровки.

Еще раз желаем обратить внимание: не обращая внимания на простоту, подобная пилотажная требует внимательности и аккуратности в постройке. Вся сборка ведется лишь на испробованных в деле эпоксидных смолах, обтяжка кроме этого требует предварительной проверки лавсановой определённого опыта и плёнки работы с данным материалом, знания изюминок разработки приклейки данной суперпленки.

В.

ОЛЬГИН, А. СОЛОВЬЕВ, спортсмены 1-го разряда


Случайные записи:

10 САМЫХ ОПАСНЫХ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА, СНЯТЫХ НА ВИДЕО


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…

  • Школьный микропаритель для завтра

    Как вы думаете, возможно ли создать хорошую чемпионатную модель планера класса А1 без бальзы? Чуть ли… Принято вычислять, что отсутствие на планере…

  • Для боя и для пилотажа

    Универсальная кордовая модель самолета. Проектирование «Эллипсоида» — модели для воздушного боя — происходило в пара этапов. И в действительности, сходу,…

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…