Зачем шимпанзе бросают камнями в деревья

24.08.2017 Наука и жизнь

Таинственный ритуал, делаемый шимпанзе в лесах Африки, заставляет задуматься над тем, с чего начиналась цивилизация и человеческая культура.

Как мы знаем, что шимпанзе – громадные мастера в применении орудий труда: посредством сучков, веточек, палочек они добывают муравьёв и термитов из их гнёзд, кусками камня либо дерева, как молотками, разбивают орехи, и т. д. Такое поведение замечали у мартышек и в неволе, и в естественной среде обитания, и всегда было ясно, из-за чего шимпанзе это делают – по причине того, что желают имеется.

(Фото Fiona Rogers / Corbis.) Каменная куча в расщелине дерева – место необычного ритуала шимпанзе. (Фото MPI-EVA PanAf / Chimbo Foundation.)‹ ›

Однако здесь необходимо подчеркнуть, что полевые наблюдения продолжительное время проводили на одних и тех же территориях; разнообразие же манипуляций, делаемых мартышками, наводило на идея, что в действительности о социокультурной жизни шимпанзе возможно определить намного больше, в случае если понаблюдать за солидным числом обезьяньих сообществ.Зачем шимпанзе бросают камнями в деревья Так появился проект PanAf (от Pan – родовое наименование шимпанзе, Af – Африка), благодаря которому удалось найти что-то необычное и необычное, в частности – необычные кучи камней, каковые были сделаны шимпанзе и каковые смогут сказать о неких зачаточных культурных ритуалах.

Приматологи из Университета эволюционной антропологии Общества Макса Планка вместе с сотрудниками из вторых научно-исследовательских центров в течении нескольких лет изучали мартышек в нескольких десятках мест по всей Африке. Дабы не смущать животных, применяли различные варианты скрытой съёмки и другие подобные разработки.

В статье в Scientific Reports авторы обрисовывают каменные кучи, лежащие рядом с деревьями либо же в расщелинах стволов – так, как словно бы их в том направлении намерено положили. На видео, сделанном рядом с этими кучами, возможно видеть, как пришедший откуда-то шимпанзе берёт камень – или из каменной горки, или лежащий рядом – и швыряет его прямо в дерево, в один момент издавая характерный ухающий крик. (Само видео возможно взглянуть тут.) Проделывали это в большинстве случаев взрослые самцы, не смотря на то, что за «побиванием деревьев камнями» были увидены кроме этого и самки, и молодняк.

Возможно, как раз подобным образом камни в таких местах и скапливались: до тех пор пока в расщелине ствола не было достаточного запаса, либо до тех пор пока ещё не выросла большая куча, мартышки притаскивали их из ближайшей округи. Быть может, что сперва шимпанзе приносили нужное количество камней к дереву, а после этого уже начинали их бросать, иногда наведываясь к условленному месту. Тут принципиально важно отметить следующее.

Во-первых, такое поведение было распространено вовсе не везде: каменные кучи были лишь на четырёх участках из тридцати девяти, где велось наблюдение, другими словами в каких-то популяциях шимпанзе занимаются этим, в каких-то – нет.

Во-вторых и в-главных: суть происходящего остаётся непонятен. Шимпанзе не добывают еду таким методом, и никаких зрителей, каковые имели возможность бы стать сексуальными партнёрами, на протяжении ритуала рядом не сидит (не смотря на то, что крик, сопровождающий бросание камней, слышно довольно далеко). Присутствие либо отсутствие каменных куч не зависит ни от наличия камней на местности, ни от наличия подходящих деревьев.

И ничего аналогичного раньше никто не видел (из чего, но, не нужно, что шимпанзе придумали собственный ритуал лишь сравнительно не так давно – отметим, что до проекта PanAf так широких и глубоких полевых изучений просто не предпринимали).

Само собой разумеется, кто-то может заявить, что мартышки ерундой, но наука таких объяснений не принимает; помимо этого, многие вещи, которыми мы, Homo sapiens, занимаемся каждый день, в полной мере подходят под определение ерунды – лишь мы сами с этим, конечно же, не согласимся.

Авторы работы выдвигают предположение, что каменные кучи, создаваемые шимпанзе, смогут быть сродни турам, либо каирнам – так археологи именуют неестественные сооружения в виде груды камней, довольно часто конической формы, узнаваемые с доисторической эпохи. Люди делали каирны для самых различных целей: они могли быть как ориентирными отметками, так и символами, говорящие о местах захоронений.

В чём суть каменных куч и всего ритуала у шимпанзе, ещё предстоит узнать. Кто знает, может, развитие людской культуры началось ещё до появления фактически человека, и как бы не выяснилось так, что какие-то волшебные действия достались нам в наследство от обезьяноподобных предков, и что историю верований и религий необходимо затевать, скажем так, с ещё более древних времён.

Создатель: Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

Не надо было бросать камень в собаку


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • У шимпанзе не нашли альтруизм

    В случае если их персональный интерес никак не затронут, то шимпанзе делается всё равняется, помогать ли ближнему собственному либо вредить. Про…

  • Шимпанзе любят готовить

    Шимпанзе в полной мере знают плюсы кулинарии – они не только предпочитают приготовленную еду сырой, вместе с тем поймут процесс готовки и готовы тратить…

  • Шимпанзе делятся друг с другом полезными микробами

    Социальная судьба оказывает помощь мартышкам делать кишечную микрофлору богаче. Желудочно-кишечная микрофлора, как мы знаем, играется огромную роль в…

  • Шимпанзе не прочь выпить

    Дикие шимпанзе, по-видимому, не испытывают отвращения к алкоголю, что додаёт доводов в пользу догадки о происхождении человека от «пьяных мартышек»….