Автомодель юниора

01.12.2014 В мире моделей

Авиамоделистам несложнее… Приобрел в магазине компрессионный микродвигатель, собрал из реечек да нервюрок крыло, выстругал из липовой дощечки несложный фюзеляж — и лети, модель! И данный несложный летательный аппарат будет в принципе таким же, что и кордовый пилотажный акробат умелого спортсмена.

Другое дело — автомоделисты… Кроме того самые простые из отечественных «снарядов» содержат точеные, шлифованные, фрезерованные, закаленные, нормализованные, расточенные, строганые, литые, оксидированные, хромированные, вулканизированные и т. п. подробности, сделать каковые возможно лишь посредством современного точного оборудования. Как тут организовывать с мальчишками массовую работу! Когда-то выручали нас, начальников кружков, комплекты-посылки «Темп».

Но, работа на их базе фактически не оставляла кружковцам простора для творчества.

В то время, когда на страницах «М-К» показались так именуемые «Вятки» — кордовые автомодели уникальной схемы, простые и одновременно с этим современные по сути, по комплексу заложенных в их конструкцию идей, — попытались и мы спроектировать пара вариантов моделей по таковой схеме. Стали они для ребят, занимающихся первый-второй год, тем же, что и учебные кордовые для авиамоделистов.

Мы произвели в кружке кордовые автомодели под двигатели 1,5 см3, 2,5 см3 и 5,0 см3.

Причем по конструкции все три фактически однообразные — отличие была только в размерах. Желаем предложить вашему вниманию одну из этих разработок — самую несложную, под двигатель МК-17 «Юниор». Соответственно и наименование она взяла — «Вятка-Юниор».

Собственный выбор мы остановили на асимметричной схеме, сделав однако главное требование правил проведения соревнований: отечественная модель четырехколесная, и колеса ее находятся в углах равнобокой трапеции.

Передние ведущие колеса конкретно насажены на вал двигателя. Ступица (на ней монтируются две вырезанные из страницы резины шины) выточена из алюминиевого сплава Д16Т. Это одна из немногих точеных подробностей отечественной модели, обработать ее возможно на любом токарном станке, кроме того школьном либо настольном. Крепление «покрышек» на ступице — посредством двух шайб-дисков, причем любая фиксируется шестью винтами с резьбой М3.

Автомодель юниора

Гоночная автомодель с двигателем класса 1,5 см3:

1 — верхняя часть корпуса (выклейка из эпоксидной смолы и ткани, толщина оболочки 2,5 мм), 2 — компрессионный микродвигатель МК-17 «Юниор», 3 — винты М3 крепления двигателя, 4 — топливный бак (белая жесть толщиной 0,3 мм), 5 — резьбовая втулка, 6 — пружина подвески заднего моста, 7 — отбойник (болт и резиновая втулка с резьбой М4), 8 — ось рычага задней подвески, 9 — рычаг задней подвески (Д16Т), 10 — винт-фиксатор заднего колеса, 11 — заднее колесо, 12 — ось задних колес, 13 — «покрышка» переднего колеса (листовая резина толщиной 5 мм), 14 — винт М3 крепления передних колес, 15 — гайка крепления ступицы передних колес, 16 — ступица передних колес (сталь), 17 — диск переднего колеса (дюралюминий), 18 — нижняя часть корпуса, 19 — рама (металлической лист толщиной 2,5 мм), 20 — кордовая планка.

Основание (либо рама) «Вятки-Юниора», на котором закреплены и двигатель МК-17, и задний мост, выгнуто из листового металла — дюралюминия либо стали. Как показал опыт, делать это лучше по оправке, из дюралюминия толщиной около 2,5 мм. Паз под картер двигателя направляться выпяливать по окончании окончательной обработки и сгибания заготовки. Тогда же засверливаются отверстия под ось задней подвески, отбойник и другие.

Задняя подвеска — на продольно качающемся рычаге, упругий элемент подвески — трудящаяся на растяжение спиральная цилиндрическая пружина. Жесткость ее (диаметр проволоки и внешний диаметр) подбирается умелым методом — в зависимости от скорости перемещения модели, ее качества и массы покрытия кордодрома. Для ограничения обратного хода рычага подвески помогает отбойник — эксцентричная резиновая втулка, насаженная на ось — болт с резьбой М4.

Такая форма отбойника позволяет без проблем регулировать клиренс и жёсткость подвески.

Заднее колесо автомодели:

1 — ступица, 2 — резиновая «покрышка» 3 — шайба, 4 — трубчатая заклепка.

Рычаг задней подвески выпилен из листового дюралюминия толщиной 10 мм. При сверлении отверстий под ось задних колес и ось поворота рычага нужно обеспечить соосность, эта операция выполняется на сверлильном станке с одного установа.

Топливный бак — однокамерная поилка, что снабжает стабильность работы двигателя при прохождении расстояния. Материал — белая жесть, емкость — около 20 мл. Бак крепится к щеке рамы эпоксидным клеем.

Остановочное приспособление простого типа — подпружиненный проволочный «ус», сдвигаясь, пережимает топливопровод.

Корпус автомодели выклеен из ткани на эпоксидной смоле. Выклейка — по парафиновой болванке. По окончании окончательного отверждения смолы парафин вытапливается в кипятке, и оболочка корпуса бережно разрезается на две части — верхнюю и нижнюю. В корпуса вклеивается перегородка — отбойник выхлопных газов, и фанерные щечки, разрешающие туго посадить нижнюю часть корпуса на раму.

Обе части корпуса притягиваются к раме винтами М3.

Кордовая планка — металлическая, она крепится к раме винтами с резьбой М4.

Для запуска модели из-за ее особенной конфигурации используется не совсем простой пуск-шток; алюминиевая труба, на конец которой посажена вилка с двумя роликами. Спортсмен упирает ролики в ступицу передних колес, не нагружая коленвал двигателя. На пуск-штоке смонтирован кроме этого упор, прижимающий к беговой дорожке заднюю часть модели.

Как уже говорилось, модели типа «Вятка-Юниор» оставляют широкий простор творчеству при их изготовлении и проектировании. В отечественном кружке было испытано пара типов задней подвески: с резиновыми амортизаторами, с пружинами, трудящимися на сжатие, с плоскими пластинчатыми пружинами и тому подобные. Испытывались разные варианты задних мостов, пробовали мы и схему с ведущими задними колесами…

направляться подчернуть, что работа эта стала красивой школой для отечественных автомоделистов, разрешила им на наглядных и конкретных примерах убедиться в недостатках и достоинствах тех либо иных схем автомоделей.

Р. ОГАРКОВ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Путь юниора #4


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Суперпилотажка юниорам

    Попытки применения на соревнованиях школьников открыто упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, конечно, не смогут дать…

  • Бойцовка «юниор»

    Созданная и всесторонне испытанная в отечественном кружке новая авиамодель подкласса 1,5 см3 была очень успешной. Для нее характерно хорошее сочетание…

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…

  • Автомодель приобретает устойчивость

    Совершенно верно равно как и современному автомобилю, мягкая подвеска колес нужна и его радиоуправляемой модели-копии. Так как наезд модели на холмик…