-
Бойцовка «юниор»
04.06.2015 В мире моделей
-
Созданная и всесторонне испытанная в отечественном кружке новая авиамодель подкласса 1,5 см3 была очень успешной. Для нее характерно хорошее сочетание высокой управляемости и устойчивости полёта, и широкий предел регулировок этих параметров.
Модель стала для нас попросту незаменимой, поскольку она с успехом делает функции летающего тренажера начинающего кордовика, хорошо подходит для тренировок более умелых и полностью отвечает требованиям мальчишек-спортсменов, выступающих кроме того на важных соревнованиях. Сразу же напомним, что бойцовка имеет очень хорошие прочностные характеристики, а при важных авариях последующий ее ремонт не воображает никаких неприятностей. Помимо этого, при полусерийном изготовлении аналогичных аппаратов в условиях кружка оказывается, что новая разработка достаточно технологична.
Бойцовка, которой кружковцы в итоге присвоили наименование «Юниор», имеет стандартную неспециализированную схему — летающее крыло с маленьким вынесенным рулем высоты. Последний посредством неподвижного элемента, что кое-какие именуют «стабилизатором», навешивается на балке-«прищепке», которая, со своей стороны, одним винтом крепится на центральной нервюре крыла. Последнее легкоразъемное сочленение сделано так, что для его ‘ сборки либо демонтажа достаточно пары мин..
Это может понадобиться и на соревнованиях, и на тренировках, в то время, когда появляется необходимость в замене легкоранимого оперения.
Крыло, не смотря на то, что и выполнено по распространенной схеме с пеноло-биком, имеет последовательность изюминок. стаж работы в кружке доказал, что типовой вариант с цельным пенопластовым лбом профиля тяжело воспроизводим руками мальчишек.
Исходя из этого мы перешли к сборке лба из двух однообразных пенопластовых панелей, между которыми вклеиваются кроме этого пенопластовые пенонервюры и сосновая передняя кромка. Не обращая внимания на лишнюю операцию склейки, новый вариант пенолобина выигрышнее как по массе, так и по технологичности. Дело в том, что панели значительно несложнее вырезать термолобзиком с требуемой точностью профилировки сечения, а по окончании склейки лобик не испытывает недостаток в допрофилировке.
Для мальчишек кроме этого значительно несложнее монтаж из пластинчатого монолонжерона, чем в хорошем варианте с врезкой двух отдельных полок. В отечественной конструкции лонжерон представлен сосновой рейкой сечением 2×45 мм с вырезанными окнами облегчения в концевых территориях. В крайнем случае данный элемент возможно выпилить из двухмиллиметровой фанеры.
Но тогда придется весьма пристально отнестись как к разметке, так и к исполнению окон — в противном случае лонжерон окажется перетяжеленным, а в другом случае — через чур ослабленным. В любом варианте пластина центральной части крыла дублируется подобной лонжерону накладкой «размахом» в два пролета между нервюрами. Это усиление нужно, поскольку главный лонжерон выясняется надрезанным при монтаже.
Конструкция центральной нервюры понятна из приведенных картинок, а промежуточные — однообразные и смогут быть сделаны из липы толщиной Змм, двухмиллиметровой фанеры (впредь до строительной толщиной 3 мм) либо бальзы толщиной 4—5 мм. В зависимости от его прочности и материала эти подробности облегчаются. Наряду с этим необходимо учитывать, что в передней части нервюр должно остаться по два хвостовика, входящих при сборке в соответствующие пропилы в монолонжероне.
Такая схема ведет к маленькому ослаблению самого лонжерона. Но его высота столь громадна, что пропилы оставляют неспециализированную прочность крыла во в полной мере допустимых границах. Концевые нервюры всецело соответствуют по типу промежуточным, отличаясь от них только глухой обшивкой листовой древесиной либо фанерой с внешней стороны крыла. Задняя кромка, не имеющая надрезов либо пропилов, при сборке вставляется в прорези хвостовиков всех нервюр.
Рис. 1. Неспециализированная схема кордовой авиамодели под двигатель внутреннего сгорания рабочим количеством 1,5 см3.
Рис. 2. Силовая центральная нервюра и часть модели крыла:
1 — моторама (буковые рейки), 2 — накладки передней рейки пенолобика, усиливающие территорию прорези под стык и бак с моторамой (липа, толщина 4 мм), 3 — полка нервюры (липа либо сосна, сечение Зх] 1 мм), 4 — бобышка оси качалки (липа либо бук), 5 — ось качалки а 2,5 — 3 мм, 6 — распорная втулка, 7 — качалка управления, 8 — накладка (бук), 9 — заполнение стыка (пенопласт марки ПХВ), 10 — косынка задней кромки (фанера 3 мм), 11 — вставка (липа), 12 — заполнение балки (ставить лишь при повышенных требованиях кпрочности и при тяжелой мотоустановке), 13 — «стабилизатор» (фанера 3 мм), 14 — обмотка узла капроновой нитью с клеем, 15 — фанерная граничная полунервюра, 16 — бобышка фиксации бака (липа), 17 — рейка пенолобика (сосна, сечение 4×4 мм), 18 — основной монолонжерон, 19 — накладка лонжерона, 20 — обшивка моторамы (фанера 1,5 мм), 21 — задняя кромка (сосна, сечение 3×15 мм), 22 — фиксаторы балки (фанера 2,5 мм), 23 — «ус» балки (фанера 1,5 мм), 24 — руль в сборе; «а» — территория оклейки моторамы фанерой с левой стороны.Рис. 3. Качалка управления:
1 — качалка (дюралюминий толщиной 1,5 мм), 2 — пистон под поводок, 3 — пистон-подшипник.Рис. 4. Кабанчик руля (дюралюминий).
Рис. 5. Топливный бак.
Рис. 6. Руль высоты:
1 — кромка (сосна, сечение 4×4 мм), 2 — пенопластовый заполнитель, 3 — вставка, 4 — обшивка, 5 — задняя кромка (сосна, сечение 1,5×4 мм), 6 — законцовка (сосна, сечение 2,5×4 мм).Руль навешивается на нитяных либо железных петлях-шарнирах типовой конструкции.
Перед монтажом подготовленных элементов крыла в единое целое нужно совершить контрольную бесклеевую сборку. Она разрешит еще раз уточнить стыкуемость подробностей, и избежать лишней работы по врезке дополнительных узлов в готовую конструкцию.
Особенно пристально отнеситесь к территориям моторамы и монтажа бака (на этом этапе он должен быть уже готов). Имейте в виду, что такие узлы, как сборный пенолобик, вся центральная нервюра (возможно без качалки управления) и концевые нервюры, склеиваются предварительно. В случае если все в порядке — разводите эпоксидную смолу и собирайте крыло.
Приведенный на картинках вариант цельноповоротного руля высоты соответствует достаточно легкому двигателю. При тяжелом руль для балансировки модели возможно запроектировать хоть фанерным. Но оптимальнееего конструкцию и массу руля подобрать по готовой бойцовке, в зависимости от требований к центровке и, следовательно, к управляемости.
Балка-прищепка известной спортсменам-бойцам схемы. Единственное, на чем необходимо остановиться,— это способ ее сборки.
Чтобы фанерные «усы» прищепки прекрасно стыковались с центральной нервюрой, полезно изготовить шаблон в виде центрального сечения крыла и лишь с его помощью склеивать подробности балки в единое целое, с обмоткой переднего стыка капроновыми нитками. По окончании снятия с шаблона «усы» прищепки сойдутся наполовину, но при прикреплении к крылу они прекрасно совпадут с профилем центральной нервюры.
Ширину фанерных панелей балки лучше откалибровать — тогда все запасные узлы оперения будут прекрасно и надежно стыковаться с фиксаторами-накладками, приклеенными к задней кромке крыла, и лишь тогда фиксация одним винтом окажется более чем надежной.
Готовый каркас модели отшлифовывается наждачной бумагой, за исключением пенопластовых элементов. Пенолобик оклеивается писчей бумагой либо, что лучше, крафт-бумагой, на казеиновом клее либо на ПВА (само собой разумеется, разведенном).
По окончании подсыхания лобика крыло обтягивается лавсановой пленкой средней толщины, а незащищенные древесные подробности шепетильно лакируются эмалитом либо его аналогами.
Проверочная балансировка бойцовой обязана на первых порах быть в пределах 15—20 процентов от хорды нрыла (другими словами в границах 35— 45 мм от его передней кромки). Указанные на чертежах места выхода тросиков управления из полости крыла соответствуют требованиям к двигателю и учебной модели средней мощности.
По увеличения накопления мощности и меря опыта двигателя возможно перенести эти места мало вперед.
В. НИКОЛАЕВ, руководитепь кружка
Случайные записи:
Кордовая бойцовка \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Попытки применения на соревнованиях школьников открыто упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, конечно, не смогут дать…
-
Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…
-
В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно…
-
Современные модели воздушного боя, как чемпионатного класса, так и «юниорского», во многом схожи по конструкции и по концепции. Они в полной мере…
-