Школьный микропаритель для завтра

01.02.2016 В мире моделей

Как вы думаете, возможно ли создать хорошую чемпионатную модель планера класса А1 без бальзы? Чуть ли… Принято вычислять, что отсутствие на планере бальзовых подробностей или говорит о неосуществимости дотянуться эту дефицитную древесину, или о неумении трудиться с нею.

Но в любом случае безбальзовой конструкции сразу же присваивается прозвище «деревяшка», и отношение к ее летным особенностям — самое скептическое, причем как правило этот скептицизм в полной мере оправдан.
Но нельзя ли отыскать исключение из этого правила? Давайте попытаемся…

В первую очередь необходимо выяснить, чем же так привлекательна и выигрышна бальза по сравнению с другими видами древесины. Преимущество рекордно легкого материала — в относительно громадных сечениях, задаваемых при конструировании любой подробности. А громадное сечение — это и надежность клеевых стыков с другими элементами, и устойчивость формы как под нагрузкой, так и «временная», разрешающая строить модели-долгожители, не требующие исправления поводок перед каждым сезоном.

В целом за счет применения бальзы, в большинстве случаев, удается создавать более легкие, прочные и качественные крылья, фюзеляжи и стабилизаторы для моделей любых типов.

Попытки перейти на простую древесину сразу же приводят к «ювелирности» всех работ; конструкция получается ненадежной и субтильной, высокотребовательной к качеству материалов, соединения деталей и методов работы. Но это лишь в том случае, если вы постараетесь воспроизвести хорошую силовую схему!

Попытайтесь внутренне в первую очередь отвлечься от канонов проектирования свободнолетающей техники и позже «вжиться» в такие конструкторские правила: уменьшение деталей и числа ведет к возможности усиления как их самих, так и стыковых узлов; грамотное большое упрощение силовой схемы, не считая всего другого, снижает массу клеевых соединений совершает элементы конструкции более прочными и твёрдыми благодаря сечениям увеличенной площади. В случае если сходу воспринять перечень сложно, попытайтесь убедить себя в том, что вам, как будто бы скульптору, необходимо только… отсечь от модели все лишнее!

Сначала, возможно, внутренне перестроиться будет все-таки тяжело. Но, гарантируем, в случае если это удастся, позже вы станете с иронией наблюдать на хорошие наборные многоэлементные подробности свободнолетающих, сразу же осознавая их неоправданную переусложненность и нелогичность!

Школьный микропаритель для завтра
Свободнолетающая модель планера класса А1:
1 — фюзеляж, 2 — балка фюзеляжа, 3 — киль, 4 — стабилизатор, 5 — центроплан крыла, 6 — «ушко» крыла.

Итак, попытаемся воплотить принцип «отсекания лишнего» в настоящей модели класса А1. Начнем с крыла, как главного элемента, определяющего летные характеристики микропарителя. Примемся за дело максимальносмело и… ликвидируем лонжерон как такой (в большинстве случаев он воображает собою достаточно сложную подробность из двух полок, усилений, косынок и стенок).

Его роль будет делать передняя кромка, увеличенная до немыслимых с позиций «свободнолетчика» размеров — сечение кромки, выстроганной из сосны, примем равным 9X20 мм! Тяжелая подробность, которую бессмысленно сравнивать с бальзовой по большому счету? Но давайте сначала закончим проектные работы, а позже возвратимся к беседе о весах.

Сходу напомним, что все спрофилированные подробности кромки-лонжерона для ушек и «центроплана» при древесине удельной массой около 0,5 г/см3 (не смотря на то, что не так уж сложно отыскать сосну либо ель высокого качества с удельной массой 0,4—0,42 г/см3) в сумме весят не более 60 г (либо 50 г при легкой древесине).

Крыло:

1 — силовая передняя кромка-лонжерон (сосна мелкослойная легкая сечением 9X20 мм), 2 — накладка (фанера 1,5 мм), 3 — дополнительный лонжерон (сосна сечением 6Х10 мм), 4 — центральная нервюра (липа толщиной 12 мм), 5 — промежуточная нервюра (липа толщиной 2 мм), 6 — косынка стыка нервюры с лонжероном (фанера 3 мм, врезать в нервюру), 7 — переходная нервюра (липа толщиной 4 мм), 8 — кромка-лонжерон «ушка» (сосна мелкослойная легкая сечением 9X20 мм, к концу крыла сечение уменьшить до 5Х10 мм), 9 — косынка законцовки (фанера 1,5 мм, врезать в кромку и законцовку), 10 — законцовка (липа толщиной 5 мм), 11 — задняя кромка (сосна сечением 7Х1,5…2 мм), 12 — накладка задней кромки (сосна сечением 1,5X2 мм), 13 — косынка кромки (фанера 1,5 мм), 14 — передняя косынка (фанера 3 мм).

Число нервюр сократим в два три раза если сравнивать с канонами проектирования свободнолетающих и перейдем на заготовки из липы толщиной 2 мм.

Сейчас их пригодится всего десять на все крыло, к тому же две переходных и одна центральная, толщиной 12 мм. Все нервюры в сумме весят вместе с законцовками 14 г. Добавьте к перечню Г-образную кромку массой 6 г, и в следствии, с учетом эпоксидного клея и небольших дополнительных подробностей, окажется, что замечательнейший каркас крыла без обтяжки в сборе имеет массу всего лишь до 90 г. На крутку подобное изделие — весьма твёрдое, некая эластичность на изгиб никоим образом не вредит, поскольку при замечательной кромке-лонжероне изгиб происходит без трансформаций углов установки сечений консолей!

Шаблоны для того чтобы крыла.

Крыло получается не тяжелее бальзового, очевидно превосходя последнее как по эксплуатационным, так и по прочностно-жесткостным чертям. Непривычен профиль, по окончании обтяжки микалентной бумагой образованный в межнервюрных территориях?

Не смотря на то, что контрвопрос и не есть ответом, разрешите все же задать его: «Вас не смущает профиль, приобретаемый по окончании обтяжки хорошего лонжеронного крыла с учетом обрисовки всех продольных элементов каркаса?» В том месте так как ничего скорректировать не удается; в отечественном же случае за счет метаморфозы контура нервюры в среднем получается любой необходимый профиль, к тому же и весьма совершенно верно заданный в самая требовательной территории передней кромки.

Ну как, тяжело переходить на новую конструкторскую психологию?

В случае если особенных трудностей не появилось, займемся стабилизатором. В первую очередь взглянуть на чертежи и разберитесь в схеме горизонтального оперения. Сейчас приводим массы отдельных элементов: сосновая передняя кромка — 3,5 г, задняя кромка по окончании профилировки на готовом стабилизаторе — до 2 г, липовые подробности поперечного комплекта — около 3 г в сумме при толщине профиля порядка 6—7 мм.

Итого 10 г максимум — и это по окончании сборки на эпоксидной смоле и вышкуривания каркаса. Обтяжка выполняется из узкой лавсановой пленки, приклеиваемой лишь по торцам каркаса и по нервюрам (кстати, как раз с учетом пленочной обтяжки был задан профиль с настоящей толщиной; под условия более твёрдой бумажной обшивки возможно закладывать плоский профиль толщиной 3 мм).

Стабилизатор:

1 — законцовка (липа толщиной 3 мм), 2 — передняя кромка-лонжерон (сосна мелкослойная сечением 3Х12 мм, к финишам стабилизатора сечение уменьшить до 3Х4 мм), 3 — нервюра (липа толщиной 1,2 мм), 4 — центральная нервюра (липа толщиной 6 мм, к задней кромке сузить до 3 мм), 5 — задняя кромка (сосна, заготовка сечением 4Х4 мм, по окончании монтажа «на ребро» высоту сечения уменьшить до 3 мм и скруглить заднюю часть).

С килем — еще легче.

В случае если воспользоваться твёрдой дюралюминиевой проволокой (либо алюминиевыми вязальными спицами) O 2 мм и учесть, что масса таковой кромки равна массе бальзового цельного киля, вырезанного из пластины толщиной 2 мм, то по окончании двухсторонней обтяжки готового элемента пленкой станет светло: таковой лучше бальзового как по массе (цельнодеревянный на деле по окончании отделки бумагой с эмалитом будет вдвое тяжелее!), так и по прочности. Кстати, сейчас не пригодится для подрегулировки вырезать из него рулевую поверхность, делать для нее систему фиксации и шарнирную подвеску руля в отысканном положении — новый киль из проволоки возможно чуть подзакрутить, а в будущем подправить натяжение пленочной обшивки.

Остается спроектировать в стиле всей модели и ее фюзеляж. Думаем, достаточно заявить, что масса сосновой рейки длиной 600 мм и сечением 10Х12 мм, состроганной к концу до 5X6 мм, равна 18 г, как другое станет светло. В случае если вам весьма интересно, при случае сравните массы аналогичной балки и хорошей, собранной из сосны и бальзы. Одно только условие: сравнивать веса не заготовок, а всецело законченных отделанных балок!

Фюзеляж в сборе:

1 — железная загрузка (ставить с обеих сторон на винте М3), 2 — носовая часть (липа либо фанера толщиной 10 мм), 3 — ложе крыла (фанера 2,5 — 3 мм, эллипс размерами 15X50 мм), 4 — шпилька М3 фиксации крыла (проволока ОВС), 5 — дополнительная шпилька М2 (проволока ОВС), 6 — носовой стыка и стяжка балки части (узкие капроновые нитки со смолой), 7 — хвостовая балка (сосна мелкослойная легкая сечением 10Х12 мм, к хвосту сечение уменьшить до 4X6 мм), 8 — корневая нервюра киля (липа толщиной 3—4 мм), 9 — контур киля (твёрдая алюминиевая проволока либо спица O 2 мм), 10 — фальшкиль для защиты фитильного навески устройства и резины стабилизатора (липа толщиной 2 мм), 11 — ложе стабилизатора (фанера 1,5 мм и рейка сечением 1,5Х1,5 мм), 12 — «пятачок» фиксации стабилизатора по углу атаки, 13 — крючок фитильного устройства (проволока ОВС O 0,8 мм), 14 — шпилька М2,5 крепления буксировочного крючка, 15 — посадочная лыжа (бамбук либо фанера, ставить при носовой части из липы). На виде «Б» стабилизатор условно не продемонстрирован.

Носовая часть по большому счету пояснений не требует, обратите только внимание на размещение балансировочного груза, складывающегося из двух половин, каковые подпиливаются по необходимости. И в мыслях сопоставьте такую совокупность с привычным пеналом в носовой части, в результате которого приходится вводить фанерную обшивку, делать «пробку», думать, как зафиксировать дробь в пенале либо компенсировать смоляную заливку…

Замечательная силовая схема новой модели планера разрешила пойти на риск и смонтировать крыло на фюзеляже намертво. Суть аналогичного приема в том, что такая, в один раз отлаженная модель ни при каких обстоятельствах не поменяет черт из-за случайного смещения прикрепленного крыла.

Помимо этого, что новый планер значительно несложнее в изготовлении, каких-либо изюминок в отладке и технологии он не имеет.

Из-за малого количества стыков в качестве клея при сборке употребляется только пластифицированная эпоксидная смола (она же повышает надежность нагруженных узлов). Главные параметры балансировки указаны на чертежах. По окончании наложения бумажной лакировки и обшивки крыло удерживается в стапеле в течение месяца.

На левом «ушке» задается отрицательная крутка (4 мм по задней кромке), правая добрая половина центроплана закручивается на плюс 2 мм. В 8 мм от передней кромки по всему размаху наклеивается нить турбулизатора O 0,5 мм. Буксировочный крючок бокового типа — при данной силовой схеме планера он позволяет проводить действенный замечательный динамостарт.

А.

ДМИТРОВ, начальник кружка


Случайные записи:

Disney Princess Go Back To School


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…

  • Для высшего пилотажа

    В поисках и размышлениях техники для нового спортивного сезона мы решили остановиться на испытанных, оправдавших себя в течении многих лет ответах….

  • Учебная на радиоволне

    Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…