«Дон-кихот» ярослава яновского

04.05.2010 В мире моделей

Любительское микроавиастроение сейчас получает все более ощутимый размах. Возможно смело заявить, что из увлечения одиночек оно превратилось в новую и притом массовую разновидность научного творчества, мобилизовав скрытые потенциальные возможности человека, идеально содействуя широкому распространению авиационных знаний среди молодежи и подготовке кадров для одной из самых сложных индустрии — авиастроения.

Удачи энтузиастов микроавиастроения поразительны. Располагая в большинстве весьма скромными материальными и производственными возможностями, они создали последовательность уникальных конструкций летательных аппаратов, каковые смогут стать украшением любого авиационного музея.

Меньше делается людей, вычисляющих любительское микроавиастроение легко забавой, одним из видов бесчисленных хобби современного человека, и все больше уделяют этому виду технического творчества самое важное внимание. на данный момент несомненно, что работы любителей содействуют формированию авиационной науки и техники в целом.

В ряде государств для удовлетворения потребностей любителей микроавиастроения начала трудиться «громадная» авиапромышленность, производя подробности, агрегаты а также полные наборы материалов для постройки типовых микросамолетов, микровертолетов, параглайдеров и воздушных шаров; иначе, многие конструкторы-любители создали летательные аппараты, отыскавшие использование не только в народном хозяйстве и спорте, но и обратившие на себя внимание экспертов. Так, микроавтожир американского конструктора-любителя Игоря Бенсена взял широкое признание у авиационных спортсменов.

Подобные автомобили, созданные советскими авиаспортсменами, много раз возможно было видеть на стендах ВДНХ СССР. Они имеют весьма несложную конструкцию, недороги в производстве и несложны в пилотировании.

Сейчас особенное бросились в глаза пять микросамолетов любительской постройки: «ОСА», конструкторы К. Лявин и В. Кораблев (СССР); «Дон-Кихот», конструктор Я. Яновский (Польша); «Аэрокар», конструктор В. Чиверс (США); «Кри-Кри», конструктор М. Коломбан (Франция); «Беде», конструктор Д. Беде (США) (см. рис.). О самолете «ОСА» отечественный издание уже говорил читателям (см. № 8 за 1970 год). Сейчас возможно добавить, что «ОСА» прошла диагностику временем и замечательно зарекомендовала себя в эксплуатации.

Конструкторы модернизировали машину, оборудовав «ОСУ» современным трехколесным шасси с носовым колесом и существенно улучшив ее аэродинамику. Деятельность группы энтузиастов, возглавляемой К. Лявиным и К. Кораблевым, заслуживает всяческой помощи и может служить образцом организации аналогичных коллективов.

«Дон-кихот» ярослава яновского

«ОСА» — одноместный цельнометаллический микросамолет советских конструкторов К. Лявина и В. Кораблева.

«АЭРОКАРТ» — сверхлегкий биплан американского инженера В. Чивсрса. Напоминает древние самолеты, но имеет хорошие летные качества и удобен для начального обучения.

«КРИ-КРИ» — самый мелкий в мире двухмоторный самолет французского конструктора-любителя Мишеля Коломбана. Весит всего 65 кг благодаря применению синтетических материалов.

«BD» («Беде») — самолет Джеймса Беде (США), названный «крылатая пуля», развивает скорость в поршневом варианте 285 км/ч, реактивном — 450 км/ч.

О микросамолетах «Аэрокар», «Беде» и «Кри-Кри» мы еще будем иметь случай погозорить. А сейчас поведаем о «Дон-Кихоте» Яновского, потому, что располагаем достаточно полной информацией об этом занимательном самолете и его создателе. Как и многие другие гениальные авиаконструкторы, Яновский в недалеком прошлом — авиамоделист.

Именно на авиамоделях он реализовывал и отрабатывал собственные задумки, перед тем как в один раз на взлетной дорожке Варшавского аэроклуба показался мелкий, совсем необыкновенной формы самолетик, весьма похожий на громадную модель (рис. 2).

По существу, это была как раз громадная модель, но уже талантливая поднять в атмосферу человека.

От первого до последнего винтика Ярослав и его верные товарищи столяр Витольд Калита, механики Здислав Рабега и Штефан Полявский сделали его собственными руками. «Думается, лишь колеса шасси я забрал готовые, — пошутил конструктор, — да да и то для уменьшения веса покрышек на токарном станке с них сняли половину толщины протектора!» Продуманность конструкции, высокая культура веса обеспечили «Дон-Кихоту» весьма хорошие летные эти.

Рис. 2. «Дон-Кихот», вид в 3/4 спереди:

1 — фюзеляж, 2 — съемный фонарь пилота, 3 — блок устройств, 4 — компас, 5 — подкос крыла, 6 — правая консоль крыла, 7 — правый элерон, 8 — горловина топливного бака, 9 — двигатель, 10 — воздушный винт, 11 — гаргрот фюзеляжа, 12 — форкиль, 13 — стабилизатор, 14 — руль высоты, 15 — киль, 16 — хвостовое колесо, 17 — силовая рама из хромонсилевых труб, 18 — топливный бак, 19 — привязные ремни, 20 — качалка элерона, 21 — крыльевой пламя (АНО), 22 — рессора шасси, 23 — скобы крепления рессоры, 24 — колесо шасси.

Конструкция самолета «Дон-Кихот» — смешанная, с применением современных синтетических материалов (пенопласт, стеклоткань, краски и эпоксидные клеи).

Архитектура самолета очень современна, в ней применено много плоских панелей, каковые существенно упрощают постройку, не ухудшая одновременно с этим аэродинамику.

ФЮЗЕЛЯЖ. Главным его силовым элементом есть несущая рама, сваренная из металлических хромонсилевых труб, к которой крепятся крылья, мотор, топливный бак, хвостовое оперение, шасси и боковины фюзеляжа.

В передней части фюзеляжа расположена кабина пилота, закрываемая съемным фонарем, изготовленным из оргстекла толщиной 2 мм. Каркас фонаря из сосновых брусков, к каким оргстекло прикреплено шурупами по дереву с потайной головкой. Изнутри и снаружи грани съемной части фонаря оклеены текстильной лентой.

Фонарь задней частью стыкуется с контурной рамкой фюзеляжа четырьмя металлическими штырями, а спереди крепится раскрывающимся изнутри замком. Рукоятка последнего помогает для аварийного сброса фонаря в полете. Конструкция фюзеляжа выполнена так, дабы при разборке и сборке самолета требовалось как возможно меньше специального инструмента и монтажных операций.

Передняя нижняя часть фюзеляжа от носа до несущей рамы обшита фанерой толщиной 2 мм, от рамы до хвоста — фанерой 1,5 мм. Боковины — рамки, собранные из сосновых брусков и собеих сторон обшитые фанерой толщиной 1,5 мм. Внутреннее пространство рамок заполнено пенопластом ПС-1. Главное шасси — двухколесное, выполнено из одной полосы рессорной стали толщиной 10 мм, которая прикреплена к несущей раме четырьмя болтами O 10 мм.

На финишах крепятся кованные из стали ботинки с полуосями. Колеса главного шасси пневматические, размером 300X125 смонтированы на облегченных ступицах. Хвостовое колесо O 120 мм и шириной 30 мм произведено из жёсткой резины.

Оно установлено на узкой листовой рессоре и снабжено механизмом для стопорения вилки колеса перед взлетом.

Рис. 3. Оборудование кабины:

1 — тумблеры электросистемы, 2 — газовый сектор, 3 — высотомер, 4 — педали управления рулем поворота, 5 — кожух блока устройств, 6 — указатель скорости, 7 — скольжения и указатель поворота, 8 — вариометр, 9 — тахометр, 10 — замок фонаря, 11 — ручка управления, 12 — сиденье пилота.

Рис. 4. Двигатель, вид в 3/4 позади:

1 — воздушный винт, 2 — ступица винта, 3 — картер, 4 — карбюраторы, 5 — головка цилиндра, 6 — горловина топливного бака.

Для уменьшения миделя, а следовательно и лобового сопротивления автомобили, кабина «Дон-Кихота» запланирована на полулежачее положение летчика и снабжена всеми нужными устройствами, размещенными по так называемой функциональной схеме: тут нет классической приборной доски, загромождающей всю переднюю часть кабины.

Устройства смонтированы в маленьком блоке, находящемся в средней части, между коленями пилота. А компас подвешен на передней панели съемного фонаря кабины. Как продемонстрировала практика, такое размещение устройств формирует громадные удобства при пилотировании, потому, что не сужает обзор и не утомляет летчика.

Привязные ремни — поясные и плечевые — крепятся к несущей раме и замыкаются шплинтовым замком облегченного типа.

УПРАВЛЕНИЕ классическое для легких самолетов: ручкой на элероны и рули высоты, педалями — на руль направления. Проводка управления смешанная: от рулевого вала на качалку в центроплане — с твёрдыми тягами, в крыла к элеронам — тросовая, от педалей к рулю направления — кроме этого тросовая.

От сектора газа к дроссельным воздушному корректору и заслонкам карбюраторов — тросами в эластичных оболочках.

КРЫЛО — древесной конструкции, двухлонжеронное, имеет профиль Кларк-Y 13 процентов по всему размаху. Основной лонжерон высотой 130 мм изготовлен из сосновых реек, оклеенных фанерой 2 мм, с усилениями на участках установки стыковочных крепления и узлов подкосов.

Вспомогательный лонжерон, к которому подвешиваются элероны, выполнен подобно главному. В местах соединения лонжеронов с нервюрами вклеены сосновые распорки для обеспечения жесткости всей конструкции. Нервюры крыла — однообразные, с каркасом из сосновых реек 5X7 мм, оклеены с одной стороны фанерой толщиной 1 мм; корневая нервюра усилена накладками из фанеры толщиной 4 мм, концевая выполнена в виде лекального контура с ободом из сосновой рейки 10Х10 мм и заполнена пенопластом ПС-1.

Передняя часть крыла до главного лонжерона оклеена фанерой толщиной 1 мм, образующей кессон, прекрасно трудящийся на кручение. Кессон оклеен узкой стеклотканью на эпоксидном клее, другая часть крыла и элероны обтянуты мадаполамом. Элерон подвешен к крылу в двух точках, из которых ближайшая к фюзеляжу имеет кабанчик, соединяемый с тягой управления.

Рис. 5. Схема микросамолета «Дон-Кихот» в трех проекциях.

Хвостовое оперение имеет упрощенный силуэт с прямыми кромками. Конструкция — древесная, с обшивкой стабилизатора и киля фанерой толщиной 1 мм; рули высоты и руль поворотов обтянуты мадаполамом. Руль высоты подвешен к стабилизатору в трех точках, из которых средняя имеет кабанчик. Руль поворота — в двух точках, нижняя из них соединяется с тросами управления.

ДВИГАТЕЛЬ — двухтактный двухцилиндровый «боксер» (с размещением цилиндров под 180°) собран из двух наборов мотоциклетных цилиндров, поршней и шатунов. Картер, головки и коленвал цилиндров самодельные. Для улучшения наполнения рабочей смесью любой цилиндр имеет собственный карбюратор с падающим потоком (рис. 4). Совокупность зажигания от двух катушек большого напряжения.

Рабочий количество двигателя — 500 см3, мощность — 25 л. с. Винт двухлопастный, O 1,06 м. Изготовлен из ясеневых дрок (склейка) и оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле.

На «Дон-Кихоте» выполнено большое количество успешных полетов, подтвердивших функциональность и правильность конструкторского плана. Весьма интересно подчернуть, что эта машина пользуется популярностью не только в Польше; пара экземпляров «Дон-Кихота» по чертежам автора выстроено любителями в СССР, Англии и Канаде.


Случайные записи:

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ~ч.1 из 6 -ти. #Мигель де Сервантес Сааведра /#аудиокнига


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Радиоуправляемый «финист»

    Создание радиоуправляемой модели самолета предваряется, в большинстве случаев, поисками самолета-прототипа, поскольку летный моделизм, первым делом, это…

  • Рекордсменка… простоты

    Если бы в известной книге Гиннеса регистрировались рекорды технологичности и простоты, воображаемая сейчас вашему вниманию модель была бы первой…

  • Парта скоростника

    «Ух, прекрасная…» — таково было единодушное вывод участников соревнований о отечественной скоростной кордовой модели. По окончании маленького дискуссии…

  • «Школьная парта» летчика

    монопланы и Бипланы. Чему дать предпочтение! Спор между приверженцами той и второй схемы завершился к концу тридцатых годов. Победили монопланы, каковые…