«Школьная парта» летчика

20.05.2015 В мире моделей

монопланы и Бипланы. Чему дать предпочтение! Спор между приверженцами той и второй схемы завершился к концу тридцатых годов.

Победили монопланы, каковые благодаря лучшей аэродинамике смогли всецело раскрыть собственные преимущества перед самолетами бипланной схемы.

Действительно, ПО-2 еще много лет оставался главным учебным самолетом в лётных школах и аэроклубах. Но опытных летчиков нужно было готовить на максимально приближенной к боевым самолетам машине.

«Школьной партой» для предвоенного поколения отечественных авиаторов стал АИР-10 — учебный двухместный самолет, созданный в КБ молодого главного конструктора А. С. Яковлева.

В серийном выполнении АИР-10 начиная с 1936 года начал называться УТ-2 («Учебно-тренировочный двухместный»).

Впредь до 1946 года УТ-2 оставался самым распространенным у нас учебнотренировочным монопланом. Более 7 тыс. таких самолетов бороздили небо. И само собой разумеется, с годами конструкторы вносили в них все новые усовершенствования.

Во второй половине 30-ых годов XX века на УТ-2 установили усовершенствованный двигатель М-11Е мощностью 150 л. с. Умелый самолет с этим двигателем, носивший наименование АИР-20, имел пара увеличенную площадь крыла (на 1,6 м2).

Модификация УТ-2 была успешной и была принята в производство вместо УТ-1. На одном из новых самолетов серии, оборудованном для рекордных полетов. ГеройСоветского Альянса В. С. Гризодубова во второй половине 30-ых годов XX века установила три женских мировых рекорда для класса легких самолетов: 9 октября — рекорд скорости 200 км/ч; 15 октября — рекорд высоты 3267 м; после этого рекорд дальности — 1444,7 направляться (в перелете с Храбрецом СССР М. М. Расковой по маршруту Москва — Актюбинск).

Мы даем тут краткое описание самолета последней модификации УТ-2М с мотором М-11Д. Выполнен он преимущественно из дерева, поскольку на протяжении войны дюралюминий был дефицитным материалом. УТ-2М — свободнонесущий двухместный низкоплан с открытой кабиной.

Фюзеляж — ферменный, собран из четырех замечательных лонжеронов, соединенных между собой рядом стоек и распорок, и четырьмя шпангоутами рамного типа. Сечение фюзеляжа — прямоугольное, с заметными закруглениями сверху и маленьким овалом снизу. Главный каркас имеет прямоугольное сечение.

В хвостовой части фюзеляжа между стоек расположены дополнительно крестообразные расчалки, натянутые в плоскости граней фюзеляжа Закругления фюзеляжа образованы четырьмя гаргротами, обшитыми, как и передняя часть фюзеляжа, фанерой; хвостовая часть обшита полотном. Кабины летчиков — открытого типа, имеют спереди козырьки из плексигласа, а с боков откидные дюралюминиевые створки. Борта кабины, спинки и подголовники отделаны дерматином.

На левом борту размещено управление триммерами руля высоты и сектор управления мотором, на правом — ручка бензокрана, а в передней кабине — электрощиток. Приборные доски в обеих кабинах однообразны. Они снабжены всеми устройствами, нужными для полета в непростых метеорологических условиях.

«Школьная парта» летчика

«ШКОЛЬНАЯ ПАРТА» ЛЕТЧИКА:

1 — цилиндр двигателя, 2 — подогреватель карбюратора, 3 — спинка сиденья, 4 — шасси, 5 — подголовник задней кабины, 6 — подголовник передней кабины, 7 — сектора управления двигателем, 8 — электрощиток, 9 — правый наружный борт кабины, 10 — трубки Вентури, 11 — вырез для кабины, 12 — плечевой ремень, 13 — верхняя панель кабины, 14 — поясной левый ремень, 15 — поясной правый ремень, 16 — пол кабины, 17 — правый внутренний борт кабины, 18 — левый внутренний борт кабины, 19 — верхняя подушка сиденья, 20 — амортизационная стойка шасси, 21 — приборная доска передней кабины, 22 — приборная доска задней кабины.

Крыло складывается из центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Профиль крыла. — «Геттинген-387» с относительной толщиной у корня — 15 процентов, на финише 10 процентов. Конструкция консолей и центроплана двухлонжеронная, с трудящейся фанерной обшивкой. Любая добрая половина центроплана имеет по четыре нервюры, задняя кромка образует с фюзеляжем плавный переход — зализ.

Центроплан зашит фанерой, а на борту фюзеляжа по верху обшивки проложены рейки с подножками.

Любая консоль крыла имеет по 14 нервюр. Элерон — щелевой, снабжен аэродинамической компенсацией, разделен по размаху на две половины. Обшивка консолей крыла — фанерная, за исключением части, размещенной между второй и седьмой нервюрами. Носок элерона зашит фанерой, другая часть обтянута полотном.

Характерная изюминка крыла УТ-2М — громадной угол поперечного V — до 8° каждого полукрыла, и заметная стреловидность по передней кромке. На левой консоли, приблизительно посередине элерона, размещен приемник указателя скорости — трубка Пито.

Стабилизатор неразъемный, двухлонжеронный, симметричного профиля, выполнен из дерева. Любая его добрая половина складывается из шести нервюр.

До переднего лонжерона носок стабилизатора зашит фанерой. Между передним и задним лонжеронами натянуты крест-накрест по две пары металлических проволочных расчалок. Руль высоты — однолонжеронный, выполненный из дерева, усиленного железными ободьями. Он складывается из двух однообразных половин, соединяемых кронштейнами.

Имеется осевая аэродинамическая компенсация, на протяжении задней кромки расположены триммеры, регулируемые в полете. Между корневой точкой крепления качалки руля высоты к лонжерону и второй нервюрой руля размещена косая нервюра. За лонжероном обшивка — полотняная. Триммеры руля высоты зашиты фанерой. Киль — двухлонжеронной конструкции, крепится к фюзеляжу и стабилизатору двумя узлами.

Он имеет четыре нервюры и три раскоса. Обшивка киля до переднего лонжерона — фанерная, другая часть обтянута полотном. Руль направления — однолонжеронной конструкции, выполнен из дерева, усиленного железным ободом. Носок руля до лонжерона зашит фанерой. Обшивка — полотняная. руль и Элероны направлен я на задних кромках имеют дюралюминиевые пластинки — триммеры, регулируемые на земле.

Управление рулём направления и рулём высоты — смешанное: в кабине летчиков — твёрдое, а в хвостовой части фюзеляжа — тросовое. Элероны управляются твёрдыми трубчатыми тягами.

Шасси — простой схемы, пирамидальное с вильчатой главной стойкой, пластинчатой стандартными колёсами и резиновой амортизацией. Костыль не-ориентирующийся, рессорного типа, со съемной железной подкостыльной лыжицей.

Зимой устанавливались древесные лыжи.

Винтомоторная несколько УТ-2М складывается из пятицилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-11Д мощностью 125 л. с., вращающего двухлопастный древесный воздушный винт, и совокупности бензо- и маслопитания. На самолете установлены три бензиновых бака неспециализированной емкостью 200 л и один масляный бак на 16 л. Мотор крепится к фюзеляжу посредством моторамы (сварная ферма из металлических труб).

Капот изготовлен из листового дюралюминия.

Окраска УТ-2М простая для отечественных военных самолетов (см. 4-ю страницу обложки). Красные звезды нанесены на фюзеляж, на вертикальное оперение и снизу на крылья.

УТ-2М может служить прототипом для кордовых и радиоуправляемых моделей. Для первых возможно советовать при масштабе модели 1/8,5 натуры двигатель не меньше 5,0 см3. Для радиоуправляемой масштаб 1/5 натуры, двигатель — не меньше 10,0 см3.

Модели-копии УТ-2М смогут делать все фигуры высшего пилотажа: сбрасывание парашютиста из второй кабины и буксировку одноместного либо двухместного планера, «конвейер» (посадка-взлет) и крены под 60°.

ГЛАВНЫЕ Эти УТ-2М

размах крыла — 10,2 м, протяженность — 7,35 м, площадь крыла — 17 м , вес безлюдного самолета—660 кг, полетный вес — 1010 кг, большая скорость — 185 км/ч, посадочная скорость —95 км/ч, рабочая скорость — 140 км/ч, вертикальная скорость — 2,6 м/сек, практический потолок — 3830 м громаднейшая дальность — 950 км, протяженность разбега— 250 м протяженность пробега — 300 м.

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук


Случайные записи:

Страшные истории.Школьная парта.{Пони-Пародия}


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Учебная парта» кордовика

    Изготовление модели лучше начать с самой трудоемкой подробности — крыла. Тут оно прямоугольное и складывается из 14 нервюр, двух лонжеронов, задней…

  • «Школьная» таймерная

    При проектировании техники для нового спортивного сезона перед отечественными кружковцами в очередной раз встал вопрос о поиске золотой середины между…

  • «Парта» таймериста

    Бесконкурентное развитие композитной и «дюралевой» техники в чемпионатном классе свободнолетающих Р2С, н сожалению, имеет и негативные стороны. Прежде…

  • Парта скоростника

    «Ух, прекрасная…» — таково было единодушное вывод участников соревнований о отечественной скоростной кордовой модели. По окончании маленького дискуссии…