Если на море беда…

21.01.2011 В мире моделей

Модель катера ROSTOK. Существует класс судов, представителей которого возможно найти во всех морских государствах, заметить в любом большом морском порту. Это суда-спасатели, созданные для помощи в море терпящим бедствие кораблям и судам — тушения пожаров, заделки повреждений корпуса, откачки воды из затопленных отсеков, снятия с мели и буксировки в порт. Подобные суда различаются водоизмещением, техническими возможностями и скоростью.

Большую группу таких судов составляют пожарно-спасательные катера. Воображаем вниманию читателей-судомоделистов один из этих катеров, носящий наименование ROSTOK — подобные суда трудятся в морском порту города Росток (ФРГ).

Пожарно-спасательный катер ROSTOK рекомендован для помощи экипажам самолётов и судов, терпящим бедствие в акватории морей и на внутренних водных дорогах. Катер представляет собой двухвинтовое судно с ходовой рубкой и надстройкой, оснащенное подъемным устройством в кормовой части. Протяженность катера 36,2 м ширина 7,57 м. Энергетическая установка катера складывается из двух дизелей мощностью по 900 л.с., вращающих гребные винты диаметром по 1,65 м.; скорость катера — около 14 узлов.

Для тушения пожаров судно оборудовано на надстройке и на подъемном устройстве стационарными пожарными стволами для подачи пены и воды.

Предлагаем судомоделистам модель катера ROSTOK в масштабе 1:33, с которой возможно выступать на соревнованиях в классе ЕН на 25-метровой расстоянии.

Корпус катера целесообразнее всего отформовать на болванке из стеклоткани и эпоксидной смолы.

Дабы изготовить такую болванку, необходимо для начала сделать необычный «скелет» корпуса — в строгом соответствии с его теоретическим чертежом вырезать из узкой фанеры либо картона шпангоуты и насадить их на ровный долгий брусок-«хребет». Наряду с этим нужно учесть, что на теоретическом чертеже изображены сечения корпуса по наружным его обводам, исходя из этого при изготовлении шпангоутов для «скелета» болванки их контур должен быть занижен на толщину стеклопластиковой оболочки.

Потом из пенопласта нарезаются заготовки, каковые вклеиваются между шпангоутами.

Перед сборкой имеет суть предварительно обработать пенопластовые блоки — снять «лишний» материал в соответствии с контурами соседних шпангоутов.

Обработку пенопласта направляться вести острозаточенными инструментами — долгими эластичными ножами-стругами, ножами-миниатюрными рубанками и косячками.

Для контроля формы корпуса возможно пользоваться эластичными полосами фанеры, полистирола либо текстолита — прикладывая полосу к соседним шпангоутам, несложно распознать территории «негладкости» криволинейных поверхностей.

Если на море беда...

Компоновка пожарно-спасательного катера ROSTOK:

1 — баковый пожарный ствол: 2 — площадка бакового пожарного ствола; 3— надстройка рулевой рубки; 4 — рулевая рубка; 5 — мачта с антенной радиолокатора; 6 — дымовая труба; 7 — спасательная шлюпка; 8 — шлюп-балка: 9 — спасательные плоты; 10 — подъемное устройство с рабочей площадкой. оборудованной двумя пожарными стволами; 11 — бак; 12 — якорно-швартовное устройство: 13,17—люки: 14— кнехты; 15 — кап машинного отделения; 16 — вентиляционная головка

Совсем доводить болванку направляться шкуркой, наклеенной на брусочки и фанерные полоски с поверхностями подходящей кривизны.

При необходимости болванка шпаклюется, сделать это несложнее всего простым пластилином.

Готовая болванка покрывается восковой мастикой (антиадгезийное покрытие) и бережно, дабы не замять мягкий пенопласт, располировывается. Хорошее антиадгезийное покрытие получается и из узкой пищевой пленки, в какую в магазинах упаковывают продукты.

Достаточно приложить пленку к поверхности болванки и разгладить руками, как она тут же как бы приклеиваться, образуя ровную поверхность, не прилипающую к эпоксидному связующему.

Формовать корпус оптимальнеена открытом воздухе либо в прекрасно вентилируемом помещении. В зависимости от толщины стеклоткани для выклейки оболочки потребуется от четырех до шести слоев этого материала.

По окончании отверждения связующего корпус ошкуривается и обрезается по линии фальшборта; в фальшборте пропиливаются отверстия и шпигаты для кнехтов.

Палуба — из 5-мм фанеры; в ней прорезаются отверстия под надстройки, по окончании чего вклеивается комингс высотой 25 мм. Закрепляется палуба в корпусе уже по окончании монтажа двигателя, дейдвудных валов и рулевого устройства.

На баке модели размещается площадка с пожарным стволом, швартовные и буксирный кнехты, люки, и якорно-швартовное устройство, складывающееся из шпиля, якорной цепи, двух стопоров и двух якорей. Для спуска с бака на палубу на судне имеются два трапа, каковые нужно воссоздать и на модели.

Сразу же за баком на основной палубе находится надстройка, на которую устанавливается рулевая рубка с двумя последовательностями окон по периметру.

На рубке закрепляются мачта с антенной радиолокатора, антенна радиопеленгатора, прожектор и штыревые антенны радиостанций. За рулевой рубкой на особых постаментах монтируются два пожарных ствола.

На крыше капа машинного отделения находится дымовая труба со скосами.

За ней поперек корпуса модели на ложементах устанавливается шлюпка и две шлюпбалки. В кормовой части капа монтируется подъемное устройство. Оно складывается из поворотного основания, рабочей площадки и составной стрелы.

На последней крепятся два пожарных ствола.

Силовая установка выполнена на базе электродвигателя МУ-30 (его рабочее напряжение 27 В, потребляемый ток 5 А, частота вращения 7500 об/мин, мощность 40 Вт, масса 0,6 кг). Для привода винтов употребляется самодельный зубчатый редуктор с передаточным числом 1,33, что снабжает вращение пары выходных валов в противоположные стороны с частотой 5625 об/мин.

Потому, что возможности изготовления шестеренок у многих моделистов ограничены, затевать проектирование редуктора имеет суть с подбора пары готовых однообразных шестерен с внешним диаметром около 30 мм и модулем 1,5—2 мм. В соответствии с их геометрическими параметрами рассчитываются его корпуса конструкция и размеры редуктора, по окончании чего подбирается вторая зубчатая пара — ее передаточное число также должно быть около 1,33.

Подробности корпуса редуктора— из листовой стали толщиной 3 мм, между собой они соединяются посредством четырех болтов с гайками и разрезными пружинными шайбами. Валы металлические, точеные, шестерни и шестеренки напрессовываются на них, что снабжает их в полной мере надежную фиксацию от проворачивания. Первичная шестерня редуктора крепится на валу электродвигателя стопорным винтом с коническим кончиком.

В качестве подшипников скольжения употребляются медные втулки, запрессованные в крышку и основание корпуса.

Силовая установка модели катера (на виде сбоку дейдвудные валы не продемонстрированы):

1 — электродвигатель МУ-30; 2 — болт крепления редуктора; 3 — болт крепления крышки редуктора; 4 — левый выходной вал редуктора; 5—корпус редуктора; 6.10 — шестеренки; 7 — первичная шестерня редуктора; 8 — втулка; 9 — крышка корпуса редуктора; 11 — правый выходной вал редуктора; 12 — зубчатое колесо правого вала; 13— малая втулка; 14 — стопорный винт первичной шестерни; 15 — упругая пружинная муфта; 16—дейдвудный вал; 17 — дейдвудная труба; 18 — текстолитовая втулка; 19 — кронштейн дейдвудного вала; 20— гребной винт; 21 — гайка-обтекатель

Двигатель вместе с редуктором закрепляется на шпангоуте, вырезанном из 10-мм фанеры и установленном в корпусе под углом 4,5 градуса к вертикали.

Дейдвудные валы диаметром 7 мм вращаются в металлических дейдвудных трубах, в которых с двух сторон вклеены текстолитовые втулки; при сборке дейдвудные трубы заполняются консистентной смазкой (к примеру, ЦИАТИМ). Сборные гребные винты, складывающиеся из латунных ступиц и припаянных к ним лопастей, имеют шаг 50 и диаметр 24 мм. Крепление каждого из винтов на дейдвудном валу—гайкой-обтекателем.

Любой дейдвудный и выходной валы редуктора соединяются упругой муфтой в виде пружины с внутренним диаметром 7 мм, свитой из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Для предотвращения проскальзывания валов относительно муфт в каждом из валов просверливается несквозное отверстие диаметром 2,1 мм, а на финишах пружины отгибаются зацепы.

Питание двигателя — от аккумуляторная батарей 2КНБ-2 суммарным напряжением 25 В.

Для выступления в соревнованиях модель нужно оснастить реле времени.

Для данной цели оптимальнееподойдет самодельное электронное реле, талантливое коммутировать применяемый на модели двигатель МУ-30 с рабочим напряжением 27 В. Устройство, питающееся от любого источника тока напряжением не меньше 9 В, снабжает выдержку времени до 80 секунд. Включается реле кнопкой S1. Регулировка времени выдержки осуществляется трансформацией сопротивления резистора R5.

Реле времени собирается на плате из фольгирован-ного стеклотекстолита; готовая плата закрепляется в герметичном корпусе (к примеру, в подходящей по размерам мыльнице).

И. ТЕРЕХОВ


Случайные записи:

Песня о друге кинофильм Путь к причалу


Похожие статьи, которые вам понравятся: