«Картонка» для юных чемпионов

08.11.2010 В мире моделей

На последних столичных межрайонных соревнованиях спортсменов-парней внимание судей и участников привлек красивый микрокатер Виктора Носковкина для долгих гонок в классе ФСР-3,5. Первое чувство — модель сделана в высококлассной форме-матрице, какие конкретно применяют для выклейки корпусов отечественные ведущие мастера. Но тут один из товарищей молодого конструктора «супер»-модели крикнул через всю площадку подготовки: «Витя, тащи скорее собственную картонку!

Через пара мин. твой старт!»
Из-за чего «картонку»? Оказалось, что модель не имеет никакого отношения к сверхсовременным разработкам и при ее постройке по большому счету не использовались дефицитные материалы наподобие бальзы, узких стекло- и углетканей и спецсмол! Кроме того негативная матрица-форма, трудоемкость которой другой раз многократно превышает трудоемкость самого корпуса, не употреблялась. Так из чего же была сделана успешная модель?

Целый ее корпус вправду склеен из картона! В дело отправился сорт, узнаваемый среди моделистов как «электрокартон». По своим особенностям он очень близок к фанере толщиной 0,5—0,6 мм (которая, к сожалению, у нас не выпускается).

Конечно, сравнивать «новый» (все-таки не поворачивается язык назвать в далеком прошлом узнаваемый материал новым в век корпусов из сверхпрочных и сверхжестких композитных пластиков!) вид силовой обшивки с популярными сейчас выклейками из стекло- и углеткани сложно. Но уже по первым ощущениям — он не хуже! Быть может, «картонки» окажутся «короткожителями». Но так как они и вычислены всего на один спортивный сезон при минимальных затратах усилий и материалов на постройку.

Кстати, пример, созданный Носковкиным, эксплуатируется уже второй год (!), за это время никаких недостатков и особенностей бумажного корпуса не выявилось. Но шумопередача от мотоустановки в атмосферу у картона была ниже, чем у твёрдого, «голосистого» стеклопластика. Похоже, не в проигрыше картон и в сравнении с легчайшей бальзой.

Так как эта древесина держит рекорд минимального веса только до тех пор, пока не покрыта надежным, прочным водоупорным слоем (снова стеклотканевым, дефицитным по данным и токсичным в работе). В следствии сравнений с лучшими современными примерами выяснилось — «картонка» тяжелее их всего на 10 — 15 процентов.

«Картонка» для юных чемпионов
Радиоуправляемая судомодель для долгих гонок:

1 — носовая часть киля (фанера 2 мм), 2 — косынка (фанера 2 мм), 3 — подпалубное усиление (сосна 2Х6 мм), 4 — палуба (электрокартон), 5 — обрамление мотоотсека (сосна 3X3 мм), 6 — узел эластичной подвески мотоустановки, 7 — подмоторная бобышка (береза), 8 — моторама (лист Д16Т толщиной 5 мм), 9 — силовой пояс борта (фанера 2 мм), 10 — задняя подмоторная бобышка (береза), 11 — киль (сосна 2Х10 мм), 12 — дейдвуд в сборе с гребным валом, 13 — направляющая крышки отсека радиоаппаратуры (фрезерованная рейка из жёсткой древесины либо комплект из отдельных реек), 14 — гребной винт, 15 — трубка забора воды охлаждения двигателя, 16 — гельмпортовая труба с баллером руля, 17 — бобышка (береза), 18 — канал под выхлопную совокупность (переклей из ватмана и алюминиевой фольги на термостойком связующем), 19 — днище (электрокартон), 20 — место размещения топливного бака, 21 — подкрепление-зализ (фанера 5 мм).
Крышки отсеков условно не продемонстрированы.

В. Носковкин поделился опытом постройки таких корпусов. В первую очередь раскрой страницы на заготовки обшивки выполняется лишь с учетом направления «волокон». На поверхности блестящего картона они совсем не видны, выяснить их направление возможно лишь сравнением гибкости страницы (в этом отношении материал весьма похож на узкую фанеру).

Сообщённое относится и к простому коричневому картону, что продается в магазинах канцтоваров и из которого также может оказаться хороший корпус для радиоуправляемой. Его толщина 0,8—1,0 мм, если сравнивать с электрокартоном он менее плотный и имеет увеличенную толщину, по весу соответствует фанере толщиной 0,6—0,8 мм.

Основное — в любом случае по окончании сборки корпуса пролить его изнутри жидким паркетным лаком.

Так как верно разведенный лак остается текучим приблизительно час, возможно держать его полчаса, а после этого слить избытки. Заготовку нужно всегда поворачивать, впредь до надежного загустения состава. Наружная отделка — три слоя того же лака, разведенного ацетоном либо спиртом.

Перед нанесением последнего слоя снимают ворсинки и случайную пыль, после этого покрывают корпус синтетическими эмалями.

Проекция «корпус».
Размещение сечений по длине корпуса соответствует шпангоутам на чертежах неспециализированного вида модели.

Угол, обозначенный на сечениях знаком *, скруглить до R 7—10 мм нанесением эпоксидной шпаклевки.

Шпангоуты модели для перестраховки вырезались из фанеры толщиной 2 мм, большая часть после этого существенно облегчалось. Возможно смело советовать применение картона для всех шпангоутов, не считая транцевого и подмоторного.

Сборка катера велась на ровной доске-стапеле вверх килем. Посредством дополнительных съемных брусков по разметке выставлялись шпангоуты, вклеивались продольные носовые косынки и деревянные элементы, после этого на эпоксидном клее накладывались картонные страницы обшивки. В напряженных стыках их усилили пропитанным эпоксидкой шнуром, приформованным к внутренним свесам обшивки. Жесткость дна увеличена продольными реданами из липовых (пригодна и береза) реек.

В качестве главного элемента силовой установки употреблялся отечественный компрессионный микродвигатель ЦСТКАМ-3,2. Маленькие переделки (установка рубахи водяного охлаждения, замена контрпоршня вставкой с калильной свечой, оборудование управляемым карбюратором) перевоплотили летный пример в судомодельный. В таком варианте мотор нельзя отнести к лучшим по развиваемой мощности, но он надежно трудился на всех режимах, что важно для условий долгих гонок.

В. СОЛОВЬЕВ, кандидат в мастера спорта СССР


Случайные записи:

🍫 Bad Baby vs Daddy A LOT of CHOCOLATE Папа Конь в McDonald’s СЛИШКОМ МНОГО ШОКОЛАДА Картонка топ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Как у чемпионов

    Прекрасно авиамоделистам! Практически в каждом из бессчётных спортивных классов у них имеется и подобный подкласс, рассчитанный на школьников. Техника у…

  • Для высшего пилотажа

    В поисках и размышлениях техники для нового спортивного сезона мы решили остановиться на испытанных, оправдавших себя в течении многих лет ответах….

  • Модель-копия чемпиона

    20010,0,3500, (Окончание. Начало в № 5 и 11 ’02) Ракета-носитель «Союз У-2» с КК «Союз ТМ-12». В статье «Союз» — космический долгожитель»…

  • Самолёт для жертв цейтнота или… совсем ленивых

    Думаю, многим знакома обстановка: приходишь с работы — выжатый как лимон и снова взором цепляешься за аппаратуру на полке и «дрова», висящие на стене с…