«Компакт -800» — мотор для сла

16.01.2012 В мире моделей

Бессчётные слеты самодеятельных авиаконструкторов собирали много энтузиастов малой авиации, и это наглядно показывало, что интерес к конструированию любительских летательных аппаратов огромный. Но во многих случаях неразрешимой проблемой для поклонников СЛА есть неприятность двигателя—замечательного, легкого, компактного и экономичного. Полагаю, что если бы промышленность производила подобные двигатели, малая авиация в Российской Федерации развивалась бы куда более высокими темпами.

Ну а до тех пор пока единственным выходом для самодельщина остается изготовление для того чтобы мотора собственными руками.
Предлагаю авиаторам-любителям опыт изготовления для того чтобы рода двигателя, в котором сконцентрированы и эйфории успеха, и печаль разочарований, да к тому же и много времени и материальных средств.

Желаю предотвратить, что созданный мной двигатель не являет собой что-то принципиально новое — это легко добротная разработка на базе уже существующих моторов, проверенных в ходе долгой практики.

Хотелось бы отметить кроме этого, что многих самодельщиков отпугивает кажущаяся сложность создания таких агрегатов, как летный двигатель. Могу заверить, что двигатель типа «Номпакт-800» может выстроить фактически любой конструктор-любитель, владеющий слесарными навыками.

Ну и, само собой разумеется, оптимальным комплектом комплектующих элементов, на базе которых и планирует даигатель. В частности, нужно имвть пожарную мотопомпу МП-800 (подойдет кроме того негодная, списанная), два коленчатых вала и два цилиндра от мотоцикла «ИЖ-Планета-Спорт» (потом —ИЖ-П-С), два карбюратора «Иков-34» либо «Иков-36» с комплектом жиклеров от спортивного мотоцикла CZ-400 (подойдут и отечественные К-62М от ИЖ-П-С), и два поршня диаметром 82 мм с кольцами от мотоцикла CZ:400.

Пара слов о технических чертях двигателя «Компакт-800». Данный рядный двухцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения массой 37,6 кг (без системы и карбюраторов зажигакия) имеет рабочий количество 600 куб. см, диаметр цилиндра 82 мм, движение поршня 76 мм и степень сжатия 10,7. Мощность двигателя — 70 л.с. при частоте вращения коленвала 5900…6100 1/мин. Горючее — бензин марки АИ-93 в смеси с 5 процентами масла МС-20. Выброс с применением двух настроенных резонаторов.

Исходные цилиндры расточены до диаметра 62 мм под поршни от CZ-400. При сборке примыкающие друг к другу части головок и оребрение цилиндров сфрезеровываются так, дабы расстояние до плоскости фрезерования от оси цилиндра составляло 72

Для предотвращения турбулизации потока топливовоздушной смеси в цилиндрах улучшения и двигателя их продувки громадную сферу головки цилиндра нужно обработать на токарном станке (в четырех-кулачковом патроне) по радиусу дна поршня, а диаметр головки медлено свести к диаметру 82 мм. Нужная степень сжатия подбирается посредством прокладки требуемой толщины, устанавливаемой между цилиндром и картером.

Коленчатый вал от мотопомпы МП-800, складывающийся из двух кривошипов с цанговым соединением в предпоследней щеке коленвала (со стороны магнето), легко разбирается без повреждения щек вала. Увижу, что движение шатуна у двигателя мотопомпы не сходится с соответствующим па: раметром у ИЖ-П-С (85 и 76 мм соответственно).

Как раз исходя из этого в щеках разобранного коленвала штатные цапфы срезаются и в их отверстия запрессовываются (посадка — напряженная прессовая) новые цапфы из стали 40Х, имеющие припуск на последующую обработку под посадку подшипников. Ветхие отверстия нижних шатунных пальцев бережно завариваются, по возможности — без пористостей и посторонних аключений. Новые отверстия под нижний шатунный палец ИЖ-П-С разделываются на расстоянии 38 мм от центра щеки коленчатого вала.

Обе половинки вала планируют раздельно и поочередно обрабатываются в токарном станке.

«Компакт -800» - мотор для сла

Рис.

1. Малогабаритный двухцилиндровый летный двигатель «Компакт-800»:
1 — головка цилиндра, 2 — цилиндр, 3 — ‘набор прокладок, 4 — задняя цапфа коленчатого вала (штатная), 5 — стакан с сальником,6 — роликовый подшипник 2306К, 7 — стяжной болт разъемных частей коленчатого вала, 8 — упорное кольцо, 9, 11 — шариковые подшипники 306К, 10 — межкамерная распорная втулка, с сальниками, 12 — нижний шатунный палец, 13 — картер двигателя, 14 — передняя цапфа коленчатого вала, 15 — передний стакан с сальником, 16 — упорный подшипник 8207, 17 — роликовый подшипник 42207К, 18-канал для смазки, 19 — щека коленчатого вала, 20 — проставка между цилиндрами и картером, 21 — шатун, 22 — поршневой палец, 23 — игольчатый подшипник верхней головки шатуна, 24 — поршень с двумя кольцами.

Рис. 2. Ступенчатая шпилька крепления цилиндров.

Рис. 3. Болт с цилиндрической головкой (для крепления проставки).

Р и с. 4. Долгая шпилька.

Р и с. 5. Проставкз.

Рис. б. Резонансная выхлопная труба под частоту вращения коленчатого вала 5800…6100 1/мин.

Собранный вал балансируется на линейках в сборе с поршнями, пальцами и поршневыми кольцами. Отличие между наборами цилиндров должна быть не более 2…3 г, в неприятном случав не избежать повышенной вибрации двигателя. Доводка при балансировке коленвала осуществляется высверливанием отверстий в щеках.

Шатуны, верхние и нижние пальцы с сепараторами употреблялись от двигателя ИЖ-П-С. Поршни с двумя кольцами снабжают минимальное трение цилиндро-надёжность работы и поршневой паря мотора.

Картер двигателя — от уже неоднократно упоминавшейся мотопомпы, но верхняя его добрая половина частично доработана.

Дело в том, что высота дна у поршня СZ-400 на 6 мм меньше, чем у ИЖ-П-С, исходя из этого с поверхности верхней крышки картера нужно снять 4 мм и довести стыковочную плоскость на приторочной плите. Нужно кроме этого уменьшить высоту цилиндра: на токарном станке подрезать на 2 мм его фланец.

Кроме этого, между цилиндрами и верхней половиной картера нужно установить дюралюминиевую литую проставку, в которой разделаны отверстия под гильзы цилиндров и перепускные каналы, и резьбовые отверстия М10×1 мм под четыре шпильки крепления цилиндров по совмещенным шаблонам, снятым с цилиндров и картера. В «Компакте-800» толщина простааки вместе с двумя паронитовыми прокладками толщиной по 0,5 мм образовывает 20 мм.

Перед доводкой и расточкой верхней крышки картера на ней стяжными шпильками закрепляется проставка. Потом с одной установки в проставке и крышке растачиваются отверстия под гильзы цилиндров до диаметра 66 мм на глубину 24 мм. К сожалению, завершить работу по посадке цилиндров в картер (на глубину 6 мм) посредством станка не удастся по причине того, что в картере в зоне размещения боковых перепускных окон вероятны перфорации.

Исходя из этого цилиндры совсем подгоняются к картеру с помощю ручной его обработки. Ручная выборка металла с последующей шлифовкой неизбежна и при обработке в крышке картера плавных обводов перепускных каналов. Наряду с этим эргономичнее всего ориентироваться на эталон, в качестве которого возможно забрать ветхий картер мотора ИЖ-П-С.

При изготовлении картера хорошим подспорьем может стать аргонно-дугоаая сварка: с ее помощью возможно наплавкой металла ликвидировать перфорации: наварить слой металла в зоне перепускного канала , если перфорация неизбежна.

При монтаже в картер коленчатого вала направляться учитывать, что цилиндры мотора трудятся в противофазах, и полости кривошипных камер двигателя должны быть изолированы друг от друга и не иметь перепуска давления.

Для этого между камерами монтируют штатную распорную втулку с врезанными в нее двумя сальниками.

При сборке двигателя в картер мотора натуго вворачиваются четыре ступенчатые шпильки (любая сваривается внакладку из двух стержней с резьбой М10 на одном из финишей), ориентированные так, дабы обеспечивалась свободная посадка на картер цилиндров вместе с головками.

Потом через паронитовую прокладку на картер посредством болтов с цилиндрическими головками «впотай» закрепляется проставка, и в разделанные в ней резьбовые отверстия М10х1 вворачиваются долгие шпильки, по окончании чего монтируются цилиндры с головками и фиксируются гайками с подложенными под них шайбами. Предварительно межреберные перемычки на цилиндрах нужно удалить — это улучшит охлаждение двигателя.

Необходимо заметить, что «Компакт-800» развивает вышеуказанную мощность при работе с настроенными резонансными выхлопными трубами, оптимальные геометрические размеры которых продемонстрированы на одном из картинок.

Штатная совокупность зажигания, базирующаяся на магнето, негодна для авиационного двигателя, потому, что стабильную и устойчивую искру магнето может обеспечивать на значительно меньших оборотах, чем те, что развивает «Компакт-800».

Как раз исходя из этого на нем употребляется 12-вольтовая совокупность зажигания от мотоцикла «Jawa». Параметры совокупности зажигания (опережение, зазор между контактами прерывателя) для каждого цилиндра устанавливаются как на двухцилиндровом мотоцикле — раздельно для каждого из цилиндров.

Отмечу, что для авиационного двигателя нужно иметь двухискровую совокупность зажигания (с парой свечей на цилиндр), снабжающую запаздывание появления искры на одной из свечей в 4…6 градусов поворота коленчатого вала. Очевидно, при использоввнии двухискрового зажигания источники энергии для каждой из свечей цилиндра должны быть независимыми.

Желаю предотвратить энтузиастов, пробующих во что бы то ни начало повысить мощность любого попавшего им в руки мотора, что все вероятные разумные меры для этого на «Компакте-800» уже были предприняты, и предстоящая форсировка двигателя может привести к резкому понижению ресурса. В частности, уведено до оптимума среднее действенное давление в цилиндре: 6,5 кг/кв.см. Предельной и максимально удачной при оптимально устойчивой работе мотора возможно назвать и степень сжатия, равную 9,5…10,7.

Нужно заявить, что мощности «Компакта-800» более чем достаточно для большинства любительских летательных аппаратов. Вот только пара цифровых черт, показывающих возможности моего мотора. Так, при стендовых опробованиях окружная скорость финишей лопастей полутораметрового воздушного винта достигала 240 м/с.

Статическая тяга наряду с этим составляла 160 кгс, и КПД винта — 67 процентов!

Покажутся вопросы по конструкции — пишите мне по адресу: 624470, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Комсомольская, дом 37, квартира 115.

В.

ДУБРОВИН


Случайные записи:

Мотор болотоход 22 л.с., р. Мошевица, Пермский край. 2016г.


Похожие статьи, которые вам понравятся: