-
Кордовая пилотажка
11.06.2012 В мире моделей
-
В авиамодельной группе Московского юношества творчества и Дворца детей кружковцы с увлечением строят кордовые пилотажные авиамодели класса F2В. Участвуя в соревнованиях по авиамодельному спорту, они много раз занимали призовые места.Предлагаем одну из их моделей. Она увлекательна тем, что имеет кое-какие конструктивные отличия от выстроенных ранее пилотажек.
Во-первых, профиль крыла у нее каплевидной формы, а во-вторых, лонжерон проходит в самого профиля.
К тому же модель изготовлена из недифицитных материалов, таких как сосна, липа либо осина.
Постройка модели начиналась с носовой части фюзеляжа. Ее толщина 9 мм. В ней сделаны вырезы под двигатель, крыло и топливный бак.
С обеих сторон носовая часть усилена фанерными накладками толщиной по 3 мм, мало заходящими за переднюю кромку крыла. Дабы избежать перекосов, эта работа выполнялась последовательно. Сперва была приклеена одна накладка, а в то время, когда клей высох, то со стороны носовой части, как по шаблону, бережно сделаны вырезы.
Позже совершенно верно так же поступили со второй накладкой.
Хвостовая часть фюзеляжа складывается из двух сосновых либо липовых реек. Их сечение в начале 9×6 мм, а на финише 6×6 мм. Верхняя рейка проходит на всей протяженности фюзеляжа. Нижняя мало меньше и берет начало у выреза под топливный бак. Обе рейки приклеены к носовой части. Фюзеляж заканчивается хвостовой бобышкой из сосны (возможно липы) с прорезью шириной 3,5 мм под стабилизатор.
В пространство между носовой частью и хвостовой бобышкой вклеены раскосы сечением 7×3 мм.
Все подробности смонтированы на эпоксидной смоле ЭДП.По окончании высыхания смолы и сборки фюзеляжа в конце верхней рейки сверху прорезан паз глубиной 4 мм для установки киля.
Причем начало паза смещено на 2 мм влево от осевой линии фюзеляжа, а его окончание — на 2 мм вправо. Это сделано чтобы модель не залетала в круг и обеспечивалось натяжение кордовых нитей.
Кордовая пилотажная авиамодель (двигатель не продемонстрирован):
1 — усиление носовой части (фанера s3); 2 — бак топливный (белая жесть s0,3); 3 — накладка крепления стойки шасси (жесть либо алюминий s0,5); 4 — фюзеляж; 5 — крыло; 6 — закрылки (сосна, липа s3,5); 7 — киль (фанера s1,5); 8 — руль высоты (сосна, липа s3,6); 9 — костыль (проволока ОВС d2); 10 — стабилизатор (сосна, липа s3,5); 11 — стойка шасси (проволока ОВС d3); 12 — тяга управления закрылками (проволока ОВС d2); 13 — тяга управления рулем высоты (составная либо из проволоки ОВС d2); 14 — накладка крепления кабанчика руля высоты (жесть s1,5, 14×12); 15 — кабанчик управления закрылками (проволока ОВС d2); 16 — кабанчик руля высоты (дюралюминиевый уголок 20×20 либо лист s1,5 мм).
Фюзеляж:
1 — накладка (фанера s3, 2 шт.); 2 — отверстие под стойку шасси (s3); 3 — часть носовая (липа, пластина s9); 4 — рейка верхняя (сосна 9×6, L690); 5 — раскосы (сосна 7×3); 6 — бобышка хвостовая (липа s6); 7 — рейка нижняя (сосна 9×6, L480); 8 — вырез под крыло; 9 — вырез под топливный бак; 10 — вырез под двигатель; 11 — отверстия для крепления двигателя.
Крыло:
1 — законцовка (пенопласт ПС-40); 2 — кромка передняя (сосна, рейка 5×5); 3 — нервюра (фанера s1,5 либо липа s2); 4 — качалка (дюралюминий s2); 5 — полка лонжерона (сосна, рейка 5×4); 6 — грузик (масса 20…25 г); 7 — вставка концевая (сосна, липа s3); 8 — кромка задняя (сосна, рейка 10×3); 9 — коромысло синхронного управленйя закрылками (проволока ОВС d2); 10 — вставка центральная (сосна, липа s3); 11 — обтекатель (фанера, сосна s3); 12 — закрылок (сосна, липа s3); 13 — выводы тросиков управления (трубки бронзовые либо латунные);14 — бруски крепления оси качалки (бук 48x5x4, 2 шт.); 15 — обшивка центральной секции (фанера s1,5); 16 — шайба (жесть s0.З, 2 шт.); 17 — ось качалки (проволока ОВС d3).
Конструктивные профили крыла:
А — сечение крыла по центральной секции; Б — промежуточное сечение;1 — кромка передняя (сосна, рейка 5×5); 2 — накладка (липа, лишь в центральной секции); 3 — нервюра (фанера s1,5 либо липаs2); 4 — обшивка центральной секции (фанера 1,5 либо липа s2, направление волокон — на протяжении размаха крыла); 5 — полки лонжерона (сосна, рейка 5×4); 6 — ось качалки (проволока ОВС d3); 7 — брусок крепления оси качалки (бук 48x5x4); 8 — стена лонжерона (фанера s1 либо липа s1,5…2, во всех межнер-вюриых отсеках); 9 — качалка (дюралюминий s2); 10 — кромка задняя (сосна, рейка 10×3).
Качалка с тросиками:
1 — карабин (проволока ОВС d1); 2 — хомут (бронзовая либо латунная трубка d3, возможно кембрик); 3 — трос (три-четыре жилы корда d0,3); 4 — качалка (дюралюминий s2).
Следующий этап — изготовление крыла. Профиль его имеет каплеобразную форму. По окончании подготовки шаблонов нарезаны 19 пластин под нервюры из фанеры толщиной 1,5 мм (возможно липы либо осины, тогда их толщина 2 мм). Пластины были собраны в один пакет и обработаны по контуру.
Затем в пакете сделаны пропилы под переднюю кромку, полки лонжерона, и прорезаны окна для облегчения конструкции.
Передняя кромка — сосновая рейка сечением 5×5 мм, а верхняя и нижняя полки лонжерона — рейки сечением 5×4 мм, между которыми вклеена стена из фанеры (возможно липы) толщиной 1,5 мм. Задняя кромка — сосновая рейка сечением 10×3 мм.
В ней сделаны пропилы глубиной 3 мм под хвостики нервюр. Крыло собрано с применением эпоксидной смолы ЭДП на стапеле, в качестве которого служила прекрасно оструганная доска.
Законцовки крыла изготовлены из пенопласта марки ПХВ.
Во внутреннюю законцовку вклеены две бронзовые трубки наружным диаметром 3 мм под тросики управления качалкой. Во внешнюю законцовку в районе между передней кромкой крыла и лонжероном вклеен груз массой 20—25 г для компенсации центробежной силы.
концевые вставки и Закрылки сделаны из пластин сосны (возможно липы) толщиной 3 мм. Между центральными нервюрами к верхней и нижней полкам лонжерона эпоксидной смолой приклеены два буковых бруска вместе с тросиками и качалкой управления.
Затем центральная секция была зашита сверху и снизу фанерой толщиной 1,5 мм (возможно липовыми пластинами, тогда их толщина 2 мм), причем с направлением волокон на протяжении размаха крыла. В верхней обшивке прорезано окно под вывод тяги, идущей к кабанчику управления закрылками.
руль и Стабилизатор высоты выпилены из сосны толщиной 3,5 мм. Профиль горизонтального оперения симметричный.
На руль высоты посредством заклепок диаметром 2 ммустановлен кабанчик. После этого руль высоты прикреплен к стабилизатору — «пришит» петлями в виде восьмерки из лески диаметром 0,3 мм. Киль сделан из фанеры толщиной 1,5 мм, причем так, дабы ее наружные слои древесины размешались вертикально.
Составная тяга управления рулем высоты:
1 —окончание переднее (проволока ОВС d1,5); 2 — нитки (х/б № 10); 3 — стержень (сосна, береза d5); 4 — окончание заднее (проволока ОВС d1,5); 5 — шайба (жесть s0,3).
Шасси с лыжей:
1 — стойка (дюралюминий s2,5); 2 — отверстие для затекания смолы d2…2,5 (5 шт.); 3 — лыжа (пенопласт ПС-40);
Шасси с колесом:
1 — стойка (проволока ОВС d3); 2 — колесо (d40); 3 — шайбы (жесть s0,3).
Топливный бак:
1 —трубка питания двигателя;2 — трубка заправочная; 3 — корпус (белая жесть s0,3); 4 — трубка дренажная
Коромысло с кабанчиком управления закрылками.
Выкройка кабанчика рули высоты.
Совокупность управления модели складывается из качалки, тросиков с хомутиками и карабинами, кабанчика с коромыслом для управления закрылками, соединительных руля тяг и кабанчика высоты между ними. Качалка выпилена из дюралюминиевого страницы толщиной 2 мм.
Ее плечи 70 и 15 мм. Тросики выполнены из трех — четырех жил корда диаметром 0,3 мм, свитых воедино. К ним припаяны карабины из проволоки диаметром 1 мм для сцепки с кордами, идущими к ручке управления авиамоделью.
Кабанчик управления закрылками выгнут из проволоки ОВС диаметром 2 мм и припаян к коромыслу синхронного управления закрылками. Кабанчик руля высоты вырезан из дюралюминиевого уголка 17×17 мм.
Топливный бак спаян из белой жести толщиной 0,3 мм.
Он выполнен по принципу чернильницы-непроливайки и напоминаетлежащий на боку домик. Бак имеет три трубки: питающую, соединенную с двигателем кембриком, заправочную и дренажную. Количество его 60 см3.
Шасси возможно любой конструкции, к примеру, одностоечное из проволоки ОВС диаметром 3 мм. У нас в лаборатории оно сделано в виде лыжи для посадки и взлёта со снежного наста либо льда. В качестве материала лыжи использован пенопласт ПС-40, покрытый двумя слоями жидкого и одним слоем густого клея ПВА.
Любой слой прекрасно просушен.
Сборка проводилась в таковой последовательности. Сперва к фюзеляжу было прикреплено оперение: стабилизатор и киль с рулем высоты. После этого вклеен каркас крыла (без закон-цовок и закрылков).
Засунуто коромысло управления закрылками, к нему примотан проволокой и припаян кабанчик. При развёрнутом коромысле («усы» его вертикальны) сбоку в фюзеляж была введена центральная вставка и приклеена эпоксидной смолой к задней кромке крыла. К крылу приложены закрылки и в соответствующих местах размечены, а после этого просверлены отверстия глубиной 2 и диаметром 17 мм под «усы» коромысла.
Для усиления закрылков в местах сверления к ним сверху и снизу приклеены обтекатели из сосны толщиной 3 мм, имеющие в плане каплевидную форму. Посредством петель лески диаметром 0,3 мм в виде восьмерки они прикреплены к задней кромке крыла. По месту подогнаны и приклеены концевые вставки, а позже — законцовки.
Тяги сделаны из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Но вторую тягу (от кабанчика управления закрылками до кабанчика руля высоты), дабы несложнее было отрегулировать ее по месту, лучше сделать составной: среднюю часть — из круглого древесного стержня с проволочными окончаниями. Одно из них было сходу примотано витками, пропитанными эпоксидной смолой.
Второе прикреплено совершенно верно так же, но по окончании примерки.
Крыло и хвостовая часть фюзеляжа обтянуты лавсановой пленкой толщиной 0,24 мм по известной разработке с применением клея БФ-2 либо «Момент» и тёплого утюга, что снабжает натяжение плёнки и надёжное приклеивание. Возможно применять кроме этого термопленку либо микалентную бумагу. Окно в крыле под тягу от качалки закрыто обтекателем из целлулоида (возможно полистирола) толщиной 1 мм. Посредством эпоксидной смолы вклеен топ-ливный бак.
Последними были установлены шасси и двигатель.
Фюзеляж, киль и стабилизатор покрыты нитролаком. При жажде для красоты модель возможно раскрасить нитроэмалями и в обязательном порядке покрыть паркетным лаком для защиты от разъедания горючим.
На модели возможно применять двигатель количеством 2,5—3 см3 с воздушным винтом диаметром 220—240 и шагом 120—130 мм.
Причем его ось должна быть смещена вправо, дабы парировать реакцию винта. Для этого под передние «лапки» двигателя подкладывают по одной гайке М3. Двигатель монтируют сперва без воздушного винта, после этого контролируют центровку модели, которая обязана пребывать в пределах 20—25 процентов САХ от передней кромки крыла.
Получают этого перемещением на протяжении фюзеляжа палки, изготовленного из проволоки ОВС диаметром 1,5—2 мм и предварительно прикрепленного резинкой. В то время, когда центр тяжести выяснен, в фюзеляже сверлят отверстие, в котором совсем крепят костыль.
Модель готова!
Лучше будет, в случае если первые пробные полеты совершит умелый моделист либо начальник кружка.
С.МИРОНОВ, начальник авиамодельной группы МГДТД и Ю
Случайные записи:
Крутышки кордовая пилотажка
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Первая кордовая пилотажная модель под двигатель рабочим количеством 3,5 — 7 см3 для моделиста-спортсмена, переходящего с юниорского уровня на взрослый…
-
Эта модель уже много лет с успехом «тиражируется» моделистами. Секрет её популярности — в простоте конструкции и хороших лётных качествах. А также не…
-
Кордовая авиамодель. Анализ редакционной читательской почты говорит о том, что сейчас отмечается увеличение интереса к моделизму. Нам пишут и звонят…
-
Кордовая пилотажно-тренировочная модель самолета. В наши дни кордовый авиамоделизм значительно отличается от классического, спортивного. на данный момент…
-