Вам — взлет!

02.09.2013 В мире моделей

Тренировочная радиоуправляемая модель самолета. Эта публикация — для тех, кто уже в достаточной степени овладел пилотированием кордовых авиамоделей и подумывает о следующем шаге — создании радиоуправляемой. Возможно, само собой разумеется, купить готовую миниатюрную копию самолета и начать ее освоение, но громадного наслаждения от нее вряд ли возьмёшь — сделанная собственными руками и самостоятельно отлаженная и облетанная модель не в пример занимательнее.

Да и обойдется такая дешевле брать придется только аппаратуру дистанционного управления да рулевые машинки.

Предлагаем вниманию юных авиаторов несложную радиоуправляемую модель самолета, которая окажет помощь достаточно скоро освоить не только взлет и посадку, но и многие фигуры авиационного пилотажа.

Аппарат проектировался под направляться двигатель, исходя из этого особенное внимание обращалось на соблюдение культуры веса Его совершенная масса — около 500 г (без аппаратуры и двигателя), исходя из этого главными материалами стали пенопласт и бальза.

фанера и Сосна употреблялись в малых количествах.

Аэродинамическая схема модели — высокоплан. Крыло имеет плосковыпуклый профиль с относительной толщиной 12 процентов. Двигатель — МК-17 «Юниор» с рабочим количеством 1,5 см3. направляться предотвратить, что при превышения массы аппарата более чем на 100 г на нее нужно будет установить более замечательный мотор — к примеру, КМД-2,5.

Вам — взлет!

Геометрическая схема тренировочной радиоуправляемой модели самолета с двигателем МК-17 «Юниор»

Конструкция модели (на плановой проекции крыло 4 и верхняя обшивка 33 условно не продемонстрированы):

1 — двигатель МК-17 «Юниор», 2 —болты М3 и гайки крепления моторамы, 3 —топливный бак емкостью 60 мл (белая жесть s0,3); 4 — крыло; 5 — рулевая машинка привода элеронов, 6 — тяга привода элеронов (дюралюминиевая спица O1,5); 7 — винт М5 крепления крыла, 8,9,11,17,30 — рамочные шпангоуты; 10,14 — стрингеры (пенопласт, рейка 5×5), 12 — киль (пенопласт, пластина s5); 13 — горизонтальное оперение; 15 — обшивка боковой поверхности фюзеляжа (пенопласт, пластина s3), 16 — тяга привода руля высоты (дюралюминиевая спица O2 мм); 18 — опора рулевой машинки (пенопласт); 19 — рулевая машинка привода руля высоты; 20 — рессора главного шасси (сталь, проволока ОВС O2,5); 21 — усиление носовой части (сосна, пластина s3); 22,27 — сандвичевые шпангоуты (выклеены из 1 -мм пенопластовой пластины и фанеры s3), 23 — передняя стойка шасси (сталь, проволока ОВС O2,5), 24 — моторама (дюралюминий, тавр с полками s3), 25 — силовой шпангоут (выклейка из 5 слоев 1-мм фанеры); 26 — ложемент крыла (фанера s1), 28 — основание рулевой машинки (фанера s5); 29 — винты-саморезы крепления рулевой машинки); 31,32— элементы рамки шпангоута (сосна, рейка 4×5); 33 — обшивка верхней поверхности фюзеляжа (пенопласт s3); 34,35 — прижимы рессоры главного шасси (дюралюминий, лист s1,5); 36 — винты М3 с гайками крепления рессоры главного шасси

Для управления моделью по крену и по тангажу употребляются два канала: один—для элеронов и второй — для руля высоты.

Руль направления не задействован, потому, что он нужен в основном на земле.

Фюзеляж имеет прямоугольное сечение со скругленными углами. В носовой его части используются силовые шпангоуты из 5-мм фанеры, в средней — сандвичевые, выклеенные из двух слоев 1-мм фанеры и 3-мм пластины из пенопласта ПС-100, и в хвостовой — рамочные шпангоуты из сосновых реек сечением 4×5 мм.

Обшивка фюзеляжа — из 3-мм пластин пенопласта марки ПС-100.

Нарезка пенопластовых пластин производится посредством несложного станочка, складывающегося из доски-основания, пары изоляторов и натянутой между ними нагреваемой нихромовой проволоки. Зазор между основанием и проволокой обязан составлять 3 мм.

Степень нагрева нихромовой проволоки подбирается экспериментально посредством ЛАТРа (совершенными можно считать пластины, полученные с ровной остеклованной поверхностью).

Моторама вырезается из подходящего дюралюминиевого профиля таврового сечения с толщиной полки 3 мм, крепится она к первому силовому шпангоуту четырьмя гайками и болтиками с резьбой М2,5.

Топливный бак размерами 50x30x42 мм и емкостью около 60 мл паяется из белой жести толщиной 0,3 мм Находится он в отсеке между первым и вторым шпангоутами и закрепляется в четырехугольном отверстии пенопластовой горизонтальной перегородки посредством эпоксидного клея.

Следующий отсек рекомендован для аппаратуры элементов питания и дистанционного управления.

Надежнее всего располагать их в поролоновых блоках, вырезав в них углубления под корпуса — при таком размещении кроме того твёрдые посадки не повредят ласковой электронике.

Стойки шасси выгибаются из металлической проволоки марки ОВС диаметром 2,5 мм — передняя стойка закрепляется на основании моторамы, задние — на третьем шпангоуте Облегченные колеса вырезаются из плотного пенопласта; шины являются резиновые кольца, вырезанные из подходящего шланга.

Возможно кроме этого в качестве шин применять виниловую изоленту, накрутив ее на каждое из колес. Втулка для того чтобы колеса представляет собой отрезок пластикового стержня от шариковой гелевой ручки. Каждое из колес фиксируется на оси двумя припаянными к ней шайбами.

Киль модели вырезается из пенопластовой пластины толщиной 5 мм; передняя его кромка скругляется, задняя — заостряется. В фюзеляже киль закрепляется посредством эпоксидного клея.

Крыло модели имеет несимметричный плосковыпуклый профиль с относительной толщиной 12 процентов, владеющий хорошими несущими особенностями.

Полки лонжерона — сосновые, переменного сечения: 12×3 мм у корня крыла и 3×3 мм на его финише. Стена лонжерона — бальзовая, из пластины толщиной 3 мм.

Из бальзы делаются кроме этого передняя и задняя кромки крыла, обтекатель и элерон в центре крыла Бальзовым шпоном обшиваются кроме этого лобик крыла и задняя его часть.

Нервюры вырезаются из пенопласта марки ПС-100. Об данной технологии уже неоднократно упоминалось в «М-К», но в материале для начинающих радиопилотажников об этом стоит поведать еще раз.

В первую очередь, в соответствии с таблице контрольных сечений крыла, изготавливаются два шаблона, соответствующие профилю крыла, по окончании чего посредством инструмента, складывающегося из станочка лучковой пилы и нихромовой проволоки, вырезается профилированная заготовка, которая после этого раскраивается на «дольки»-нервюры толщиной по 5 мм Центральная часть крыла обшита бальзовым шпоном толщиной 1 мм.

В передней части крыла, по оси его симметрии, находится буковый штырь-фиксатор диаметром 5 мм, задняя часть крыла крепится к фюзеляжу дюралюминиевым винтом с резьбой М5, для чего в крыло врезается дюралюминиевая втулка с отверстием диаметром 5 мм, а в фюзеляж — дюралюминиевая резьбовая втулка с резьбой М5.

Элероны — бальзовые, к крылу любой подвешивается на трех петлях-«восьмерках» из капроновых ниток Рычаги-торсионы привода элеронов выполнены из металлической проволоки диаметром 2 мм. Рулевая машинка управления элеронами установлена в центре крыла, с рычагами-торсионами качалка рулевой машинки соединяется парой тяг с наконечниками-вилками.

Горизонтальное оперение планирует из бальзовых реек толщиной 5 мм на эпоксидном клее.

Руль высоты — кроме этого бальзовый, на стабилизаторе он шарнирно закрепляется посредством трех петель-«восьмерок» из капроновых ниток. Кабанчик руля высоты сделан из отрезка металлической проволоки диаметром 2 мм — с одной из его сторон нарезана резьба М2, с другой загнуто колечко с внутренним диаметром 2 мм. Крепление кабанчика на руле высоты — посредством пары гаек и двух шайб.

Крыло и горизонтальное оперение обтягиваются лавсановой пленкой по стандартной модельной разработке — с применением клея «Момент» и маленького утюжка.

Крыло:

1 — заполнение задней части центроплана (бальза, рейка 8×25); 2 — зашивка (бальза, пластина s1,2), 3 — нервюра (пенопласт, пластина s5, 24 шт); 4 — гнездо под рулевую машинку (липа, пластина s3); 5 — лонжерон (сосна, рейка переменного сечения 3×3 у финишей крыла и 3×12 по оси симметрии), 6 — передняя кромка крыла (бальза, рейка 8х13), 7 — элерон (бальза,рейка 8×25), 8 — зашивка лобика крыла (бальза, пластина s1,2), 9 — петля-«восьмсрка» (капроновая нить), 10 — задняя кромка крыла (бальза, рейка 3×6); 11 — рычаг-торсион привода элерона (сталь, проволока ОВС O2); 12 — втулка под винт крепления крыла (дюралюминий ДІ6направляться); 13 — рулевая машинка привода элеронов, 14—штырь фиксации крыла (бук, стержень O5), 15 — стена лонжерона (бальза, пластина s3, 2 шт)

Горизонтальное оперение:

1 — руль высоты (бальза, рейка 5×30), 2 — петля-«восьмерка» (капроновая нить), 3 — задняя кромка (бальза, рейка 5×15); 4 — центральная нервюра (бальза, пластина s5), 5 — передняя кромка (бальза, рейка 5×20), 6,7,8 — нервюры (бальза, рейка 5×6); 9 — законцовка (бальза, рейка 5×20)

Пенопластовые элементы сперва обрабатываются шкуркой, по окончании чего покрываются однокомпонентным паркетным лаком Загрунтованные так поверхности окрашиваются автоэмалью.

В ходе изготовления систематично проверяется центровка модели и при необходимости корректируется облегчением элементов (в крайнем случае возможно утяжелять переднюю либо заднюю часть модели).

Перед полетами совсем уточняется центровка. Для этого снаряженную модель устанавливают на подставку с двумя треугольными опорами — вершины этих треугольников должны размешаться на крыле, недалеко от корневых нервюр Перемещая модель вперед либо назад, получают ее равновесия.

В случае если модель собрана верно, центр ее тяжести обязан размешаться на линии 25 — 30 процентов хорды крыла. направляться учесть, что передняя центровка не разрешит поднять шнобель модели при посадке, а задняя сделает ее неустойчивой.

Перед тем как отправлять модель в первоначальный полет, потренируйтесь на необычном тренажере, в роли которого выступит сама модель.

Дождитесь ветреной погоды и подвесьте аппарат на прочной нити так, дабы он пребывал в горизонтальной плоскости, носом навстречу ветру Манипулируя элеронами и рулями высоты, обучитесь парировать крены, и вводить аппарат в «пикирование» либо «кабрирование» В то время, когда доведете собственные действия по управлению моделью до автоматизма, отправляйте ее в полет. Сперва запустите двигатель и отрегулируйте его Потом установите аппарат носом против ветра и отпустите его.

При достижении моделью скорости отрыва (в то время, когда она начинает подпрыгивать и зависать в воздухе) медлено заберите руль высоты «на себя» так, дабы комплект высоты происходил под маленьким углом Наряду с этим помните парировать крены.

По окончании комплекта аппаратом высоты около 50 м попытайтесь сделать хорошую «коробочку» — четыре разворота на 90 градусов с последующей посадкой.

Дабы осуществить поворот, модель вводят в крен до 45 градусов и в один момент берут ручку «на себя» — наряду с этим модель входит в вираж По окончании поворота руль высоты переводится в модель — и нейтраль выводится из крена.

Если вы верно выполнили все четыре разворота, то по окончании завершающего виража аппарат у вас, как и при взлете, будет лететь против ветра Потому, что у модели отсутствует управление режимом работы двигателя, длительность полета определяется числом горючего в баке При пробных запусках замерьте время выработки горючего и при исполнении полетов старайтесь, дабы ко времени завершения работы двигателя модель летела навстречу ветру В то время, когда начнутся перебои в работе мотора, переведите аппарат на планирование, а после достижения им высоты около одного метра переведите его в горизонтальный полет Следующая стадия — выдерживание, в то время, когда модель неспешно теряет скорость впредь до посадочной.

Наряду с этим угол атаки направляться неспешно увеличивать. Касание почвы колесами направляться обеспечить в момент начала парашютирования.

И.

ЖУКОВ


Случайные записи:

Сергей Слюсаренко-Вам взлёт!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Взлет с руки!

    Маленькие модельки размахом около полуметра и весом 20—30 граммов на первый взгляд создают чувство игрушек. Но когда начинаются зачетные полеты, вывод…

  • Взлет без… спирали

    Правила соревнований по моделям ракетопланов запрещают использовать для взлета поверхности, создающие аэродинамическую подъемную силу. Полет модели…

  • В топливном баке — сo2

    Что ни рассказываете, а популярность той либо другой авиамодели подчас зависит не от ее летных данных а от… готовности к полету. Как раз исходя из…

  • Взлет — на со2

    Модели с миниатюрными углекислотными двигателями завлекают внимание все большего числа приверженцев малой авиации. Это и ясно: подобные мотоустановки…