Лучший винт для твоей модели

24.09.2013 В мире моделей

Сейчас, в то время, когда правилами ФАИ вес резиномотора уменьшен, а количество туров на соревнованиях увеличено до семи, винтомоторной группе нужно уделять максимум внимания. С давних времен авиамоделисты предпочитают изготавливать винты посредством двух шаблонов: вида сверху и вида сбоку. Для двухлопастного винта, сделанного из целого бруска древесины либо пластика, более надежного метода, пожалуй, и не придумаешь.

В то время, когда же речь заходит о резиномоторныхмоделях, у которых винт громадного диаметра складывается из двух отдельных лопастей, укрепленных на шарнирной втулке, данный метод не рационален: громадна трудоемкость, и большое количество полезной древесины — бальзы тратится впустую. Помимо этого, при работе с двумя шаблонами легко совершить ошибку. В следствии запроектированная черта исказится и снизится КПД винта.

При изготовлении отдельных лопастей резиномоторной модели рекомендуем использовать обрисовываемую ниже разработку.

Для винта и вычерчивания шаблонов нужно знать его диаметр, относительный ход, форму лопасти в плане и профиль сечений. На данный момент авиамоделисты используют винты O 560—600 мм с относительным шагом 1,15—1,5.

Для уменьшения аэродинамического сопротивления лопастям в плане придается эллиптическая форма. Громаднейшая ширина расположена на 60— 70°/о длины лопастей и равна 8—10 процентов от диаметра винта. Сечение лопасти — ее профиль: выпукло-вогнутый (величина вогнутости не более 2 мм).

Для геометрического построения примем диаметр винта равным 580 мм, относительный ход — переменным; большой h1 — 1,25 на расстоянии 62 процентов длины лопасти, уменьшающийся к концу лопасти до h2 — 1,08 и около втулки h3— 0,86.

Лучший винт для твоей модели

Рис. 1. Построение шаблонов рациональной заготовки винта:

а — кривая трансформации шага; б — развертка лопасти; в — построение шаблона «вид сверху»; г — построение шаблона «вид сбоку» передней кромки; д — построение шаблона «вид сбоку» задней кромки; е — таблица профилей и размеров лопасти ее сечений.

Для вычерчивания лопасти винта заберите половину страницы ватмана. Слева совершите вертикальную линию ИИ (рис.

1) — ось вращения винта, перпендикулярно к ней штрихпунктирную линию — ось лопасти (рис. 16), на которой отложите радиус лопасти R = 290 мм.

Отойдя от финиша лопасти 10 мм, пересеките ось вертикальными линиями на расстоянии 50 мм друг от друга. Эти линии назовем сечениями лопасти.

Для получения шаблонов винта нужной точности сечения направляться располагать через 25 мм (из-за насыщенности рисунка промежуточные сечения условно ке продемонстрированы). Выбрав большую ширину и форму, вычертите развертку лопасти. На рисунке 16 она изображена по размерам, приведенным в таблице (рис. 1е). На линии ИИ от оси лопасти отложите вверх величины трех шагов винта, дроблённых на 2?, т. е.

h1D/2?, h2D/2?, h3D/2?.

Из финишей этих отрезков совершите горизонтальные линии до пересечения с сечениями 1,3 и 5. Полученные точки соедините плавной кривой (1, 2, 3, 4, 5), которая есть кривой трансформации шага (рис. 1а). Точки 2 и 4 перенесите на линию ИИ.

Из финиша отрезка h1D/2? в точку пересечения оси лопасти сечением 3 совершите наклонную линию — луч. Подобно соедините и другие сечения лопасти. Угол между горизонтальной линией и каждым лучом равен углу наклона лопасти в данном сечении. Отложив на соответствующих лучах ширину лопасти, вычертите ее профиль.

На рисунке 16 изображены профили, выстроенные по размерам, приведенным в таблице и на рисунке 1е.

Для узкого легкого бальзового винта вес одной лопасти около 5 г.

Дабы выстроить шаблоны винта, нужно выяснить положение так называемой базисной плоскости. Ее наклон к горизонтали выберите умелым методом так, дабы высота заготовки Н была мельчайшей.

Для этого через каждое сечение совершите базисную плоскость (штрихпунктирная линия с двумя точками) и около профиля обрисуйте прямоугольник с громадными сторонами, параллельными базисной плоскости. Выбор наклона последней занимает мало времени, поскольку он в большинстве случаев равен либо близок наклону лучей в середине лопасти. В разглядываемом случае данный угол равен углу наклона луча, проходящего через сечение 3.

Приведенными построениями выяснены минимальные размеры сечения заготовки одной лопасти: ширина — 51 мм, высота — 8 мм (см. сечение 3, рис. 1б). Длину заготовки авиамоделист выбирает по конструктивным соображениям— она равна радиусу лопасти либо меньше его.

Сейчас приступим к построению шаблонов. Развертка лопасти несимметрична, исходя из этого нужно вычертить три шаблона: один — вида сверху и два — вида сбоку (задней кромок и передней).

Совершите три горизонтальные линии. На верхней выстройте шаблон вида сверху, для чего размеры Р и С, забранные из сечения 2 (см. рис. 16) параллельно базисной плоскости, перенесите на то же сечение шаблона. Так же поступите со всеми остальными сечениями, после этого полученные точки обведите плавной кривой (рис. 1в).

На средней горизонтальной линии, являющейся базисной плоскостью, выстройте шаблон вида сбоку передней кромки.

Рис. 2. Приемы пользования шаблонами.

Рис. 3. Комбинированная заготовка.

Так как задняя кромки и передняя шаблона вида сверху криволинейны, а большая его ширина расположена на сечении 3, данный вид и направляться принять за осевую линию для построения шаблонов вида сбоку.

Сечение 2 возьмём переносом криволинейного размера Т (рис. 1в) на шаблон вида сбоку (рис. 1г). Потом размер Ф от базисной плоскости до передней кромки профиля в сечении 2 (рис.

16) перенесите на соответствующее сечение рисунка 1г. Так же поступите со всеми остальными точками, каковые после этого соедините плавной кривой. Подобные построения сделайте и на шаблоне вида сбоку задней кромки (рис. 1д).

Кривые обоих шаблонов, перенесенные на заготовку, образуют нижнюю поверхность лопасти.

Дабы шаблонами было комфортно пользоваться, их высота должна быть равна не меньше 15 мм, а в трех сечениях (1, 3, 5) нужно предусмотреть ушки. Все шаблоны оптимальнееизготовить из плотного ватмана либо узкого целлулоида толщиной 0,5 мм. Как пользоваться шаблонами, продемонстрировано на рисунке 2.

Использование шаблона вида сверху не требует пояснений.

При работе с видами сбоку на торцевой поверхности заготовки, вырезанной по контуру шаблона вида сверху, нужно нанести след базисной плоскости (штрихпунктирная линия с двумя точками) и пересечь его вертикальными плоскостями. После этого канцелярскими булавками в сечениях 1, 3 и 5 проколите шаблоны и острым карандашом начертите кривые обоих шаблонов.

Предстоящая обработка заготовки (рис. 3) выполняется как в большинстве случаев. Готовые лопасти устанавливаются во втулках под углом к плоскости вращения винта.

Предлагаемый изготовления лопасти и способ построения винта имеет последовательность преимуществ: экономится древесина (высота рациональной заготовки — 8 мм, а при простом методе — 28 мм), значительно уменьшается трудоемкость, помимо этого, винт владеет лучшими аэродинамическими качествами и существенно прочнее. Увеличение прочности достигается применением комбинированной заготовки лопастей, задние кромки и тонкие передние которых упрочнены жёсткой бальзой, а комель выполнен из липы.

Форма лопасти снабжает хорошее прилегание ее к круглому фюзеляжу, что сокращает неспециализированное сопротивление модели.

П. КУРЗОВ, инженер, мастер спорта


Случайные записи:

Подбираем Шаг Винта! в том числе для скорости


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Гребные винты из пенопласта

    Предлагаем проверенный на практике отечественного судомодельного кружка метод: делать гребные винты посредством электрического тока из пенопласта….

  • Винт — по копиру

    Приспособление помогает для изготовления гребных винтов судомоделей на токарных станках Тb-4 и ТВ-7. При помощи приспособления возможно изготовить…

  • Пилотажная модель для начинающих

    Что такое учебная летающая модель? Мы все привыкли к тому, что это аппарат, годный разве лишь для приобретения начальных навыков её пилотирования. Как…

  • Схематичка для… завтра

    У многих моделистов отношение к схематическим планерам и резиномоторным, мягко говоря, снисходительное: «три палки да кусок папиросной бумаги — и еще по…