Микрояхты класса п

17.12.2015 В мире моделей

Сейчас мы знакомим судомоделистов-школьников с двумя вариантами микрояхт класса П. Изящество внешних обводов, изготовления и простота конструкции — вот неполный список преимуществ этих моделей, созданных и выстроенных юными спортсменами Молдавской ЦСЮТ под управлением умелого педагога, флота и ветерана труда Д. Вышеславского. Применяв новую разработку, парни добились большого самих массы моделей и снижения корпусов.

Яхты стали фактически непотопляемыми, повысилась их быстроходность. Когда юные судомоделисты купили умение наладки и опыт модели ощущать погоду, выступления с микропарусниками для того чтобы типа стали приносить им стабильный успех на зачетных стартах.

Перед тем как приниматься за постройку, нужно познакомиться с главными размерениями и требованиями к моделям этого класса, выбрать хороший вариант размеров парусов, пристально изучить разработку изготовления каждой подробности, подготовить шаблоны и чертежи.

Главные размерения отечественных микропарусников (см. таблицу 1) соответствуют ограничениям класса П, рассчитанного на спортсменов-школьников.

Таблица 1

Главные размерения моделей

Протяженность, мм: 750±50

Ширина, мм: 185 (не меньше 150)

Осадка, мм: 185 (не более 190)

Высота надводного борта, мм: 40 (не меньше)

От палубы до воды по носу, мм: 50

То же по корме, мм: 36

Ширина по транцу, мм: 90

Водоизмещение, кг: 1,8

Много ограничений и по парусному оружию моделей яхт (см. таблицу 2).

Таблица 2

Максимально допустимые параметры парусного оружия

Высота парусного оружия от палубы, мм: 950

Высота переднего парусного треугольника от палубы, мм: 750

Площадь парусности, м2: 0,2

Количество лат на гроте: 4

на стакселе — 3

Протяженность лат на гроте, мм:

средние — 80

крайние — 60

Протяженность лат на стакселе, мм: 30

Ширина основания дощечек фаловых углов, мм:

на гроте — 15

на стакселе — 12

Безнаборный вариант

Для постройки данной микрояхты потребуется выпилить из фанеры толщиной 4 мм (подойдет и строительная, не смотря на то, что предпочтительнее авиационная) кондуктор-шаблон. Он складывается из двух элементов: «диаметральной плоскости» и шаблона «палубы».

По окончании доводки заготовок до правильных размеров обе пластины склеиваются строго перпендикулярно друг другу с совмещением разметочных линий «шпангоутов». После этого готовятся семь фанерных шаблонов поперечных сечений корпуса.

В склеенном угловом шаблоне на ПВА устанавливаются с обеих сторон корпуса пенопластовые бруски размером 85X95X750 мм.

Их возможно состыковать из нескольких частей. Предварительно бруски монтируются «на точках», в носу и в корме. По окончании приклейки (нитроклеем пользоваться запрещено — он растворяет пенопласт) подробности обрезаются на вибролобзике по шаблону.

Окончательную профилировку делают, пользуясь острым узким ножом, изготовленным из полотна лучковой пилы, и наждачной бумагой. Добившись правильного соответствия поперечных сечений заготовок корпуса «шпангоутным» шаблонам, их бережно отделяют от кондуктора и фиксируют посредством ПВА на готовой килевой пластине.

Микрояхты класса п

Рис. 1. Модель яхты с безнаборным корпусом:
1 — корпус, 2 — штаг-путенс, 3 — форштаг, 4 — стаксель, 5 — вант-путенс, 6 — мачта, 7 — краспица, 8 — ромбванты, 9 — грот, 10 — ванта, 11 — ахтерштаг, 12 — грота-гик, 13 — гика-шкот, 14 — имитация лебедки, 15 — килевая пластина, 16 — подставка.

По диаметральной плоскости в пенопласт врезается мидельвейс из сосновой рейки 3X20X750 мм, а по бортам в местах крепления вант-путенсов — рейки 3X20X200 мм.

Дабы уменьшить расход эпоксидного клея и снизить массу модели, полезно обтянуть корпус газетной бумагой на жидком клее ПВА. По окончании его подсыхания корпус прошкуривается, покрывается эпоксидной смолой и раскроенными страницами стеклоткани. В то время, когда эпоксидка отвердеет, заготовку пришкуривают по палубе до плоскости, применяя громадный лист наждачной бумаги, закрепленный на рабочем столе.

Палуба закрывается страницей узкой фанеры либо слоем стеклоткани.

Готовый корпус еще раз шепетильно вышкуривается и затем окрашивается. На палубе по ДП устанавливается железная степс-планка с отверстиями под штырек шпора мачты, врезаются и вклеиваются штаг- и вант-путенсы, монтируются «рымы и» шкотовые лебёдки для проводки гика- и стаксель-шкотов.

Рис. 2. Кондуктор-шаблон корпуса с установленным в нем пенопластовым бруском одного борта.

Рис.

3. детали и Шаблоны корпуса.

Круглую мачту выстругивают из легкого прямослойного дерева. Протяженность — в пределах требований правил — 910 — 945 мм, сечение нока мачты — 6 мм, средней части — 12 — 16 мм, по шпору — 10 мм.

Шпор улучшается железным кольцом высотой около 10 мм, снизу по оси ввинчивается латунный шуруп. По окончании обрезки головки он обязан входить в отверстия степсовой планки. Оковка гика навешивается на крючок, припаянный к насаженному на мачту второму железному кольцу.

Для гика попытайтесь подобрать жёсткую древесину. По окончании монтажа оковки засверливаются отверстия для привязки гика-шкота.

Краспица возможно буковой, пластиковой либо алюминиевой.

В центре заготовки просверливается отверстие по мачте, по окончании чего краспица максимально облегчается.

Крепление на мачте стоячего такелажа осуществляется посредством врезных чикс — пластинок из жёсткого дерева размером3Х7Х10 мм. Дождавшись полного отверждения клея, им придают требуемую форму. Напоследок железные подробности рангоута полируют, а древесные покрывают лаком.

Стоячий такелаж (ванты, форштаг, штаг и ахтерштаг) — из капроновой лески либо из металлической проволоки.

Ткань для парусов перед раскроем должна быть выстирана и выглажена. На нее накладывают шаблоны (поперек полотнища!), обводят их карандашом и по взятому контуру делают две-три строки узкими нитками. Поверх них проходят швом «зигзаг» и после этого обрезают лишний материал. К парусам пришивают лат-дощечки и карманы фаловых углов. Выкройку разглаживают утюгом и по предварительной разметке пришнуровывают к рангоуту.

Создан, но пока еще всесторонне не испытан, и второй способ изготовления парусов, в то время, когда обшивание выкроек заменяется пропиткой края полотнища клеем ПВА. На технологии работ с парусами из лавсановой пленки останавливаться нет необходимости — она прекрасно известна моделистам.

Напоследок отмечу, что готовая модель очень легкая, ее корпус весит всего 450 г против 750—800 г, приобретаемых при хороших способах постройки с фанерной обшивкой и наборным каркасом.

С корпусом смешанной конструкции

В базу проекта данной микрояхты была положена настоящая, «звездного» класса, с угловатыми обводами и наборным корпусом типа «шарпи». Для понижения массы килевой пластины если сравнивать с первым вариантом поменяны ее очертания.

Рис. 4. Модель яхты с корпусом смешанной конструкции (обозначение элементов на рис.

1.). Подставка может употребляться в качестве стапеля при сборке корпуса.

Рис. 5. Подробности корпуса.

Рис. 6. Сборка каркаса корпуса.

Рис. 7. Корпус с частично заполненными пенопластом секциями комплекта.

При изготовлении таковой модели шаблоны поперечных сечений не пригодятся. Вместо них применены простые фанерные шпангоуты, каковые монтируются прямо на килевой пластине. По окончании обоюдной подгонки этих подробностей и мидельвейса комплект устанавливают на столе килем вверх, каркас выравнивается и стыки проливаются эпоксидным клеем. Сейчас дело за монтажом элементов продольного комплекта корпуса.

Его рейки на время склейки привязывают к оконечностям мягкой проволокой.

Дождавшись отверждения клея, каркас малкуют большой шкуркой, наклеенной на розную дощечку. Между стрингерами и всеми шпангоутами вклеивают пластины пенопласта толщиной 10 мм. Внутренние древесные подробности корпуса, как и стыки, должны быть дополнительно пропитаны эпоксидной смолой.

С внешней стороны лишний пенопласт срезается острым ножом и корпус вышкуривается. Последняя операция требует особенного внимания — при мельчайшем избыточном давлении на инструмент «панели» окажутся вогнутыми относительно каркаса. Поверхность корпуса обтягивается стеклотканью на эпоксидном клее. Предстоящие операции всецело подобны первому варианту модели. В этом случае вес корпуса находится в пределах 450—600 г.

Д.

ВЫШЕСЛАВСКИЙ, г. Кишинев


Случайные записи:

Яхта \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Под парусами нового класса

    Супермодернизация модельного яхтостроения, позванная гонкой за спортивными результатами, вынудила интернациональную судомодельную ассоциацию НАВИГА…

  • Новый класс:сухопутные ветроходы

    Сознавая, что в современном массовом автомоделизме в силу весьма и не весьма объективных обстоятельств создалось критическое положение, предлагаем…

  • Модель яхты класса «10»

    МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «10» пользуется громадной популярностью у моделистов-яхтсменов. Она несложна по устройству, легкоуправляема и быстроходна. Корпус…

  • «Дельфиненок» класса фср

    Возможно ли завлекать новичков-судомоделистов, прошедших азы обучения спортивному мастерству, к постройке чемпионатных моделей класса ФСР? Одни…