Мотор на парителе

22.03.2016 В мире моделей

Мотопланер с электродвигателем Speed-600. С развитием планеризма энтузиасты этого типа летательных аппаратов неоднократно пробовали объединить преимущества парящего и моторного полета. Дело в том, что безмоторный планер при благоприятных условиях не смотря на то, что и может пребывать в воздухе десятки часов, пролетая за это время много километров, но капризы погоды смогут в любое время вынудить его приземлиться в самом неприспособленном для нее месте.

Вот тут-то на помощь пилоту может придти маленький двигатель, разрешающий аппарату не зависеть от ветра и восходящих потоков воздуха. Аналогичных гибридных летательных аппаратов, взявших наименование «мотопланер», было сделано много—как опытными конструкторами, так и конструкторами-любителями.

Подобные мотопланеры создавали и авиамоделисты, оснащая относительно маломощными двигателями внутреннего сгорания легкие радиоуправляемые аппараты с крылом громадного удлинения, талантливые самостоятельно набирать высоту в моторном режиме и выполнять последующие долгие парящие полеты. Но модельные двигатели внутреннего сгорания на повторные запуски были, к сожалению, не могут.

Модели-мотопланеры пережили второе собственный рождение с возникновением легких и замечательных аккумуляторов и электродвигателей громадной емкости, каковые снабжали этим летательным аппаратам уверенный комплект высоты и долгий последующий полет, в ходе которого возможно было многократно включать и выключать электродвигатель, что разрешало как обнаружить восходящие воздушные потоки, так и выбирать самоё подходящее место для посадки.

Сейчас множество модельных компаний производят для авиамоделистов готовые аппараты для того чтобы типа либо аппаратуры и наборы деталей для их сборки, но для читателей издания «Моделист-конструктор» это не тот путь—мы предлагаем им сделать таковой электромотопланер самостоятельно— в принципе, он не сложнее каждый радиомодели.

Аэродинамическая схема электромотопланера — низкоплан с прямым крылом громадного удлинения с относительной толщиной профиля 14 процентов.

База силовой установки аппарата—электродвигатель типа SPEED-600 с электронным выключателем—такая его особенность разрешает коммутировать мотор в полете. В принципе, подойдет и двигатель без для того чтобы устройства—придется лишь установить на модель еще одну рулевую машинку для привода самодельного механического выключателя.

Мотор на парителе

Геометрическая схема электромотопланера

Для дистанционного управления электромотопланером употребляются три канала— по крену (элероны), по тангажу (руль высоты) и по коммутированию электродвигателя.

В принципе, возможно было бы задействовать кроме этого и руль направления, но в полете он, в большинстве случаев, не употребляется.

При изготовлении модели обширно употреблялись самодельные пенопластовые панели — заготовки для них толщиной 3 мм вырезались из потолочных пенопластовых плит.

Толщина последних, образовывает, в большинстве случаев, около 6 мм, исходя из этого их было нужно «распускать» на две части посредством самодельного электротерморезака — ровной древесной доски, над которой на высоте 3 мм (расстояние эта определялась толщиной двух прокладок из термостойкого материала) натягивалась нихромовая проволока, накаляемая электрическим током. Для подбора нужной температуры нагрева употреблялся ЛАТР—трансформатор с регулируемым напряжением.

Оптимальной возможно было вычислять температуру, при которой поверхность разреза у заготовки получалась как бы остеклованной.

Фюзеляж модели имеет прямоугольное сечение со скругленными углами.

В носовой его части устанавливаются два шпангоута из фанеры толщиной 3 мм с прорезанными в них круглыми отверстиями по диаметру электродвигателя.

Остальные шпангоуты—сэндвичевой конструкции, любой склеен эпоксидной смолой из двух 1-мм пластин липового шпона и пенопластового заполнителя толщиной 3 мм. Боковины фюзеляжа кроме этого склеены из липового шпона и пенопласта—в отличие от шпангоутов шпон к пенопластовому заполнителю приклеивается лишь с внешней стороны.

Склейка «сэндвичей» производилась на ровной доске—промазанные «эпоксидкой» и сложенные совместно пенопластовые и липовые заготовки раскладывались на ней и прижимались посредством груза (пластиковых пакетов с песком) такой же доской. Между заготовками и досками прокладывалась полиэтиленовая пленка—в другом случае возможно было взять «бутерброд» из намертво склеенных пары досок и столь нужных нам панелей.

По окончании вырезки из «сэндвичей» заготовок боковин фюзеляжа любая из них оконтуривалась сосновыми рейками сечением 5×5 мм—операция эта производилась в стапеле посредством все того же эпоксидного клея. Сам же стапель—это ровная доска с изображенным на ней контуром боковины фюзеляжа и забитыми на протяжении этого контура гвоздями диаметром около 4 мм с шагом 50—60 мм.

Из таких же заготовок-«сэндвичей» вырезались верхние и нижние панели фюзеляжа.

Сборка фюзеляжа производилась в два этапа. Сперва—предварительная («сухая») сборка с применением резиновых колец, канцелярских зажимов и булавок—наряду с этим этапе проверялись их изготовления соответствие и правильность деталей друг другу и проводилась обоюдная подгонка, в шпангоутах прорезались отверстия для соединительных проводов аппаратуры дистанционного управления и для тяги привода руля высоты.

Потом подробности последовательно промазывались эпоксидным клеем и посредством все тех же резинок, булавок и зажимов закреплялись на предназначенных для них местах. По окончании окончания сборки, во время, пока «эпоксидка» еще не полимеризовалась, фюзеляж проверялся на симметричность, крутки и отсутствие перекосов.

По окончании полимеризации клея углы фюзеляжа скруглялись и поверхности его вышкуривались и подшпаклевывались.

Горизонтальное оперение складывается из пенопластового заполнения и липового каркаса. Профиль стабилизатора—плоский, со скругленной передней и заостренной задней кромкой. Лопасти руля высоты—бапьзовые, между собой они соединяются торсионом, согнутым из отрезка дюралюминиевой вязальной спицы диаметром 2 мм, а со стабилизатором соединяются на петлях из капроновой тесьмы.

На левой лопасти руля закреплен кабанчик управления, согнутый из дюралюминиевой полосы толщиной 1 мм.

Компоновка электромотопланера:

1—кок винта; 2—электродвигатель типа Speed-600; 3, 7 — крепление верхней съемной панели фюзеляжа (винты-саморезы O2,5); 4—отсек аппаратуры дистанционного управления; 5—фонарь; 6—отсек аккумуляторная батарей; 8, 17, 18,29—шпангоуты («сэндвичи» из пенопласта s3 и двух слоев липового шпона s1); 9—верхняя съемная панель фюзеляжа («сэндвич» из пенопласта s3 и одного слоя липового шпона s1); 10—крепление рулевых машинок (гайки и винты с резьбой М2,5); 11 —тяга привода руля высоты (дюралюминий, проволока O2,5); 12—верхняя несъемная панель фюзеляжа («сэндвич» из пенопласта s3 и одного слоя липового шпона s1); 13—киль (бальза, пластина s3); 14—костыль (проволока ОВС O2); 15—горизонтальное оперение; 16—бобышка (бальза); 19—нижняя панель фюзеляжа («сэндвич» из пенопласта s3 и одного слоя липового шпона s1); 20—рулевая машинка привода руля высоты; 21—рулевая машинка привода элеронов; 22—тяга привода элеронов (дюралюминий, проволока O2); 23—крепление крыла (винт-саморез O4); 24—рычаг-торсион привода элеронов (дюралюминий, проволока O2,5); 25—днище отсека аккумуляторная батарей («сэндвич» из пенопласта s3 и двух слоев липового шпона s1); 26—крепление стойки шасси (винт-саморез O4); 27—колесо шасси O36; 28—ложемент для крыла (липа, шпон s2); 30, 32—передние шпангоуты (фанера s3); 31 —основание рулевых машинок (фанера s4);33,34,35 и 36—поперечины (липа, рейка 5х10); 37—крыло; 38—кабанчик привода руля высоты (дюралюминий, s1)

Компоновка крыла (лавсановая обшивка крыла условно не продемонстрирована):

1 —стыковочный штырь (бук, стержень O5); 2—задняя кромка крыла (сосна, рейка 3х12); 3 —рычаг-торсион привода элерона (проволока ОВС O2); 4—полка лонжерона (сосна, рейка 4х10); 5—передняя кромка (сосна, рейка 10х12); 6, 10—усиливающая косынка (липа); 7—петля навески элерона (капроновая тесьма); 8—укороченная нервюра («сэндвич» из пенопласта s3 и двух слоев липового шпона s1); 9—элерон (бальза); 11—законцовка (липа); 12—заполнение лонжерона (пенопласт); 13—зашивка центральной части крыла (липа, шпон s2); 14—нервюра («сэндвич» из пенопласта s3 и двух слоев липового шпона s1); 15—усиление центральной нервюры (липа, шпон s2); 16—стена (липа, рейка 5х10)

Горизонтальное оперение:

1 — лопасть руля высоты (бальза); 2—центральная перемычка (липа, пластина s5); 3—торсион (дюралюминий, проволока O2,5); 4—заполнение (пенопласт); 5—петля навески руля высоты (капроновая тесьма); 6—передняя кромка (сосна, рейка 5х6); 7—стена (сосна, рейка 5х5); 8—усиливающая косынка (липа); 9 — законцовка (липа)

Киль модели цельнобальзовый, он вырезан из пластины толщиной 4 мм. Профиль его кроме этого плоский, со скругленной передней и заостренной задней кромкой.

По окончании установки на фюзеляж горизонтального оперения и киля, и предварительного монтажа в него электродвигателя, аккумуляторная батарей, рулевых и приёмника машинок имеет суть ориентировочно выяснить размещение центра тяжести фюзеляжа в сборе. В принципе, он обязан размешаться недалеко от 25—30 процентов хорды крыла, в другом случае придется или облегчать (загружать) хвостовую часть, или, в крайнем случае, смещать вперед либо назад крыло относительно фюзеляжа.

Крыло мотопланера имеет несимметричный двояковыпуклый профиль с относительной толщиной 14 процентов, владеющий хорошими несущими малой скоростью и свойствами сваливания. Крыло имеет выраженную V-образность—она образовывает около 5 градусов относительно горизонтали; установочный угол крыла образовывает 2 градуса.

Конструктивно крыло складывается из двух симметричных половин, состыкованных по оси симметрии посредством сосновых зашивки и вставок шпоном центральной его части.

Лонжерон крыла—двухполочный, с сосновыми полками сечением 10×3 мм, меж-полочное пространство заполнено пенопластом. Из сосны сделана кроме этого задняя кромки и передняя. Нервюры крыла вырезались из таких же сэндвичевых заготовок, что и шпангоуты фюзеляжа—они кроме этого складываются из двух внешних слоев липового шпона толщиной 1 мм и пенопластовой пластины толщиной 3 мм.

В центре крыла лонжероны левого и правого полукрыльев соединены между собой посредством сосновой вставки, по оси симметрии вклеена липовая бобышка — на ней в будущем будут закреплены стойка шасси и буковый штырь фиксации крыла.

Крепление крыла к фюзеляжу производится парой винтов с резьбой М5—под них в крыло заклеиваются две дюралюминиевые втулки с внутренним диаметром 5 мм, а в фюзеляж—две резьбовые втулки с резьбой М5.

Элероны вырезаны из бальзы; на крыло они навешиваются посредством петель, воображающих собой отрезки капроновой тесьмы. Рычаги-торсионы привода элеронов согнуты из металлической проволоки диаметром 2 мм.

Крыло и горизонтальное оперение обтягивались лавсановой пленкой по стандартной авиамодельной разработке — с применением клея типа БФ-6 и маленького утюжка.

Шасси электромотопланера—одностоечное, с обрезиненным пластиковым колесом диаметром 36 мм, позаимствованным от детской игрушки. Стойка—из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм; на крыле она закреплена двумя винтами-саморезами. В задней части фюзеляжа установлен хвостовой костыль, согнутый из металлической проволоки диаметром 2 мм.

В завершение пара практических рекомендаций.

На законцовках крыла имеет суть установить дополнительные опоры—две полукруглые дуги из дюралюминиевой проволоки диаметром 2,5 мм—они предохранят элероны и обшивку при посадке.

В конце работы нужно совсем уточнить центровку электромотопланера. Как уже упоминалось—она должна быть равна 25—30 процентов хорды крыла.

Перед полетами рекомендуем потренироваться в управлении электромотопланером, не поднимая его в атмосферу.

В ветренную погоду подвесьте модель на прочной нити, закрепленной в центре ее тяжести на перекладине турника, ветке дерева либо на финише наклонно установленной трехметровой рейки, и попытайтесь поуправлять электромотопланером—ввести его в крен и вывести из него, вынудить кабрировать (задирать шнобель) либо пикировать.

Запуск мотопланера оптимальнееосуществлять леером либо посредством резинового шнура-амортизатора. В крайнем случае модель возможно запускать с рук.

направляться иметь в виду, что запас мощности у электродвигателя маленькой и скороподъемность у модели низкая, так что не нужно от нее ожидать умопомрачительных фигур пилотажа. Но возможностей «порулить» мотопланером в отыскивании восходящих потоков у вас будет предостаточно.

Необходимо учесть, что при отсутствии руля направления модель совершает разворот при введении ее в крен и одновременном переводе ручки управления рулем высоты «на себя»—наряду с этим она входит в вираж; остается только дождаться нужного курса, парировать крен с одновременным переводом ручки управления рулем высоты в нейтраль.

Посадку нужно выполнять против ветра.

В принципе, отбалансированная модель при планировании может сесть и самостоятельно—достаточно только вывести ее на посадочный курс, довести до высоты 2—3 метра и установить ручки управления в нейтраль. Но лучше все же сажать электромотопланер с ярким участием пилота, в задачу которого входит выведение модели на посадочный курс, а после достижения ею высоты в 1 метр—перевод аппарата в горизонтальный полет для выдерживания с утратой скорости впредь до посадочной.

Потом направляться плавное повышение угла атаки модели впредь до начала парашютирования. Совершенной посадка будет в том случае, если момент касания почвы колесом совпадет с началом парашютирования.

И.

КАРАМЫШЕВ


Случайные записи:

Чудо мотор на магнитах


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Резиномоторный паритель

    Недавномы познакомились с моделью планера класса A1. В конструкции его несущих стабилизатора и плоскостей активно использовался пенопласт, что…

  • Гофрокартон с мотором

    Недавно в издании «Моделист-конструктор» рассказывалось о несложной модели планера, сделанной из простого упаковочного гофрокартона — материала не смотря…

  • Паритель класса а1

    Предлагаемая модель планера создана на базе идеи… не использовать в качестве стройматериала композиционные материалы и бальзу. Несущие плоскости…

  • Ракетоплан — паритель

    В одном из номеров «М-К» в репортаже с чемпионата России по моделям ракет я отметил ракетоплан категории S4 Николая Цыганкова из команды Мурманской…