На трассе аэроглиссер

29.08.2014 В мире моделей

Популярность радиоуправляемых судомоделей устойчиво растет, и особой любовью у начинающих спортсменов пользуются аэроглиссеры, потому, что сконструировать, изготовить и отладить такую модель несложнее, чем гоночную судомодель с гребным винтом, двигателем и редуктором с жидкостным охлаждением. Наряду с этим грамотно спроектированный аэроглиссер фактически не уступает хорошим судомоделям ни в скорости, ни в маневренности, и к тому же его изготовление обходится существенно дешевле.

Предлагаем скоростную радиоуправляемую судомодель с аэродвижителем, созданную на базе корпуса туннельного глиссера.

Корпус аэроглиссера достаточно несложен. Он складывается из четырех больших узлов: пары боковых поплавков, центральной рубки и центрального мостика с силовой установкой.

Поплавки судомодели имеют хорошую наборную конструкцию с 3-мм сосновыми стрингерами и фанерными шпангоутами сечением 4×4 мм. Обшивка палубы, борта и днища поплавка—1-мм фанера, внутренняя силовая боковина — из 3-мм фанеры. Поплавки собираются на плоских силовых боковинах — к ним на эпоксидном связующем встык приклеиваются все шпангоуты, каковые после этого соединяются стрингерами.

Готовый каркас малкуется, и к нему последовательно (днище—борт—палуба) приклеиваются панели обшивки. Перед приклеиванием палубы стыки между бортами и днищем заливаются жидким (разведенным ацетоном) эпоксидным клеем, что снабжает герметичность поплавков. Таким же жидким клеем хорошо обработать и внутренние поверхности поплавков — для придания древесине влагостойкости.

В задней части каждого из поплавков оформляется герметичный лючок: в правом — под рулевую машинку и в левом — под приемник аппаратуры радиоуправления. В случае если изготовление герметичной крышки люка встретит какие-либо затруднения, то возможно обойтись и без нее, заклеивая отверстия в палубе широким «скотчем».

На трассе аэроглиссер
Геометрическая схема радиоуправляемого гоночного аэроглиссера с двигателем рабочим количеством 2,5 см^3

Компоновка аэроглиссера:

1 — мостик центральный; 2 — кок винта; 3 — винт воздушный (d200, h = 150); 4 — двигатель (КМД-2,5 либо МАРЗ-2,5); 5 — болт М3, шайба и гайка крепления двигателя (4 набора); 6 — бак топливный емкостью 75 мл; 7 — моторама; 8 — батарея аккумуляторная батарей аппаратуры радиоуправления; 9 — рубка центральная; 10 — поплавок боковой; 11 —машинка рулевая; 12,14 — тяги рулевого управления; 13— кронштейн рулевой (дюралюминий, лист s2); 15 — перо рулевое; 16 — капот двигателя (АМГ либо АМц, лист s1).

Боковой поплавок аэроглиссера (правый продемонстрирован, левый — отраженный вид):

1 — доска транцевая (фанера s3); 2 — площадка крепления рулевой машинки (фанера s3); 3 — обшивка палубы (фанера s1); 4,5,7,8,9 — шпангоуты (фанера s3); 6 — стрингер бортовой (сосна, рейка 4×4); 10 — бобышка носовая (липа); 11 — стена силовая (фанера s3); 12 — обшивка дна (фанера s1); 13 — стрингер скуловой (сосна, рейка 4×4); 14 — стрингер скуловой, задний (сосна, рейка 4×4); 15 — обшивка зареданиой части днища (фанера s1).

Центральный мостик аэроглиссера:

1 — бобышка носовая (сосна); 2,3 — поперечины передние (фанера s4); 4,6,9 — поперечины задние (сосна, рейка 15×15); 5 — обшивка дна (фанера s1); 7 — обшивка палубы (фанера s1); 8 — пластина боковая, внешняя (фанера s4); 10 — отбойник кормовой; 11 —пластина боковая, внутренняя (фанера s4).

Центральная рубка аэроглиссера:

1 — моторама (фанера s8), 2 — пластина капота двигателя, стыковочная (фанера s4); 3,6,9 — шпангоуты (фанера s3); 4 — стрингеры верхние (сосна, рейка 4×4); 5,10,12 — обшивка рубки (фанера s1); 7,8 — стрингеры нижние (сосна, рейка 4×4); 11 — площадка крепления аккумуляторной батареи (фанера s3).

Центральный мостик кроме этого наборный; он складывается из правой и левой боковин (любая из них склеивается из двух фанерных подробностей), обшивки и сосновых поперечин из 1-мм фанеры.

Главная неприятность тут — добиться его герметичности, для чего по окончании приклеивания дна стыки заливаются жидким эпоксидным клеем. При изготовлении мостика в поперечинах нужно предусмотреть отверстия-шпигаты, а в задней части — отверстие, заглушенное пластиковой пробкой. В случае если вода все же проберётся в полости мостика, через эти отверстия ее нетрудно будет удалить.

Центральная рубка судомодели кроме этого планирует из фанерных (толщиной 3 мм) шпангоутов, сосновых стрингеров и фанерной (толщиной 1 мм) обшивки. В заднюю часть рубкивклеивается моторама, складывающаяся из двух симметричных подробностей (фанера толщиной 8 мм). В центре рубки между шпангоутами закрепляется фанерная площадка, предназначенная для установки не нее аккумуляторной батареи питания радиоаппаратуры.

В заднем отсеке рубки размещается спаянный из белой жести топливный бак емкостью 75 мл.

Сборка модели особенных сложностей не воображает. Шепетильно выставленные не доске-стапеле поплавки склеиваются эпоксидной смолой с центральным мостиком, а на последнем монтируется центральная рубка.

Устанавливается она в два этапа; сперва на мостике закрепляются сосновые рейки сечением 4×4 мм, изогнутые в соответствии с линией мостика и сопряжения рубки, а после этого к ним приклеивается фактически рубка.

Для тех судомоделистов, каковые желают «выжать» из аэроглиссера все заложенные в него возможности, возможно советовать такую стыковку поплавков с центральным мостиком, которая разрешила бы перенастраивать модель в зависимости от расположения и мощности двигателя, и от состояния гоночной акватории.

Для этого в центральном мостике закрепляются две резьбовые шпильки из дюралюминиевых вязальных спиц диаметром 4 мм, а в поплавки вклеиваются тонкостенные дюралюминиевые втулки. Крепление поплавков — гайками М4 с резиновыми прокладками и шайбами. Дабы переставить поплавки, достаточно отвернуть гайки, извлечь из мостика резьбовые шпильки и закрепить их в новом месте.

Учтите, что перемещение поплавков вперед усиливает поведение аэроглиссера на спокойной воде, а при смещении их назад модель стабильнее ведет себя при беспокойстве, в особенности на громадной скорости. Но, добившись оптимального положения поплавков довольно центрального мостика, возможно удалить крепежные элементы и «намертво» склеить модель.

Размеры аэроглиссера разрешают устанавливать на него двигатели типа МАРЗ-2,5 либо КМД-2,5.

Для этих моторов в полной мере подойдет березовый воздушный винт диаметром 200 мм и шагом 150 мм, являющийся зеркальной копией стандартного капронового пропеллера. Для компенсации момента от вращения воздушного винта ось двигателя должна быть смещена влево (при виде на него сверху) примерно на два градуса. А для повышения продольной устойчивости ось винта нужно на те же два градуса отклонить вверх (при виде сбоку).

Более совершенно верно эти величины направляться уточнить по итогам тренировочных заездов: при верно установленном двигателе и при нейтральном положении рулей поворота аэроглиссер обязан двигаться строго прямолинейно. Двигатель закрывается капотом, вырезанным и выколоченным из 1-мм страницы АМг либо АМц.

На центральном мостике монтируется двухперьевое рулевое устройство, складывающееся из образных рулевых-и пары кронштейнов (дюралюминий) и двух перьев.

Последние планируют из металлического рулевого вала диаметром 3 мм и фанерной пластины с симметричным чечевицеобразным профилем. Вал вклеивается эпоксидной смолой в отверстие, просверленное в рулевом пере. левый и Правый рули соединяются посредством поперечной тяги и рычагов, образующих подобие автомобильной рулевой трапеции.

И.ТЕРЕХОВ,инженер


Случайные записи:

Спасение аэролодки на реке Кан. Полная версия.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэроглиссер: атакующий и миниатюрный

    …Уже за плечами переломный период войны. Вена, как и многие австрийские города, много горького повидала за эти тяжелые годы. Уничтожены здания и…

  • Аэроглиссер

    Радиоуправляемая модель аэроглиссера (рис. 1) несложна в изготовлении, и для нее не нужно дефицитных материалов. Сделать се под силу кроме того моделисту…

  • Фреза на трассе

    Несложное приспособление, созданное участниками автомодельного кружка Уфимского Дворца детского творчества, мелеет появляться нужным многим трассовикам….

  • На трассе ро-80

    В первый раз эта модель заявила о себе на открытом первенстве Ростова-на-Дону в первой половине 80-ых годов XX века. Воображавший СЮТ Тушинского района…