Управляемая яхта зофка

02.09.2014 В мире моделей

Предлагаемая вниманию судомоделистов разработка создана спортсменами из Чехии. Она несложна по конструкции, не требует дефицитных материалов для постройки, имеет уникальную разработку выполнения корпуса и наряду с этим очень хороша на ходу. Изготовление аналогичной мини-яхты не представит труда кроме того для малоопытных спортсменов.

Те же, кто уже накопил определенный опыт в наборных каркасах корпуса с последующей обшивкой фанерой, смогут воспроизвести конструкцию в соответствии со собственными привычками. Перед тем как приступить к работам нужно выполнить проекции корпуса в натуральную величину на плотной бумаге и вырезать их. Полученные шаблоны употребляются при разметке заготовок из пенопласта толщиной 38—40 мм, каковые после этого обрезаются с припуском около 1 мм.

В пластине пенопласта, образующей верхнюю часть корпуса, делают отверстие кокпита, в которое потом будут вклеены подробности каюты. Обе пенопластовые подробности соединяются клеем типа казеинового либо ПВА. По окончании подсыхания связующего заготовка обрабатывается по виду сбоку.

По большей части пенопласт режут посредством термолобзика, не смотря на то, что в крайнем случае возможно применять и полотно от ножовки по металлу. Обводы корпуса типа «шарпи» при обработке контролируются шаблонами из плотного картона либо узкой фанеры, причем достаточно не полного набора, а только сечений 1, 3 и 5. Для уточнения обводов полезно иногда при шлифовке поверхности прикладывать легко гнущуюся сосновую рейку на протяжении всей длины.

Готовый корпус переворачивают палубой вверх и по оси вырезают паз под рейку сечением 5×10 мм, по окончании заклейки которой обрабатывают скосы погиби палубной поверхности. Кормовая подробность вырезается из липового бруска толщиной 15 мм. Носовой узел представлен осевой пластиной из фанеры толщиной 1 мм, к которой с обеих сторон приклеиваются липовые бруски, опиленные до требуемой формы. Обе подробности на клею монтируются на пенопластовом корпусе и при необходимости дообрабатываются.

Из нерыхлой оберточной бумаги нарезают полосы шириной 40 мм, каковые покрывают казеиновым клеем и под углом 30° к продольной оси корпуса туго, близко друг к другу наматывают на отшлифованный корпус. В то время, когда будет закрыта вся его поверхность, накладывают второй слой бумаги в обратном направлении. Дождавшись полного подсыхания клея, корпус шлифуют и целый оклеивают дополнительным слоем узкой плотной бумаги, раскроенной в виде обшивок палубы, днища и бортов.

Вместо этого допускается обтянуть корпус на казеине узким капроновым чулком, избытки которого по окончании подсыхания клея срезаются на корме и носу.

В днище прорезается паз под килевую пластину и выполняется отверстие под трубчатый подшипник баллера. Плавник киля вырезается из дюралюминия толщиной 2 мм либо металлического страницы толщиной 1 мм.

Свинцовый балласт отливается конкретно на нижней части плавника в древесной Форме, или заготовки привертывают к плавнику с обеих сторон винтами с гайками и с клеем, по окончании чего свинец опиливают до требуемых формы и размеров. Размеры свинцовых заготовок в таком выполнении —1 2×40 мм (сечение брусков), винты крепления — три штуки Мб. В любом случае масса балласта должна быть равна 1300 г, а форма сечения — близкой к прямоугольной со скругленными углами.

При виде на модель снизу форма балласта — каплеобразная.

Элементы каюты вырезают из фанеры толщиной 1 мм, подгоняют друг к другу и склеивают прямо в пазу корпуса (монтаж начинается с настила и «боковин», позже ставят панель с передним окном и переборки, нрыше же делается съемной для доступа к радиоаппаратуре). Имитации стекол окон вырезают из блестящей бумаги соответствующего оттенка.

Их при-лакировывают уже на готовой модели.

Плавник киля посредством эпоксидной смолы заклеивают в прорези корпуса и дополнительно фиксируют в количестве кокпита шпилькой длиной около 30 мм. В указанных на картинках местах стыки фанерных подробностей каюты усиливают либо обрамляют рейками сечением 3×3 мм. Из таких же реек делают и особые шпильки, к финишам которых нитками с клеем крепят железные ушки для привязки такелажа.

Проколов обшивку корпуса в заблаговременно размеченных местах, эти шпильки на эпоксидке заклеивают на полную длину в пенопласте.

Управляемая яхта зофка

P и с. 1. Главные геометрические эти модели.

Рис.2. Проекция «Корпус.

Нумерация теоретических сечений соответствует Рис. 3..

Р и с. 3. Конструкция модели яхты:
1— стоячий такелаж, 2— натяжная планка (дюралюминий толщиной 1—1,5 мм), 3— носовая оконечность (сборка из фанеры 1 мм и липовых брусков), 4- стаксель, 5- гик стакселя (сосна сечением 5×5 мм), 6— гика-шкот стакселя, 7— мачта (сосна сечением 10×10 мм), 8- передняя стена (фанера 1 мм), 9— передняя переборка (фанера 1 мм), 10— средняя переборка (фанера 1 мм), 11—окантовка (сосна сечением 3×3 мм), 12— боковая стена (фанера 1 мм), 13— задняя стена (фанера 1 мм), 14— кормовая оконечность (липа толщиной 15 мм либо сосна), 15—плавник руля поворота, 16—съемная крыша (фанера 1 мм с окантовкой из реек 3×3 мм), 17-обшивка корпуса (бумага), 18— «полик» (фанера 1 мм), 19-корпус (пенопласт), 20—шпилька с проволочным ушком, 21- плавник киля (Д16Т толщиной 2 мм либо сталь 1 мм), 22-балласт (свинец), 23- степсовая планка, 24- ванта, 25— грота-гик (сосна сечением 5×5 мм).

Внизу — выкройки подробностей. Раздельно продемонстрировано типовое сечение наборного варианта корпуса модели.

По окончании отверждения связующего приступают к внешней отделке корпуса. Сначала накладывают один грунтовочный слой белой эмали, по окончании основательной сушки которой наносят нетолстый слой шпаклевки. За тщательной шлифовкой направляться второй слой белой синтетической эмали. Отделочные слои числом двух либо трех кладутся уже без промежуточной шлифовки.

Цветовое решение модели яхты зависит от вкуса ее изготовителя, но полезно учесть, что на воде лучше видны подробности, имеющие яркие оттенки и ясные тона.

Из качественной сосновой рейки сечением 10×10 мм выстругивают мачту круглого сечения, равномерно сужающуюся к верхнему финишу. Более прекрасные результаты даст переклей заготовки из двух реек сечением 5×1.0 мм. Гик грота и стакселя-гик делают из реек 5×5 мм.

На мачте и гиках с немощью ниток и клея закрепляют проволочные ушки и вырезанные из железного странице петли для шарнирной навески и крепления такелажа грота-гика на мачте. Все древесные элементы легко тонируют и покрывают бесцветным лаком. В нижний торец мачтовой рейки ввертывают шуруп 2×15 мм так, дабы его тело выступало на 2—3 мм, по окончании чего срезают головку.

Под полученный так шпор мачты на палубе закрепляется степсовая планка из дюралюминия либо фанеры толщиной 3 мм.

Паруса оптимальнеесшить из узкой, но плотной синтетической ткани. Для их раскроя полезно сначала из плотной бумаги сделать шаблоны с припусками на подвертку краев и на образование кармана под мачту на гроте.

Обрисовав выкройки на ткани, на протяжении взятых линий наносят легкий слой казеинового клея шириной около 5 мм (он скрепит волокна и облегчит резку материи). Ширина кармана, которым грот будет надеваться на мачту, должна быть равна примерно 40 мм. На гиках паруса крепятся за нижние углы.

Мачта фиксируется в требуемом положении парой вант, фор-штагом и ахтерштагом. Для этих элементов такелажа используют прочную синтетическую нить либо шнур, причем на верхних финишах заделываются петли, а нижние затягиваются посредством фигурных натяжных планок из дюралюминиевого страницы толщиной 1—1,5 мм. Для стыковки с железными петлями корпуса все окончания такелажных элементов несут на финишах проволочные петли-восьмерки.

Отклонения гиков регулируются длиной шкотов, имеющих подобные натяжные планки. Для операций по сборке модели конкретно у воды и регулировке парусного оружия полезно собрать складную подставку из реек и фанеры сечением 5×15 мм.

Отладку хода оптимальнеепроводить при несильном ровном ветре на акватории, чистой от растительности.

Регулировка парусов проводится по стандартной методике, в то время, когда угол отклонения гиков от нейтрали выбирается примерно равным половине угла между направлением ветра хода и желаемым направлением модели (потом, само собой разумеется, нужно вам, как моделистам-яхтсменам, перейти на яхтенную терминологию — приведенные на данный момент общетехнические понятия среди спортсменов-специалистов смогут позвать только снисходительную ухмылку). Отрегулированную яхту производят без толчка и смотрят за характером перемещения.

В случае если модель проявляет тенденцию увеличивать угол между направлением собственного хода и ветром (яхта «уваливается»), нужно за счет перетяжки штагов и перестановки шпора мачты переместить мачту назад; в случае если же указанный угол значительно уменьшается (яхта «приводится»), то мачту сдвигают вперед. Верно отлаженная модель обязана машинально удерживать направление хода относительно ветра. Для упрощения возврата при отладочных заездах возможно к корме привязать узкую капроновую нить.

Управление посредством радиоаппаратуры не вызывает каких-либо неприятностей и перерегулировок, поскольку эта модель вычислена лишь на привод руля. Маленькими отклонениями возможно уточнять курс яхты, а при полных рулях курс изменяется так, что паруса перебрасываются на другой борт и модель изменяет направление хода на обратное.

Если вы станете запускать яхту при сильном ветре и она окажется на ходу с громадным креном, возможно по большому счету снять стаксель, уменьшив так эффективность и площадь парусного оружия. Одновременно с этим мачту очень сильно сдвигают вперед. Но удачнее для условий сильного ветра иметь дополнительный набор парусов со сниженной за счет высоты площадью.

Антенну приемника протягивают через отверстие в стенке каюты, и верхний ее финиш закрепляют на мачте либо гике, выключатель питания фиксируют на переборке, через которую проводится и тяга от рулевой машинки к рычагу баллера.

Те, кто захочет строить модель по классической разработке из реек-стрингеров со шпангоутами и твёрдой фанерной обшивки корпуса, рекомендуем воспользоваться полным набором теоретических сечений проекции «корпус».

Типовое сечение для того чтобы варианта корпуса дополнительно приведено на картинках.

Ю. ТАНИН, инженерконструктор, начальник кружка


Случайные записи:

радио управляемая модель яхты класса VO70


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Яхта из пенопласта

    Для обучения младших школьников в судомодельном кружке города Каспийска ДагАССР под управлением В. Толченникова создана модель яхты из пенопласта. Она…

  • Велокамерная яхта

    Не ослабевает интерес юных спортсменов к неуправляемым яхтам класса П-2. Да это и ясно. быстрота и Доступность изготовления, много возможностей для опыта…

  • Модель яхты класса «10»

    МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «10» пользуется громадной популярностью у моделистов-яхтсменов. Она несложна по устройству, легкоуправляема и быстроходна. Корпус…

  • F5-m — яхта чемпиона

    Классификация Европейского объединения спортсменов-любителей судомодельного спорта («НАВИГА») предусматривает соревнования управляемых моделей парусных…