От экспериментальной модели — в «большую авиацию»

30.09.2016 В мире моделей

Вспоминая о людях, пришедших в громадную авиацию из планерного спорта, узнаваемый коммунистический летчик-испытатель Игорь Шелест писал в собственной книге «С крыла на крыло»: «Приводила к удивлению творческая фантазия планерных конструкторов — каких лишь конструкций тут не было!

За рекордными планерами с крыльями, долгими, как ножи, шли бесхвостки в виде треугольников, парабол, стрел; планеры-утки, тандем, гидропланеры, «чайки», учебные, многоместные, серповидные — словом, различные, И это не просто так.

Планеризм был самодеятельной творческой лабораторией подготовки не только энтузиастов-летчиков, но и конструкторов-инженеров».

Да, гениальная молодежь, пробовавшая собственные силы в конструировании планеров, блестяще продолжала собственный труд в авиации. Назовем хотя бы фамилии отечественных известных авиаконструкторов О. К Антонова, С. В Ильюшина, А. С. Яковлева.

Все эти слова, относящиеся к планерному спорту, находятся в взаимосвязи и с авиамодельным спортом. По причине того, что для них одинаково характерно одно уровень качества — экспериментирование. Многие спортсмены-моделисты не только стремятся занять призовое место, но и вносят в конструкции «мини-авиации» такие элементы, каковые обычно принимают на вооружение строители громадной авиации.

Примеров этому из истории всемирный авиации привести возможно множество. Так, при создании шведского сверхзвукового истребителя «дракон» пилотажные изюминки схемы «летающее крыло» испытывались на кордовой модели. Автомат устойчивости вертолета «белл», созданного американским авиаконструктором Янгом, прошел опробования кроме этого на летающей модели.

Мягкое крыло «рогалло», обширно используемое на данный момент в авиации, в первый раз было опробовано на радиоуправляемой модели.

От экспериментальной модели — в «большую авиацию»

Рис. 1. Таймерная модель мастера спорта из Эстонии А. Сильда, завоевавшего приз газеты «Комсомольская правда».

Сейчас экспериментальный авиамоделизм стал одним из серьёзных направлений этого вида спорта у нас. Хорошей традицией есть показ экспериментальных моделей, проводимый каждый год Столичным авиамодельным клубом ДОСААФ на Тушинском аэропорте.

Каковы главные тенденции экспериментального авиамоделизма? Каковы главные направления в развитии его у нас? Многие ответы на эти вопросы были взяты на 5-й встрече авиамоделистов-экспериментаторов.

Существует большое количество типов летающих моделей, с которыми выступают конструкторы «малой авиации». Это птицелеты и автожиры, планёры и самолёты «летающее крыло», вертолеты. Но из всего перечисленного жизнь выделила два класса, каковые самый отвечают современным тенденциям в развитии авиации, — это модели типа «летающее крыло» и модели вертолетов.

«Летающее Крыло» — это первый в мире сверхзвуковой авиалайнер-«бесхвостка» ТУ-144, это французский суперлайнер «конкорд».

Вертолет сейчас — это покоритель бескрайних пространств Севера, ассистент строителей и геологов трансконтинентальных газовых магистралей. Вот из-за чего во многих государствах проводятся регулярные соревнования по этим видам моделей: в ФРГ, США, Англии, братских социалистических государствах.

Порадовало разнообразие конструктивных форм моделей, представленных на этом необычном вернисаже.

Тут и крылья с прямой и обратной стреловидностью, серповидные и М-образные крылья, вертолеты с трехлопастными, двух-и кроме того однолопастными роторами.

Первое место по моделям планеров «летающее крыло» и приз издания «Моделист-конструктор» завоевал ветеран экспериментального моделизма, участник всех пяти встреч серпуховчанин Ю. Евсиков, модель которого продемонстрировала суммарную длительность полета 549 сек. — на 72 сек. выше, чем было зафиксировано в прошедшем сезоне.

Рис.

2. Модель призера издания «Моделист — конструктор» Ю. Евсикова из г. Серпухова — победителя 5-й матчевой встречи моделистов — экспериментаторов.

Планер из Выксы (Горьковская обл.) спортсмена первого разряда Е. Чугунова продемонстрировал суммарное время 428 сек. (2-е место). Это весьма хорошее достижение, учитывая то, что команда города Выксы принимает участие в таких соревнованиях в первый раз. Всего на планерном старте было 16 участников.

Приз особого конструкторского бюро за лучшее достижение резиномоторной модели «летающее крыло» был присужден студенту-отличнику Харьковского авиационного университета С. Клименкову.

С резиномоторными моделями выступало 15 спортсменов. На таймерном старте состязались в запуске моделей 13 авиамоделистов, из них наилучшее суммарное время продемонстрировал мастер спорта из Эстонской ССР А. Сильд — 792 сек.

Это достижение уже реально приближает класс моделей «летающее крыло» к классу таймерных моделей простой схемы, где большая длительность за пять туров образовывает около 900 секунд. Громаднейшее суммарное время для таймерных моделей на V встрече авиамоделистов-экспериментаторов было 674 сек. За победу в этом сложном классе летающих моделей А. Сильд взял приз газеты «Комсомольская правда».

Командное первенство по «крыльям» и особенный приз завоевала команда Таллина, давшая суммарное число очков 1386.

Из резиномоторных моделей прекрасно летали те, каковые имеют прямую стреловидность крыла 25—30° при удлинении 9—11, и тянущий винт со складывающимися лопастями по окончании остановки резиномотора. Из таймерных самый перспективны модели с прямой стреловидностью около 30°, удлинением от 5,5 до 7 с толкающим винтом.

Весьма значительным для модели типа «летающее крыло» любого класса есть размещение центра тяжести по средней хорде крыла. ЦТ обязан размешаться на 15—18 процентов средней хорды, считая от ее носка. Закрутка финишей крыла относительно центроплана должна быть отрицательной и составлять приблизительно 10—12°.

Прекрасно летали модели вертолетов двух схем: соосной схемы с трехлопастным ротором и однолопастные модели с воздушным винтом, вращающимся от двигателя в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения ротора. Первое приз и место в этом классе экспериментальных моделей завоевал мастер спорта из Ленинграда В. Слепков (900 сек.). На втором месте кроме этого ленинградец, мастер спорта И. Александров (755 сек.) — однолопастная модель.

Ленинградские вертолетчики в текущем году завоевали командный приз, собрав 1655 очков. На втором месте были харьковчане (1015 очков), на третьем — москвичи. Соревнования продемонстрировали заметно возросшие летные возможности моделей вертолетов. Исходя из этого решено с будущего года сократить время работы двигателя с 60 до 30 сек.

Рис. 3. Резиномоторная модель «летающее крыло» студента Харьковского авиационного университета С. Клименкова.

…Экспериментальный авиамоделизм завлекает к себе все большее и большее внимание со стороны авиаконструкторских коллективов. Ими созданы и главные призы. Создателей современной авиации постоянно встретишь и на матчевых встречах моделистов-экспериментаторов. Один из основных конструкторов советских вертолетов, Марат Николаевич Тищенко, говорит:

— Мой путь в громадную авиацию начался с авиамоделизма.

А на студенческой скамейке пришло увлечение экспериментальным авиамоделизмом. Кстати, в первой половине 50-ых годов XX века установил всемирный рекорд длительности полета. Моя модель вертолета с поршневым двигателем продержалась в воздухе 2 мин. 49 сек.

Другого эксперта по винтокрылым автомобилям, Марка Александровича Купфера, мы кроме этого встретили в Тушине.

Б молодости он занимался постройкой моделей самолетов типа «летающее крыло», а в первой половине 50-ых годов двадцатого века установил всемирный рекорд длительности полета — 42 мин. 15 сек.

— Экспериментальная работа отечественных авиамоделистов, — сообщил он, — крайне полезна для проверки летных черт вертолетов, второй авиационной техники…

И.

КОСТЕНКО, кандидат технических наук


Случайные записи:

USSR legend — F2A engine with single blade propeller — for high-speed model


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Таймерная модель «лебедь ов-02»

    Данной публикацией мы открываем в отечественном издании описание лучших моделей соревнований «Опыт-78». Сохраняем надежду, что отечественные читатели,…

  • Модели ракетных планёров

    Категория S4. Ракетоплан — летательный аппарат, что поднимается в атмосферу с применением тяги ракетного двигателя, а возвращается на землю, планируя с…

  • Учебно-тренировочная модель планера

    Путь к важному авиамоделизму начинается с малых форм конструирования. Хороший внимания опыт постройки несложных моделей планеров накопили кружковцы Дома…

  • Гоночная модель «бесхвостка»

    Спортивные результаты в классе гоночных кордовых моделей значительно растут из года в год. Возможно выделить три главных направления, в которых трудятся…