Пилотажная, радиоуправляемая

16.09.2015 В мире моделей

Предлагаемая вниманию пилотажников чемпионатная модель класса F3A выстроена в первой половине 90-ых годов XX века. Она прошла «опробования» в соревнованиях разного ранга и помогла конструктору мастеру спорта СССР Виктору Мандрике стать первым на чемпионате РСФСР в первой половине 90-ых годов XX века, а на чемпионате СССР завоевать «серебро».
Одной из изюминок модели есть возможность ее разборки.

Все подробности для транспортировки укладываются в «чемодан» размером 200X540X900 мм, где в один момент размещается стартовое оборудование и аппаратура. Масса всецело укомплектованного «чемодана» не превышает 10 кг.

Нужно отметить увеличенную полетную массу самой модели — она равна 4290 г. Столь большая величина всецело оправданна при полетах в сильный порывистый ветер, — тяжелая «пилотажка» меньше реагирует на турбулентность и порывы воздуха.

Кстати, на данный момент и за границей отмечается тенденция повышения полетной массы моделей этого класса до 4600 г.

Конечно, для аналогичного аппарата требуется и более замечательный двигатель. Выход — в применении длинноходного двухтактного мотора или в переходе на четырехтактник рабочим количеством 20 см3.

На предлагаемой модели первоначально устанавливался двигатель «Моки» венгерского производства. Но после этого он был заменен на длинноходный ТК-10 компании «Мастер» из города Ярославля. Сравнивая оба варианта, нужно отметить: несомненные преимущества за последним. Длинноходный двигатель снабжает более протяженные вертикали на фигурах, показалось выраженное чувство легкости полета.

Слуховое восприятие стало приятнее, что и ясно — провалились сквозь землю высокочастотные составляющие звука, поскольку ТК-10 трудится на оборотах, приблизительно равных 12 000 об/мин. При отладке модели особенное внимание уделено воздушному винту. Его параметры — 280X250 мм (диаметр Х ход), выполнен из красного дерева (прекрасные результаты дает и береза).

Моторама крепится на четырех винтах М5 к переднему шпангоуту фюзеляжа, выполненному из стеклотекстолита СТЭФ толщиной 4 мм. Сама моторама выфрезерована из дюралюминия. Резиновые втулки-амортизаторы изготовлены из резинового шланга наружным диаметром 10 мм.

Устройство подвески моторамы снабжает большую простоту регулировки: вращая винты, возможно выставить каждые углы выкоса оси воздушного винта. Для данной модели умелым методом были отысканы следующие оптимальные значения этих углов: 1° вниз и 5° вправо. Резонансная труба находится под фюзеляжем в открытой нише и подкрепляется хомутом на стойке шасси.

Штуцер отбора давления для наддува бака находится в месте большого сечения трубы.

Фюзеляж — цельнобальзовый. Толщина боковых панелей равна 5 мм, причем она значительно уменьшается к хвосту до 3,5 мм. Носовая часть оклеена изнутри стеклотканью толщиной 0,1 мм.

Стыковой шпангоут выполнен из стеклотекстолита марки СТЭФ-1,5 и имеет четыре винта, доступ к каким при сборке-разборке фюзеляжа осуществляется через нишу и легкосъемный фонарь резонансной выхлопной трубы. Половины фюзеляжа центрируются особыми втулками. Надежность связи шпангоутов с бальзовыми элементами увеличена за счет накладки стекложгута и полос из стеклоткани.

Пилотажная, радиоуправляемая

Радиоуправляемая авиамодель чемпионатного класса.

Модель в разобранном виде.

Центральный силовой шпангоут выполнен из стеклотекстолита СТЭФ-3, к нему приклепаны узлы крепления крыла (Д16Т) и узлы шасси, имеющие гнезда под четыре винта М3. Консоли крыла монтируются посредством одного винта М5 из стали 30ХГСА (две консоли — два винта) и запасными винтами М4 в районе задней кромки.

Узел навески моторамы:
1 — шпангоут (стеклотекстолит 3 мм), 2 — моторама (Д16Т), 3 — винт М5 (30ХГСА), 4 — распорная втулка, 5 — резиновая амортизационная втулка, 6 — шайба, 7 — анкерная гайка М5, 8 — контргайки М5, 9 — заклепка.

Узел стыковки фюзеляжа:

1 — половины разъемного шпангоута (однообразные), 2 — анкерная гайка, 3 — фланец, 4 — винт, 5 — заклепка, 6 — борт.

Крыло делается по матричной разработке способом вакуумного формования, с применением полиэтиленового мешка. Обшивка крыла (правильнее — «панели») образована пенопластовым наполнителем (пенопласт марки ПХВ, не смотря на то, что возможно применять и такие марки, как ПС-4-40 либо ПС-1-65) и стеклотканью (0,06 мм снаружи и изнутри) на эпоксидной смоле.

Толщина пенопласта выбирается в пределах 2,5—3 мм в зависимости от плотности материала. Нервюры при данной силовой схеме крыла отсутствуют. Лонжерон простой — его полки из сосны заформованы в панели обшивки, а при сборке всего крыла вклеивается стена лонжерона из бальзы средней плотности. В один момент ставится еще одна стена из бальзы для подкрепления обшивки в задней части профиля и фальшстенка, по которой потом от готового крыла отрезаются элероны.

Профиль крыла и таблица координат профиля.

Центральный фюзеляжный узел крепления крыла:
1 — шпангоут (стеклотекстолит 4 мм), 2 — нижний кронштейн, 3 — верхний кронштейн, 4 — болт, 5 — стыковочная вилка крыла, 6 — стенка-накладка (стеклотекстолит 1,5 мм), 7 — полка лонжерона, 8 — стена лонжерона, 9 — узел крепления стойки шасси, 10 — резонансная труба, 11 — стойка шасси.

Формовка половин панельной обшивки крыла:

1 — матрица, 2 — фальшстенка, 3 — стена, 4 — наполнитель (пенопласт), 5 — стена лонжерона. А — базисная плоскость.

Узел навески руля поворота:
1 — фигурный винт М5 (Д16Т), 2 — втулка с резьбой М5, 3 — пластина, 4 — пластина с припаянной втулкой, 5 — бобышка (бальза), 6 — руль поворота.

Особенного внимания заслуживает работа над узлами крепления крыла. Стыковочная вилка приклепывается к стеклотекстолитовой накладке лонжерона посредством заклепок O 2,5 мм. Целый узел вклеивается в бальзовую стенку лонжерона с предварительной прорезкой сосновых полок. По окончании отверждения связующего полки вдвух местах заматываются нитью из кевлара либо капрона. Элероны приводятся в воздействие двумя рулевыми машинками, размещаемыми в количестве крыла.

киль и Стабилизатор изготовлены из упаковочного пенопласта и имеют бальзовую обшивку. Наружная обшивка — стеклоткань толщиной 0,03 мм. Стабилизатор крепится на фюзеляже одним винтом М2,5; недалеко от руля высоты имеет два направляющих штыря, заклеенных в боковинах фюзеляжа. Узел стыковки руля поворота включает в себя пластины с припаянными штырём и втулками, исходя из этого материалом для пластин выбран фольгированный стеклотекстолит.

При съеме руля достаточно отвернуть фиксирующий винт и поднять руль вверх.

Стойка шасси сделана из двух титановых пластин толщиной 2 мм. При изготовлении заготовки свариваются точечным способом, а по окончании профилировки стойки периметр проваривается всецело. Такая конструкция разрешает при малых массе и размерах шасси применять каждые «неотёсанные» взлетные площадки.

В. МАНДРИКА, мастер спорта СССР, г. Арсеньев Приморского края


Случайные записи:

Пилотажные радиоуправляемые модели самолета на ДВС. Пилотажные фигуры — мертвая петля, бочка.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пилотажная на корде

    На современную пилотажку спортсмен тратит огромное время, ресурсов и сил. К очередному спортивному сезону, в большинстве случаев, он успевает подготовить…

  • Радиоуправляемая модель биплана

    Желание выстроить модель биплана под имеющийся двигатель МДС-6,5 КУ сначала стало причиной поиску аналогов. Просмотр каталогов и журналов помог решить,…

  • Радиоуправляемая пилотажная

    Вот уже восемь лет я тружусь начальником авиамодельного кружка на станции юных техников города Киселевска Кемеровской области. Сам в свободное время…

  • Радиоуправляемая для всех

    Скоростная автомодель с двигателем и дистанционным управлением внутреннего сгорания для двенадцатилетних мальчишек? Сообщите, это несерьезно? Создание…