Радиоуправляемая модель биплана

13.09.2013 В мире моделей

Желание выстроить модель биплана под имеющийся двигатель МДС-6,5 КУ сначала стало причиной поиску аналогов. Просмотр каталогов и журналов помог решить, какой хотелось бы видеть будущую модель. Необычным дизайн-прототипом стал биплан DUO 40 компании Graupner.

Очертания этого самолётика показались несложными и красивыми. Сейчас оставалось только продумать конструкцию авиамодели.

Главными материалами для самолёта стали пенопласт, берёзовая фанера и бальза. Силовая схема — типовая для современных радиоуправляемых моделей свободного, нечемпионатного класса.

Фюзеляж. Передний подмоторный шпангоут 1 выпилен из переклея фанеры толщиной 6 мм и 1,2 мм. Шпангоут II — из фанеры 3+1,2 мм.

Остальные шпангоуты изготовлены из фанеры толщиной 3 мм. Борта, верхняя часть и днище фюзеляжа за кабиной сделаны из бальзовых 3-мм пластин. Полукруглый предкабинный гаргрот собран на готовом каркасе фюзеляжа из отдельных бальзовых реек толщиной 3 мм (при жажде средний участок гаргрота, имеющий довольно маленькую кривизну, возможно сделать из одной согнутой пластины бальзы, а узкие рейки применять лишь по краям).

В нижней части фюзеляжа изнутри поставлены накладки из 3-мм бальзы, идущие за заднюю кромку нижнего крыла. Вверху, кроме этого изнутри, фюзеляж усилен полосой 3-мм фанеры. В углах хвостовой части проходят бальзовые рейки сечением 5×5 мм. В месте крепления стоек шасси нижняя бальзовая обшивка заменена 4-мм фанерой, а изнутри вклеены бруски из жёсткой древесины сечением 20×20 мм. В них сверлятся отверстия под саморезы крепления стойки шасси.

Для резиновых колец крепления нижнего крыла в фюзеляж вклеены древесные штыри диаметром 7-8 мм. В хвостовой части, в месте вклейки стабилизатора изнутри для усиления дополнительно подклеены рейки из бальзы сечением 5×5 мм длиной 90 мм. Перед монтажом нижней бальзовой обшивки носовой части фюзеляжа в передний отсек положен завернутый в листовой поролон топливный бак ёмкостью 250 см3.

Снизу под него полезно положить пенопластовый блок, что позже не разрешит баку изменять положение по высоте (позднее отсек бака окажется недоступен). Козырёк кабины вырезан из пластиковой бутылки.

Радиоуправляемая модель биплана

Фюзеляж:

1 — капот (стеклопластик); 2 — накладка (бальза s3); 3 — носовой гаргрот (бальза s3); 4 — полушпангоут (бальза s3); 5 — силовая пластина (фанера s3); 6 — накладка (бальза s3); 7 — полушпангоут (бальза s3); 8 — полик кабины (бальза s3); 9 — шпангоут гаргрота (бальза s3); 10 — обшивка гаргрота (бальза s3); 11 — накладка (бальза s3); 12 — борт (бальза s3); 13 — верхняя панель обшивки (бальза s3); 14 — стрингер (бальза 5×5); 15 — форкиль (бальза s3); 16 — киль (бальза s5); 17 — руль поворота (бальза s5); 18 — руль высоты (бальза s5); 19 — стабилизатор (бальза s5); 20—площадка задней стойки шасси (фанера s3); 21 — нижняя хвостовая панель обшивки (бальза s3); 22 — стрингер (бальза 5×5); 23 — усилительная накладка (бальза s3); 24 — брусок крепления стойки шасси (бук, берёза либо жёсткая сосна 15×20); 25 — опорная пластина (фанера s3); 26 — накладка (бальза s3); 27 — стрингер (бальза 10×10); 28 — передняя нижняя панель обшивки (бальза s3); 29 — верхняя панель гаргрота (бальза 16×5); 30 — усиление борта (бальза 5×5)

Материал шпангоута 1 — переклейка из фанеры — s6 и s1,2 мм; шпангоута 2 — s3 и s1,2 мм; остальных — фанера s3 мм в один слой

Шпангоуты фюзеляжа.

деталей и Номера шпангоутов соответствуют рисунку фюзеляжа. Все грани скруглить R8, как продемонстрировано на рисунке

Непривычная конструкция стоек верхнего крыла снабжает большое удобство ремонта. Все стоечные и ложементные подробности выпилены из переклея двух слоёв фанеры толщиной 1,2 мм. Соединяющие поперечные стержни диаметром 7 — 8 мм выполнены из жёсткой древесины.

Для их крепления подошли саморезы от сломанных видеокассет. Для предотвращения растрескивания торцов стержней их финиши усилены нитками, намотанными виток к витку и пропитанными клеем. К фюзеляжу стойки крепятся винтами-саморезами.

Хвостовое оперение. Все его элементы вырезаны из бальзовых 5-мм пластин. Толщина рулей уменьшена к задним кромкам до 2 мм. Навеска рулей — на капроновых (правильнее, полиамидных) петлях «Термик». Остальные элементы — кабанчики, наконечники тяг — кроме этого из «Термика».

Шасси. Стойка рессорного типа согнута из дюралюминия. Необходимо подчернуть, что в начальном варианте толщина пластины равнялась 3 мм. Но уже на протяжении первых запусков стало известно, что при полётной массе модели около трех килограмм она довольно часто разгибается при посадках. В следствии стойка была заменена на утолщённую до 4 мм. Замене подверглись и колёса. Установленные сначала «дутики» диаметром 60 мм не хорошо шли по грунту при незапланированной выкатки с полосы.

Исходя из этого по окончании пробных опробований на модель были поставлены колёса «Термик» диаметром 82 мм, что стало причиной улучшению работы шасси по всем параметрам. Сейчас стойки трудятся мягче за счёт увеличенной «энергоёмкости» колёс, и стало возмможно взлетать и садиться на грунтовые площадки. Заднее колесо диаметром 30 мм поставлено на неуправляемой стойке из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Рекомендуется сохранить примерные пропорции задней стойки, продемонстрированные на чертежах.

Это обеспечит на посадке достаточную амортизацию хвостовой части модели.

Крылья. Консоли вырезаны термолобзиком из полистирольного пенопласта упаковочного типа (возможно применять строительный) и обшиты бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм.

По окончании сборки частей в единые крылья, они усилены лонжероном-стенкой, сделанной из сосновой пластины толщиной 3 мм. Как видно на чертеже, лонжерон занимает треть размаха крыла и для его монтажа была применена следующая разработка: на циркулярном деревообрабатывающем станке дисковой фрезой толщиной 3 мм пропилен сквозной паз на нужной длине по размаху; в паз заклеена пластина-лонжерон.

На нижнем крыле ввиду наличия V-образности заготовка пластины-лонжерона по высоте вырезается с запасом, излишек состругивается по окончании вклейки на место в крыле.

Типовой привод элеронов представлен торсионными осями из металлической проволоки диаметром 2 мм, каковые совершены через полиэтиленовые втулки (куски безлюдного стержня от шариковой ручки). Эти трубки обмотаны хлопчато-бумажными нитками и приклеены к задней кромке центроплана нижнего крыла. Верхнее крыло механизации не имеет.

Для предотвращения подмятия бальзы от действия резиновых колец, на кромку подклеены отрезки сосновых реек.

Крыло:

1 — кромка (бальза 12×5); 2 — лонжерон (сосна 25×3); 3 — обшивка (бальза 1,5); 4 — законцовка (бальза); 5 — ушко (фанера 2); 6 — элерон (бальза 35×4); 7 — ось элерона (проволока ОВС 2); 8 — накладка (сосна 4×4); 9 — кромка (бальза 6×5)

Центральная стойка крыла:

1 — передняя вилка; 2 — задняя вилка; 3 — ложемент (подробности 1,2 и 3 вырезаны из переклея двух слоев фанеры 1,2); 4 — распорка (бук, диаметр 7-8, протяженность 100)

Справа изображена стойка совместно с крылом на фюзеляже. Крепление крыла — резиновой лентой. Нижнее крыло не продемонстрировано

задние кромки и Передние крыльев сделаны из бальзовых реек.

Законцовки вышкурены из бальзовых брусков. Обшивка хорошая (для моделей с всецело твёрдой обшивкой) — из микалентной бумаги, наклеенной на паркетном двухкомпонентном лаке. На данный момент доступность современных пластиковых плёнок даёт возможность широкого выбора для их применения вместо микалентной бумаги. Экономия в дальнейшей покраске и трудоёмкости оклейки очевидна.

На консолях крыльев применены регулируемые стойки из металлической спицы диаметром 2 мм.

На финишах стоек нарезана резьба для навинчивающихся наконечников (как у тяг). Конструкция несложная, но действенная. При аварийных посадках узлы легко расстыковываются без повреждений, а в полёте держат более чем надёжно.

Управление. Тяги к рулям поворота и высоты изготовлены из круглых сосновых реек диаметром 6-7 мм. Законцовки тяг образованы отрезками металлической спицы диаметром 2 мм и длиной по 70 мм с резьбовыми финишами для навинчивающихся полиамидных наконечников-вилочек.

Вся аппаратура управления монтируется в отсеке над нижним крылом. Задействовано четыре пропорциональных канала (руль высоты, руль направления, карбюратор и элероны двигателя). Сперва рулевая машинка, управляющая элеронами, была установлена в фюзеляже, но позднее она была перенесена конкретно на крыло и закреплена на нём монтажной лентой.

Приёмник завёрнут в поролон и монтажной лентой приклеен к шпангоуту 2. Блок аккумуляторная батарей подобным образом крепится к «полику» кабины пилота. Блок-плата рулевых машинок расположена в центре отсека. На модели применена японская аппаратура «JR».

Винтомоторная несколько.

На модели установлен отечественный калильный микродвигатель МДС-6,5 КУ со штатным глушителем. Полиамидный воздушный винт компании «Термик» диаметром 298 мм и шагом 130 мм опилен до размеров 270×130 мм. Вероятно использование любого из отечественных и импортных двигателей рабочим количеством от 5 до 8 см3. При замене нужно учитывать массу мотоустановки для сохранения верной центровки модели.

Для модели с двигателем «Радуга-7» либо OS МАХ 40 LA (и подобными им по массе) возможно советовать расширить длину носовой части фюзеляжа на 30 — 35 мм либо уменьшить хвостовое оперение. Выкос оси двигателя вниз около 4°, вправо до 2°. Крепится двигатель на пластиковой либо алюминиевой мотораме. Сама же моторама закреплена на переднем шпангоуте винтами либо саморезами. Углы выкоса регулируются клиновидными пластинками из полистирола.

Балансировка. Положение центра тяжести указано на чертеже. Более заднее положение центровки делает модель весьма чуткой к работе рулём высоты. Установочные углы крыльев равны нулю.

Отклонения рулей высоты ±20°, поворота — ±30°, элеронов — ±20°. На первых полётах углы отклонения элеронов рекомендуется выставить в пределах ±15°, а по окончании освоения изюминок полёта модели произвести корректирующую регулировку. В полёте биплан ведёт себя в полной мере предсказуемо и устойчиво, управление им достаточно отзывчиво.

На посадке и взлёте модель ничем не отличается от хорошей. Благодаря большой площади крыла модель устойчива кроме того на полугазе как в горизонтальном полёте, так и на вираже. Плосковыпуклый профиль затрудняет исполнение сложных и обратных фигур пилотажа. Исходя из этого полёт на пояснице, бочку и обратную полупетлю прекрасно смогут выполнить лишь умелые пилоты. Но это не есть недочётом биплана, поскольку для монопланов с аналогичной профилировкой крыла свойственны те же недочёты.

Для получения улучшенных пилотажных черт возможно дать совет заменить профиль крыльев на симметричный с относительной толщиной до 15 процентов.

А. ГРАЩЕНКО, В. КИБЕЦ


Случайные записи:

Радиоуправляемая модель. Постройка. Модель самолета МиГ-25


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Модель воздушного боя

    Главные подробности конструкции -бальзовые нервюры, пенопластовый носок и сосновые лонжероны. Работу над моделью (либо, как это не редкость значительно…

  • Схематическая модель планера

    Перед тем как приступить к работе, пристально изучите описание и чертёж. После этого приготовьте инструмент: небольшой рубанок, остро отточенный нож,…

  • Радиоуправляемая пилотажная

    Вот уже восемь лет я тружусь начальником авиамодельного кружка на станции юных техников города Киселевска Кемеровской области. Сам в свободное время…

  • Радиоуправляемая модель вертолета

    В последнее, время в авиационном моделизме широкое распространение взяли летающие модели, управляемые по радио, а также вертолеты. В первый раз такую…