Под пирамидальными парусами

24.12.2014 В мире моделей

Предлагаемая микрояхта класса DХ-02 выстроена с применением опыта чешских и американских спортсменов, и материалов издания «Моделист-конструктор» о парусном оружии пирамидальной схемы. Ее конструкция разрешает реализовать преимущества данной схемы перед классической в условиях состязаний в этом популярном юношеском классе. Яхта несложна в изготовлении, и выстроить ее сможет кроме того судомоделист с маленьким опытом.

Главный стройматериал для корпуса — пенопласт: полистироль-ный плотный упаковочный мелкошариковый либо марки ПС-4-40. Преимущества этого материала — доступность, легкость обработки и… фактически стопроцентная непотопляемость.

Постройка корпуса начинается с подготовки нужных шаблонов его обводов.

На плотной бумаге либо картоне вычерчиваются контуры вида корпуса сверху, сбоку, и контуры сечений «2», «4», «6», «8» для контроля обработки заготовок по предлагаемой разработке. В случае если же решено выполнить корпус яхты классическим методом (из стрингеров и набора шпангоутов), то пригодится полный набор сечений в виде шаблонов и контршаблонов для окончательного контроля формы обводов.

Корпус необязательно делать из цельного куска пенопласта.

В полной мере подойдет брус, склеенный из нескольких кусков. Для этого лучше применять столярный либо казеиновый клей. Откажитесь от клея ПВА, в противном случае при обработке шкуркой все швы будут выступать, а около них образуются «провалы».

Пенопластовое ядро корпуса готовят следующим образом.

Берут два куска пенопласта и стыкуют по продольной плоскости симметрии. Мягким карандашом размечают положение руля и пластин киля, после этого шкуркой, обернутой около ровного древесного бруска, выбирают площадки для их установки. По шаблону вида сбоку на плоскости стыковки кусков наносят контуры боковой проекции ядра с припуском 1,5—2 мм и вырезают его накаленной нихромовой струной либо ножовочным полотном по металлу.

Шкуркой доводят поверхность палубы до правильного контура. На протяжении всей палубы позднее будет вклеен стрингер сечением 5 х15 мм, исходя из этого для него ножом вырезают паз 5×7,5 мм. Готовые половины корпуса склеивают казеиновым клеем, совмещая пазы для киля к) руля. Осталось разметить по шаблону контур вида корпуса сверху и обрезать излишки.

Затем пенопластовое ядро корпуса начерно готово.

Носовую часть вырезают из брусков мягкого дерева — ольхи, осины либо липы, склеенных по продольной оси с косынкой из 1-мм фанеры. В пенопластовой заготовке ножовочным полотном пропиливают паз под эту фанерную подробность. Носовую бобышку вклеивают эпоксидной смолой. Совсем ее обрабатывают по контуру совместно с пенопластовым ядром.

Под пирамидальными парусами

Неспециализированный вид яхты:
1-— носовая бобышка, 2— скрепляющий уголок (фанера 1,2 мм), 3— мидельвейс (сосна 5х 15×800 мм), 4 — носовое усиление борта (сосна 5x15x50 мм), 5 — краспица, 6 — мачта, 7 —контур-квадрат, 8 — кормовое усиление борта (сосна 5x15x50 мм), 9 — транец (фанера 1,2 мм), 10 —руль, 11 — направление оклейки бумажными полосами, 12— киль, 13 — балласт (свинец, олово 800 г), 14 — планка крепления мачты на палубе (2-мм дюралюминий).

Проекция «корпус».

Номера теоретических сечений соответствуют прошлому рисунку.

Регулируемая опора мачты.
А — планка крепления мачты, Б — фиксатор мачты.

Мачта в сборе:
1 — штифт (5-мм металлический пруток), 2 — нитки, пропитанные клеем, 3 — ствол мачты, 4 — краспицы, 5 — опорная шайба, 6 — силовая галтель из эпоксидной смолы и ниток, 7 — штырь.

Неспециализированные размеры парусной оснастки.

Самая кропотливая часть работы — обработка шкуркой и ножом правильных обводов по контршаблонам «2», «4» и «6» с соблюдением симметричности половин. После этого на корму наклеивают эпоксидной смолой продольный «8» стрингер и транец (мидельвейс), а в местах крепления вант — в борта корпуса — рейки 5 х 15×50 мм (заподлицо).

Для получения твёрдой и ровной внешней поверхности корпус склеивают бумажными полосами.

Годится газетная бумага либо узкая писчая. Ее режут на полосы шириной до 30 мм, намазывают столярным либо казеиновым клеем и укладывают под углом в 30° к продольной оси модели. Края полос должны стыковаться, а не лежать внахлест.

В то время, когда первый слой полностью закроет корпус, поверх накладывают второй, но уже под углом 120°. Когда клей подсохнет, на корпус со стороны носа надевают ветхий капроновый чулок, излишки которого вытягивают за корму и перевязывают нитками. Чулок тут играет роль обшивки. Его промазывают клеем, позволяют высохнуть, а после этого излишки обрезают.

руль и Киль выпиливают из 2-мм дюралюминиевого либо 1,5-мм латунного страницы. Перед вклеиванием киля к нему крепят свинцовый балласт, отлитый в форму из глины либо алебастра. Последняя выполняется разъемной и в пара этапов.

Сперва из древесины вырезают дурак по форме балласта. После этого из пластилина лепят разделительную перегородку по вертикальной оси разъема и дурак утапливают до перегородки в размешанную с водой массу алебастра либо глины. По окончании того как смесь затвердеет, дурак извлекают из взятой полуформы. Пластилиновую перегородку снимают.

Поверхность полуформы смазывают узким слоем мастики либо масла, опять вставляют в нее дурак и выливают остатки раствора алебастра либо глины. По окончании совсем- I го отверждения матрицу-форму разнимают и извлекают дурак. Половинки матрицы насухо вытирают, удаляя остатки разделителя, и дорабатывают напильником пазы в месте установки пластины киля.

На финише килевой пластины сверлят пара отверстий, в которых при литье образуются перемычки, наглухо фиксирующие балласт (диаметр отверстий не меньше 5 — 6 мм).

Для юных же моделистов подойдет вторая разработка получения балластного груза — из двух пластин олова либо свинца толщиной 10—12 мм. Заготовки крепят к килю двумя винтами либо заклепками, а готовые киль с грузом и руль вклеивают в корпус эпоксидной смолой.

Для чистовой отделки корпус грунтуют слоем яркой синтетической эмали либо нитрокраски; поверх высохшей эмали наносят слой шпатлевки, которую после этого зачищают шкуркой, шепетильно сглаживая поверхность, но не допуская снятия покрытия до бумажного слоя. По окончании шлифовки модель еще раз покрывают слоем грунтовочной эмали. Для окончательной окраски рекомендуем использовать алкидные либо нитроэмали броских тонов, чтобы яхту прекрасно было видно на поверхности воды.

Пустотелую мачту изготавливают из четырех сосновых реек 3×12на данный момент800 мм, оклеенных эпоксидной смолой и обработанных до круглого сечения (к верхнему финишу ее диаметр значительно уменьшается до 6 мм). В основание мачты вклеивают стержень из проволоки диаметром 5 мм, а в вершину — из проволоки диаметром 2 мм. Перед этим финиши стержней обматывают хлопчатобумажными нитками № 10 и обмазывают эпоксидной смолой. Финиши мачты кроме этого обматывают нитками с кле- , ем для предотвращения трещин.

По окончании чего все изделие покрывается нитролаком до блестящего блеска.

Краспицы и контур-квадрат выгнуты из 2-мм металлической проволоки и соединяются пайкой. Краспицы крепят через опорную шайбу, выпиленную из 2-мм дюралюминиевого страницы и закрепленную на мачте нитками, пропитанными «эпоксидкой». Смолу наносят так, дабы появилась большая галтель между шайбой и мачтой. ванты и Гики делают из рыбацкой лески либо капронового шнура.

На корпусе ванты крепят к ушкам из латунной либо бронзовой 1,5-мм проволоки, вклеенным эпоксидной смолой в бортовые отрезки рвек.

Полотнища парусов вырезают из узкой синтетической ткани с припуском на подворот и прошивку нитками. Припуск ткани на «пузо» образовывает приблизительно 7…9 мм по длине нижней кромки паруса.

Для лучших аэродинамических качеств парусов нижнюю часть контура-квадрата затягивают толстой (50 мкм) чертежной лавсановой пленкой при помощи ленты-«скотча».

Правила отладки ходовых парусного вооружения и свойств модели фактически ничем не отличаются от известных ранее. Единственное, чему нужно уделить время, — это учет вектора вымпельного ветра.

В связи с быстроходностью модели он более значим, чем на простых яхтах-тихоходах.

С. ГОРШКОВ, инженер


Случайные записи:

Жизнь на воде — Как ходить под парусом


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Под парусами нового класса

    Супермодернизация модельного яхтостроения, позванная гонкой за спортивными результатами, вынудила интернациональную судомодельную ассоциацию НАВИГА…

  • Вместо паруса — ротор

    Наверное, в техническом творчестве показался феномен, что условно возможно назвать бутылочным моделизмом. Дело в том, что моделисты самых разных…

  • Колеса плюс парус

    Большое количество ли возможно сделать за смену в пионерском лагере? Так как она так скоро кончается! И какое количество бы ни было энтузиазма у…

  • Бутылка под парусом

    Количество вариантов «нецелевого» применения пластиковых бутылок из-под газированных напитков превысило, если судить по публикациям в издании…