Бутылка под парусом

11.02.2011 В мире моделей

Количество вариантов «нецелевого» применения пластиковых бутылок из-под газированных напитков превысило, если судить по публикациям в издании «Моделист-конструктор», все мыслимые пределы. А сейчас такую бутылку взяли на вооружение кроме того моделисты, создав на ее базе сверхлегкий резервуар для сжатого воздуха, приводящего во вращение пневмодвигатель авиамодели.На базе этих легчайших сосудов было создано кроме этого пара судомоделей — и для начинающих моделистов, и для ребят постарше.

Предпочтительнее воспользоваться, быть может, более долгой бутылкой с зауженной горловой частью — корпус из нее окажется более обтекаемым. Сосуды из-под негазированной воды лучше не брать — они не вычислены на повышенное внутреннее давление. А такое давление в бутылке создать придется — она станет более твёрдой, что разрешит закреплять на ней навесные узлы парусника.

Сделать это несложно, достаточно всыпать в бутылку питьевой соды, а после этого влить В том же направлении мало столового уксуса и скоро закрутить пробку.

Мачтовый узел парусника складывается из степса, вырезанного из березовой либо буковой дощечки толщиной 15 мм, и пары дюралюминиевых полухомутов, прикрепленных к степсу посредством заклепок либо болтиков с гайками. Финиши полухомутов отогнуты — они предназначены для крепления узла на корпусе посредством хомута и пары болтиков с гайками.

В степсевысверлено глухое отверстие (мачтовый стакан) диаметром 8 мм, предназначенное для фиксации в нем мачты.

Килевой узел подобен мачтовому, лишь состоит он из двух пар дюралюминиевых полухомутов, между которыми закрепляется киль, вырезанный из 5-мм фанеры. Для лучшейобтекаемости сечение килевой пластины имеет симметричный двояковыпуклый профиль.

На финише киля закрепляется бульб — свинцовый груз, повышающий остойчивость яхты.

Рулевое устройство складывается из шарнира, рулевого и баллера пера. Шарнир — П-образная скоба, выгнутая из дюралюминиевой полосы толщиной 1,5 мм.

Баллер — отрезок металлической проволоки диаметром 3 мм, на одном из финишей которого нарезана резьба МЗ. Рулевое перо вырезано из листового дюралюминия толщиной 1 мм. Скоба крепится к корпусу-бутылке болтиком с гайкой, для чего в ее утолщенном дне сверлится отверстие диаметром 3 мм.

Для монтажа скобы нужно будет раздобыть либо сделать долгую отвертку; крепежный болтик эргономичнее всего «приклеить» к ее жалу простым пластилином — это разрешит возможность ввести болтик через горлышко бутылки в отверстие на ее дне. Не забудьте лишь подложить под головку болта резиновую шайбу, снабжающую герметичность корпуса-бутылки.

Мачта, воображающая собой усеченный конус с основаниями диаметром 8 и 4 мм и высотой 435 мм, выстругивается из прямослойной сосновой рейки, гики стакселя и грота — из сосновых реек сечением 5×3 мм. Шарнир, соединяющий гик и мачту грота, сделан из проволоки — его устройство продемонстрировано на картинках. Фиксация мачты на паруснике — посредством штага и пары вант, сделанных из капронового шпагата.

Парус мини-яхты оптимальнеесклеить из узкой лавсановой пленки толщиной 0,05—0,06 мм посредством скотча — клейкой ленты. Стыковка паруса с гиком и мачтой — карманами, образуемыми скотчем и материалом паруса. Латы паруса являются узкие пластмассовые полосы (их возможно вырезать из цилиндрической части пластиковой бутылки), закрепленные на парусе скотчем.

Размеры рангоута, киля и парусов, приведенные на картинках, вычислены на применение корпуса из по-луторалитровой бутылки.

При применении емкости большего размера (к примеру, двухлитровой) все линейные размеры нужно расширить примерно на 30 процентов.

Второй парусник, сделанный по схеме катамарана, посложнее — с ним в полной мере возможно принимать участие в соревнованиях моделей-прямоходов.

Для изготовления корпусов катамарана потребуется четыре полутора-литровые бутылки (но, подойдут бутылки любой емкости — от 0,6 до 2 л).

Пара пластиковых сосудов в единый корпус стыкуется посредством болтика М5, шайб и гайки — двух металлических и двух резиновых. Нужно заявить, что форма донных частей бутылок снабжает при очень твёрдом их соединении полностью правильную центровку — в том случае, в то время, когда донные выступы одной бутылки попадают в донные впадины второй. Для таковой стыковки, действительно, потребуется особый инструмент — отвертка с удлиненным жалом и долгий торцовый ключ.

Мостик катамарана образуют лонжерон и четыре поперечины, выструганные из сосновых реек. На каждой из поперечин закрепляется ложемент—внутренняя его поверхность обработана в соответствии с выпуклостью корпуса. Крепление корпусов к мостику — резиновыми лентами.

Кили катамарана вырезаны из листового дюралюминия толщиной 2 мми прикреплены к корпусам резиновыми лентами — двумя из тех, что употребляются для мостика и стыковки корпусов. На финише каждого киля закреплен свинцовый бульб.

Рулевое устройство фактически такое же, как на «полуторалитровой» мини-яхте, лишь вместо скобы-шарнира баллера в нем употребляется дюралюминиевый хомут, закрепляемый на пробке корпуса-бутылки.

Мачта катамарана представляет собой усеченный конус с основаниями 5 и 10 мм и высотой 920 мм, выструганный из прямослойной сосновой рейки. В нижний торец мачты эпоксидной смолой вклеивается шпор мачты — металлической стержень диаметром 3 мм, выступающий из мачты на 5 мм. Гики грота и стакселя сделаны из сосновых реек сечением 5×5 мм. гик и Мачта стыкуются равно как и на «полуторалитровой» мини-яхте.

Мачта фиксируется на катамаране посредством пары штага и вант из особо прочного капронового шпагата либо лески. При набивке такелажа нужно применять несложные талрепы.

Паруса для катамарана оптимальнеесшить из узкой воздухонепроницаемой ткани, из которой в большинстве случаев шьют куртки-ветровки. Предварительно имеет суть из плотной бумаги сделать выкройки парусов, необходимо лишь учесть припуски на подворачивание задних и нижних шкаторин и образование мачтового кармана.

Резать таковой материал оптимальнееэлектропаяльником с острозаточен-ным жалом. При наметывании заготовок парусов комфортно пользоваться резиновым клеем. Сострачивать паруса направляться на швейной машине, имеющей режим «зигзаг» — такие швы разрешают ткани вольно тянуться без морщин и образования складок. Латы фиксируются на парусе в пристроченных к парусу лат-карманах.

Бутылка под парусом

«Полуторалнтровая» модель яхты:

1 —штаг (капроновый шпагат либо леска);2 — стаксель (лавсановая пленка S0.05…0.06);3 — стаксель-гик (сосна, рейка 5×3); 4 — корпус (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л): 5 — передний полухомут (дюралюминии, лист s1,5, 2 шт.); 6 — болты МЗ с гайками крепления киля; 7—болты МЗ с гайками крепления бульба; 8 — киль (фанера s5); 9 — бульб (свинец); 10 — задний полухомут (дюралюминий, лист s1,5, 2 шт.); И — перо руля (дюралюминий, лист si); 12 — скоба-шарнир баллера (дюралюминий, лист s 1,5); 13 — гайки МЗ; 14 — стяжной болт М4 с ганкой; 15 — румпель-баллер (сталь, проволока d3); 16 — полухомут мачтового учла (дюралюминий, лист si,5); 17 —болт МЗ с гайкой; 18 — гик (сосна, рейка 5×3); 19 — степс (бук либо береза s15); 20 — мачга (сосна, рейка 8×8); 21 — ванта (капроновый шпагат либо леска): 22 — шкот (капроновый шпагат, 2 шт.); 23 — стяжной болт МЗ с гайкой; 24 — грог (лавсановая пленка s0,05…0,06); 25 — латы (пластиковые полосы шириной 5)

«Шестилитровая» модель катамарана:

1 — штаг (капроновый шпагат либо леска); 2 — стаксель (синтетическая ткань); 3 — гик стакселя (сосна, рейка 5×5); 4 — передняя часть корпуса (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л); 5 — киль (дюралюминий, лист s2);6 — бульб (свинец); 7 — резиновая лента; 8 — задняя часть корпуса (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л);9 — хомут с шарниром баллера (дюралюминий, лист s1,5); 10 — рулевое перо (дюралюминий, лист s1); 11 — гайки МЗ; 12 — румпель-баллер (сталь, проволока d3); 13 — шкот (капроновый шпагат); 14 — гик грога (сосна, рейка 5×5); 15 — грог (синтетическая ткань); 16 — ванта (капроновый шпагат либо леска); 17 — латы (пластиковые полосы шириной 5); 18 — мачта (сосна, рейка 10×10); 19 — лонжерон мостика (сосна, рейка 40×15): 20 — поперечины мостика (сосна, рейка 30×15); 21 — мачтовая доска (дюралюминий, лист s2); 22 — стяжной болт МЗ с гайкой

Резиновая лента условно не продемонстрирована

Ходовые опробования направляться проводить при ровном несильном ветре. Верно отрегулированный парусник обязан машинально выдерживать направление хода относительно направления ветра. В случае если модель приводится либо уваливается, нужно сместить центр парусности относительно центра бокового сопротивления, для чего передвинуть мачту (для этого на мачтовой доске необходимо предусмотреть последовательность отверстий под шпор мачты) либо кили.

И.ТЕРЕХОВ


Случайные записи:

Предметы в нутри бутылки 2012


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Под парусами нового класса

    Супермодернизация модельного яхтостроения, позванная гонкой за спортивными результатами, вынудила интернациональную судомодельную ассоциацию НАВИГА…

  • Вместо паруса — ротор

    Наверное, в техническом творчестве показался феномен, что условно возможно назвать бутылочным моделизмом. Дело в том, что моделисты самых разных…

  • Бриг в… бутылке

    В журналах и газетах нет-нет, да и оказались, как курьезы, фотографии миниатюрных моделей парусников, запечатанных в бутылке. Я постоянно разглядывал их…

  • Колеса плюс парус

    Большое количество ли возможно сделать за смену в пионерском лагере? Так как она так скоро кончается! И какое количество бы ни было энтузиазма у…