-
Ракетоплан пилота меньшикова
29.07.2014 В мире моделей
-
Он до сих пор остается пилотом. По причине того, что не мыслит себя без неба. Действительно, сейчас летчик Меньшиков не уходит ввысь за штурвалом воздушного судна — в атмосферу взмывают его миниатюрные модели ракет, в создание которых Владимир Меньшиков положил собственную любовь к небу, рвение к совершенству.
Как раз тут он реализует то, что дала ему авиация.
А путь к заоблачным высотам у Владимира начался с летающих моделей. Это была его первая ступень в громадную авиацию, которой он посвятил более 30 лет. Уйдя на заслуженный отдых, отдыхать и не думает.
Его жажда творчества и неуёмная энергия не дают ему спокойствия. Он все время в поиске, что-то предлагает, изобретает, реализуя все это в работе педагога спортивно-технического клуба в сибирском городе Урае.
какое количество знаю Володю (а это около 30 лет, исходя из этого могу позволить себе именовать его по имени), он все время пытается к совершенству. И это полностью реализовано и в спортивных достижениях его ребят, и, само собой разумеется, в личных спортивных итогах.
Он — один из самых титулованных ракетомоделистов в мире трехкратный мировой чемпион, неоднократный победитель европейских первенств, многократный чем пион России.
Еще одну убедительную победу одержал Владимир Меньшиков и на первом чемпионатеАзии по ракетомодельному спорту, став победителем в категории ракетопланов (S4А) и заняв второе место в классе S7 (модели-копии).
Нет необходимости сказать о том, что победа моделиста-спортсмена немыслима без хорошего спортивного «боеприпаса» — модели. И, на мой взор, — модель ракетоплана Меньшикова (ее описание и чертежи) — будет занимательна читателям-ракетчикам.
Сперва подчеркну, что в конструкции данной модели Меньшиков ушел от своих классических размеров — уменьшил габариты размах—до 500 мм и длину—до 430 мм.
И еще одно новшество — приспособление принудительной посадки. Но об этом детально в конце статьи.
База конструкции — рейка-фюзеляж конусная балка длиной 390 мм диаметром 7 мм — в первых рядах и 4 мм — на финише. Балку отформовывают из углепластика на особой конусной оправке по стандартной разработке Материалы углеткань толщиной 0,02 мм и смола ВК-9, оборудование — сушильный шкаф и оправка. За неимением последнего сгодится радиатор водяного отопления.
По окончании отвердения смолы оправку зажимают в токарном станке и балку обрабатывают наждачной бумагой и обрезают до нужной длины.
В хвостовую часть балки вставляют пробку, в которой закрепляют проволочное кольцо для монтажа тросика детермализатора. Сверху приклеивают бальзовую пластинку толщиной 1 мм. Обрабатывая ее поверхность, стабилизатор устанавливают под нулевым углом (компенсируя конусность балки). Затем к пластине приклеивают хвостовое оперение — киль и стабилизатор.
Их вырезают из бальзовых пластин толщиной 1,3 мм, обрабатывают по контуру и покрывают нитролаком. Сперва устанавливают стабилизатор, а по окончании подсыхания крепят к нему встык киль.
После этого на расстоянии 123 мм от переднего торца балки посредством смолы вовнутрь ее вклеивают бобышку из липы длиной 15 — 18 мм.
Она нужна для усиления этого места фюзеляжа так как тут через сквозное вертикальное отверстие пройдет винт поворота и крепления крыла. При сверлении нужно обеспечить строгую перпендикулярность отверстия плоскости стабилизатора. В месте вклейки бобышки на балку крепят площадку «посадки» крыла — бальзовую пластинку толщиной 4 мм и размерами 50×7 мм.
Для этого в ее нижней поверхности делают желобок круглым напильником и приклеивают эпоксидной смолой.
Модель ракетоплана класса S4A В.Меньшикова (г.
Урай) — чемпиона Азии по ракетомодельному спорту 2007 г.:
1 — обтекатель контейнера (бальза), 2 — отверстие под нить фиксации крыла, 3 — контейнер МРД, 4 — пилон контейнера (бальза, 30x16x5), 5 — отверстие для нитки фитиля, 6 — крючок крепления нитки фитиля проволока 0,6), 7 — обтекатель рейки-фюзеляжа (липа), 8 — крючок резинки поворота крыла (проволока 0,6) 9 — крючок нитки фиксирования фитиля (проволока 0,6), 10 — грузик дегерметизатора, 11 — резинка поворота крыла, 12 — тросик детермализатора, 13 — рейка-фюзеляж, 14 — упор крыла (проволока 0.7), 15 — крючок крепления резинки поворота крыла (проволока 0,7), 16 — пластины скольжения пилона (целлулоид, s0.5), 17 — винт крепления крыла М2, 18 — шайба (целлулоид, s0,5), 19 — пилон крыла (бальза, sЗ,5).
20 — площадка посадки крыла (бальза. 50x7x4), 21 —гайка М2,22 бобышка (липа), 23 — киль (бальза, s1,3), 24 — кольцо для тросика детермализатора, 25 — стабилизатор (бальза, s1,3), 26 — подкладка стабилизатора (бальза, s1), 27 — центроплан (бальза. s3,2), 28 — крючок резинки раскрытия консоли (проволока 0,6), 29 — резинка раскрытия консоли, 30 — шарнир складывания крыла (парашютный шелк), 31 — консоль («ушко») (бальза, sЗ,2), 32 — усиливающая накладка (целлулоид, s0,5), 33 — полость для тормозной ленты МРД, 34 — фитиль («таймер») ограничения времени полета, 35 — нить фиксации крыла в сложенном виде
Потом в носовую часть балки вклеивают обтекатель из липы, обрабатывают его и снизу крепят пилон МРД. Пилон выполнен из 5-мм бальзовой пластины размерами 30×16. Его переднюю кромку легко заостряют. К нижней поверхности крепят контейнер МРД с обтекателем.
Контейнер — отрезок стеклопластиковой трубки внутренним диаметром 10,4 мм и длиной 30 мм. Обтекатель выточен из бальзы. В контейнере сверлят два горизонтальных отверстия диаметром 1,5 мм. Они помогают для проводки нитки фиксирования крыла в сложенном виде для взлета.
В задней торцевой плоскости пилона (ближе к контейнеру) сверлят продольное глухое отверстие глубиной 20 мм диаметром 4 мм и вклеивают в него стеклопластиковую трубку. Таким методом формируют полость для размещения тормозной ленты МРД. В верхней части пилона ближе к передней кромке сверлят сквозное поперечное отверстие диаметром 3 мм и вклеивают в него отрезок бронзовой трубки длиной 4 мм. Через нее проходит резинки крепления и нитка фитиля детермолизатора.
Боковую плоскость пилона со стороны размещения фитиля покрывают термостойким лаком.
Крыло складывается из прямоугольного центроплана длиной 260 мм (хорда — 54 мм) и двух консолей («ушек») длиной по 125 мм трапециевидной формы в плане со легко закругленными финишами Произведено крыло из бальзовой пластины толщиной 3,2 мм (на финишах «ушек» толщина значительно уменьшается до 1,8 мм), его профиль — плоско-выпуклый.
Соединение консолей с центропланом — шарнирное, посредством полос парашютного шелка шириной 14 мм, прикрепленных снизу клеем «Момент» Угол поперечного «V» на «ушках» — 15° (от горизонтали). Сверху крыла в местах консолей и шарнирного соединения центроплана на расстоянии 20 мм от линии складывания закрепляют крючки для навески резинок, раскрывающих несущую поверхность. Их выгибают из металлической проволоки диаметром 0,6 мм.
Места касания резинок плоскостей крыла усиливают накладками из целлулоида толщиной 0,5 мм. Сверху вклеивают еще два крючка один справа (практически у края) для нитки фиксации крыла в сложенном виде — для взлета (на рисунке не продемонстрирован), второй — практически у центра, слева — для крепления резинки возврата крыла для планирования. В середине центроплана сверлят отверстие диаметром 2 мм, предварительно сверху усилив это место целлулоидной шайбой.
Снизу по центру приклеивают пилон — бальзовую пластинку длиной 50 мм и шириной 7 мм переменной толщины в первых рядах — 3,5 мм, а позади — 1,5 мм. Данной отличием (2 мм) достигается необходимый установочный угол крыла В места касания пилона площадки балки-фюзеляжа врезают пластинки из целлулоида длиной 18 мм для лучшего скольжения. Дополнительно с данной же целью поверхности соприкосновения обрабатывают грифелем несложного карандаша.
В передней части пилона (на расстоянии 5 мм) сбоку вклеивают упор крыла.
Его выгибают из двух отрезков металлической проволоки диаметром 0,7 мм, спаренных и пропаянных. Форма упора — Г-образная (при виде спереди).
Осью поворота крыла помогает выточенный из дюралюминия болт М2 длиной 15 мм (резьба — на длине 6 мм) со сферической головкой диаметром 6 мм с пропилом под прямую отвертку.
Снизу ось ввинчивают в гайку, врезанную в бобышку Всю модель окрашивают в косую полосу бледно-малинового цвета. Стартовая масса модели — около 15 г. Центр тяжести расположен на расстоянии 20 мм от передней кромки крыла.
Перед пуском крыло устанавливают на балку-фюзеляж и с легким упрочнением затягивают ось-болт крепления Навешивают все резинки на крючки центроплана и консолей Балансируют ракетоплан, получая нужного размещения центра тяжести.
В большинстве случаев додают мало свинца в головной обтекатель либо прикрепляют его к тяге. Затем запускают модель на планирование с руки, а после этого — с МРД маленького импульса При необходимости вносят коррективы в регулировку.
Для старта модели ее консоли складывают к нижней поверхности центроплана и в таком виде поворачивают его против часовой стрелки на 90°, располагая сложенное крыло на протяжении фюзеляжа. Обычную хлопчатобумажную нитку продевают через отверстия (поз.
2) и завязывают на крючке центроплана, распложенном на правой его части. После этого такую же нитку закрепляют на петле тросика детермолизатора, продевают ее через отверстие в пилоне и с правого бока привязывают фитиль. Потом ставят МРД, а тормозную ленту размещают в соответствующей полости пилона и поджигают фитиль.
По окончании старта, по окончании работы МРД и срабатывания вышибного заряда, перегорает нитка фиксирования крыла — и оно под действием резинок поворачивается в планирующее положение. В тот же момент отстреливается двигатель. Отлетав положенное время, тлеющий фитиль пережигает нитку фиксации детермолизатора, и его грузик опускается в вертикальное положение.
Изменяется центровка модели (она делается «задней»), и ракетоплан начинает кабрировать и скоро приземляться.
Случайные записи:
Ракетоплан для туристов
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В одном из номеров «М-К» в репортаже с чемпионата России по моделям ракет я отметил ракетоплан категории S4 Николая Цыганкова из команды Мурманской…
-
Ракетопланы таковой схемы, взявшей у спортсменов наименование «столичной», строят сейчас везде, что говорит о ее высоких надёжности и аэродинамических…
-
Предлагаемая модель выполнена по известной, так называемой «столичной» схеме. Ее главный показатель — складывающееся поворотное крыло. Выполнено оно из…
-
Ракетоплан класса S4, о конструкции которого я желаю поведать читателям издания «Моделист-конструктор», был спроектирован и выстроен еще во второй…
-