-
С авиационным крылом
16.11.2016 В мире моделей
-
В то время, когда у мальчишки, увлеченного постройкой моделей гоночных яхт, в первый раз появляется возможность попытаться собственные силы на самом важном этапе — на соревнованиях? Конечно же, весной, на стартах школьных чемпионатов.
Но в случае если до этого начинающий спортсмен еще ни разу не выходил на акваторию в условиях соревнований, в случае если у него нет еще опыта запуска парусных моделей, да и багаж знаний по гидро- и метеорологии и аэродинамике маловат — с моделью классической схемы он обречен на неудачу.
Существует, но, класс, разрешающий существенно повысить шансы начинающего спортсмена на успешное выступление кроме того на важных соревнованиях.Это класс П. Тут имеется широчайшие возможности для конструкторского поиска оптимальной схемы, возможность отойти от схем и традиционных решений. Одно из таких направлений — создание самоуправляемых катамаранов. Они так несложны в отладке, надежны в поведении на спортивной акватории, что их возможно с уверенностью советовать кроме того новичкам. Сейчас мы публикуем описание как раз таковой микрояхты, оборудованной уникальным саморегулирующимся парусом-крылом.
Эта модель на первенстве Ленинграда продемонстрировала второй итог.
Конструктивно модель так несложна, что возможно выстроена любым школьником практически за дюжина часов. Нужно подчернуть, что это не только делает яхту привлекательной для начинающих спортсменов, но и разрешает практически через пара занятий организовывать массовые соревнования, впредь до районных.
Самоуправляемая модель яхты-катамарана класса П:
1 — гнездо для установки рейки стабилизатора на курсе фордевинд, 2 — трубка-подшипник, 3 — крыло-парус, 4 — бобышка крепления рейки, 5 — рейка стабилизатора, 6 — стабилизатор, 7 — ось установки крыла (металлической пруток O 8 мм с резьбой М6 на одном из финишей), 8 — продольная балка с пятью отверстиями под ось, 9 — корпус, 10 — шверт, 11 — рейка поперечной связи, 12 — точка крепления поперечной связи на корпусе (шуруп).Корпуса яхты-катамарана вырезаются из пенопласта марок ПС-1 либо ПХВ. Заготовка выпиливается из блока ножовкой и воображает собою брусок-параллелепипед со сторонами, на 5 мм громадными размеров теоретических обводов. Предстоящая работа с пенопластом ведется посредством сапожных ножей и обычных кухонных терок для овощей.
Обработка заготовки начинается с разметки очертаний палубы.
Сначала на странице плотной бумаги либо на фанере по чертежу выполняется контур полушироты корпуса при виде сверху. После этого, приложив к продольной оси сложенный в два раза лист кальки, посредством эластичной рейки-лекала отбивают кромку палубы. Сейчас вырежьте по данной линии кальку, расправьте полученный шаблон и перенесите контур на пенопласт.
По данной разметке блок обрезается совершенно верно по вертикали, переворачивается «дном» вверх, и посредством импровизированного рейсмаса на «днище» проводится линия, отстоящая от «борта» на 5—8 мм. Сострогав пенопласт так, дабы новая разметка и кромка палубы соединились прямыми образующими бортов, приобретают трапециевидные поперечные сечения корпусов. Остается скруглить переход «бортов» к плоскому «дну» с применением картонных шаблонов, имеющих форму четверти круга.
Совсем пенопластовая заготовка доводится шкуркой средней зернистости. Острые кромки должны остаться лишь на пересечении плоскости палубы с бортами.
Готовые пенопластовые корпуса покрывают эпоксидной смолой либо эпоксидной шпаклевкой. Эти операции, как к предстоящую шлифовку, лучше доверить начальнику кружка. Процесс шпаклевки повторяют до получения ровной ровной поверхности.
Схема построения профиля крыла-паруса. Внизу продемонстрирована схема размещения бобышки стабилизаторной рейки.
Сейчас дело за монтажом швертов. Для этого по диаметральной плоскости корпуса прорезают щели чуть шире и дольше сечения швертов.
Эти пазы заполняют эпоксидной шпаклевкой либо смесью смолы с каким-либо наполнителем, и в них вставляют готовые пластины швертов, предварительно смазанные вазелином либо тавотом. До тех пор пока эпоксидное связующее не затвердело, в тисках устанавливают несколько железных полностью прямых угольников и зажимают между ними шверты. Так возможно добиться совершенной параллельности пластин, определяющих прямолинейность хода будущей яхты.
Корпус подкрепляется относительно угольников пластилином, что для надежности закладывается и в углах между выступающими палубой и участками швертов.
Излишки затвердевшей шпаклевки срезаются, корпус зашлифовывается по участкам швертовых колодцев. Сами шверты должны перемещаться в пазах медлено, без перекосов.
В случае если пластины при контроле окажутся непараллельны либо не будут размешаться совершенно верно в диаметральной плоскости модельного корпуса, операцию установки швертов повторяют, выломав затвердевшую шпаклевку.
Швертовые пластины вырезают из оргстекла либо текстолита толщинойоколо 3 мм, заднюю кромки и переднюю их затачивают, острые кромки притупляют шкуркой.
Оба корпуса соединяют сосновыми рейками (поперечными связями) сечением 12Х25 мм.
При сборке особенное внимание нужно выделить контролю вертикальности диаметральных плоскостей корпусов и отсутствию их обоюдных перекосов. Допускается непараллельность корпусов не более 3 мм на всей их длине. Рейки фиксируются на эпоксидной смоле, дополнительно их подкрепляют в пенопласте долгие шурупы, каковые по окончании обильного нанесения на них смолы вдавливают в пенопласт через просверленные в поперечных связях отверстия.
Конструкция крыловидного паруса возможно самой разной. На отечественной модели его плоскость вырезана из пенопласта, в торцах вклеены латунные трубки O 12X2 мм, являющиеся шарнирами навески крыла на модели. Рейка-кронштейн стабилизатора притягивается к бобышке, приклеенной к крылу с его «нижней» стороны, резиновой нитью.
При запуске достаточно верно направить модель по нужному курсу, развернув наряду с этим парус вогнутой стороной к ветру. Другую регулировку выполнит стабилизатор, разворачивающий крыло под оптимальным углом к направлению вымпельного ветра.
Перед стартом полезно проверить глубину задних швертов и выпуска передних. Кормовые утапливаются до отметки палубы, глубина установки носовых зависит от курса яхты относительно ветра. Чем он круче, тем глубже опускаются передние пластины.
На курсе фордевинд установка крыла изменяется. Рейка стабилизатора снимается с бобышки и переводится на верх паруса. В том месте она фиксируется в намерено выполненном для этого прямоугольном отверстии.
Самоустановка совокупности парус-стабилизатор при разных направлениях ветра относительно курса модели.
Нужно подметить, что применяемый нами метод изготовления — не единственный для аналогичных моделей. Более умелым моделистам-школьникам возможно предложить выклейку пустотелых стеклопластиковых корпусов с толщиной борта около 0,5—0,6 мм. Выклейку комфортно вести на пенопластовой болванке, предварительно покрытой жирной мастикой.
По окончании отверждения эпоксидной смолы болванку извлекают, выклейку изнутри вышкуривают и в ней устанавливают элементы швертовых колодцев. Палубу посредством «привальных брусков» приклеивают к бортам. Поперечные связи в таком выполнении корпусов приформовывают полосами стеклоткани.
Схему самоуправляемой яхты возможно применять и в классе Х. В этом случае все размеры увеличивают вдвое, ограничив площадь крыла 0,75 м2.
В. АЛЕКСЕЕВ, Ленинград
Случайные записи:
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ! СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫЕ ПОЛЕТЫ! КОСТЮМ-КРЫЛО
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Эту модель спроектировали школьники Витя Писарев, Никита и Алеша Книжников Новиков. Строили они ее в судомодельной лаборатории Московского Дворца…
-
Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому…
-
К сожалению, на данный момент имеется много мест у нас, где рядовой моделист не в состоянии обеспечить себя не только качественной лавсановой пленкой для…
-
Уже не первый дюжина лет существует класс экспериментальных авиамоделей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для четкого определения лучшей…
-