Шире шагай, автомоделизм!

23.05.2014 В мире моделей

Итак, автомоделизм вступил в пору зрелости. Двадцать лет сзади — срок большой в жизни любого вида спорта. По крайней мере, в полной мере достаточный и для подведения многих итогов, и для наметок возможностей на будущее. Зрелость. Это десятки тысяч ребят самых различных возрастов, занимающихся в лабораториях и автомодельных кружках.

На прошедших в подмосковном Зеленограде общероссийских и всесоюзных соревнованиях по моделям автосаней на старты выходили юные спортсмены из Пензы и Риги, Каменска и Владивостока Уральского — из 16 областей РФ и шести республик. А ведь зимние соревнования — своеобразная разновидность автомоделизма, и они далеко не всецело раскрывают географию и характеризуют широту охвата этим техническим видом спорта школьников страны.

Зрелость.

Это рост мастерства юных спортсменов и — увы! — совсем уже не юных корифеев моделизма, начинавших двадцать лет назад. Это победы на наибольших интернациональных состязаниях, европейские и мировые рекорды скорости, создание собственных, отечественных направлений в автомоделизме.Шире шагай, автомоделизм! Наконец, разработка моделей совершенства и такого качества, что они становятся для собственного времени эталонными.

Это и чуткость к новым тенденциям, зарождение которых приметно лишь весьма умелому глазу: будь то сближенные колеса на скоростной кордовой либо «распластанная» форма копий с двигателями внутреннего сгорания.

И наконец, основное, что характеризует зрелость, среди них и зрелость спорта, — настоящая отдача. Массовость — это, само собой разумеется, замечательно! Рекорды — это, очевидно, также не лишнее.

Но во имя чего все это? А вот во имя чего! ЕслиI лишь перечислять фамилии бывших автомоделистов, каковые сейчас трудятся на автомобильных фирмах, автобазах, на транспорте, стали отличными файнмеханиками, макетчиками, специалистами высокого класса собственного дела, не хватит этих страниц. Благодаря увлечению автомоделизмом нашли они собственную — основную дорогу в жизни, а страна взяла сотни и сотни отличных, умелых, влюбленных в собственный дело экспертов.

Это основной итог двадцати прожитых автомоделизмом лет, и он свидетельствует, что годы те не остались без следа.

Но двадцать лет — это и возраст юности. И нынешнее поколение автомоделистов и их начальников наблюдает не столько в прошлое, сколько в будущее, планирует его, спорит о том, по каким дорогам идти автомоделизму дальше.

Раздумья о будущем конкретизировались на необычной читательской конференции отечественного издания, которая прошла в Зеленограде перед началом VIII Всесоюзных юношеских соревнований по автомодельному спорту.

Говоря читателям об этом беседе, мы вычисляем его только началом перспектив и обсуждения проблем автомодельного спорта и приглашаем всех, кому дорого развитие автомоделизма, учавствовать в раскрывающейся сейчас уже на страницах издания дискуссии.

Главные неприятности автомоделизма сейчас — расширение массовости, освоение качества новых и повышение конструирования направлений, новых разновидностей этого технического вида спорта. К такому выводу единодушно пришли участники читательской конференции, совершённой отечественным изданием.

В морозный январский сутки рядом с импровизированным кордодромом VIII Всесоюзных соревнований парней по автомодельному спорту под неумолчный шум прогреваемых двигателей состоялась эта встреча коллектива редакции с начальниками автомодельных лабораторий и кружков многих областей РФ, шести республик, городов Ленинграда и Москвы.

Шел откровенный и принципиальный разговор о публикациях издания, о направлениях его деятельности, которая связана с предстоящим развитием автомоделизма, о том, каких материалов ожидают от собственного «настольного» издания читатели.

Редакция учтет пожелания, высказанные при данной встрече и на протяжении соревнований, и будет строить собственные замыслы в соответствии с ними. Мы сохраняем надежду, что в последующих номерах «Моделиста» юные конструкторы отыщут еще больше разнообразной информации о моделях ведущих спортсменов, об увлекательных находках любителей опыта, об машинах последних марок, производимых отечественной и зарубежной индустрией, и о автомобилях, вошедших в историю мирового автомобилестроения.

Мы попытаемся побольше выделить внимания материалам о работе с двигателем (об этом просили многие выступавшие), по изготовлению разных элементов и узлов копий. И конечно же, публиковать описания и чертежи моделей самого перспективного Сейчас направления — скоростных радиоуправляемых с двигателем внутреннего сгорания.

Словом, и участники конференции, и многотысячная аудитория читателей смогут так же, как и прежде рассчитывать на «Моделист» как на собственного надежного и советчика и последовательного помощника.

Участники конференции издании поднимали и последовательность вопросов, которые связаны с возможностями развития автомоделизма, о которых стоит тут поведать подробнее.

В первую очередь обращение шла о конструировании скоростных кордовых моделей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Об этом говорили и учитель труда одной из школ Тюменской области Д. Соловьев, и начальник автомодельного кружка краевой СЮТ во Владивостоке В. Дмитренко, и представитель команды из Кабардино-Балкарии Н. Налоев. Их тревожит значительный разрыв в совершенстве конструкций относительно маленькой основной массы и группы мастеров автомоделистов. Это несоответствие нельзя объяснять лишь наличием у более умелых спортсменов лучших двигателей.

Отечественная промышленность в наше время — и об этом неоднократно говорили участники встречи — освоила отличные двигатели малых кубатур, умея обращаться с которыми не страшно выходить на любой кордодром. Но вот сами модели мастеров подчас остаются для остальных моделистов «тайной за семью печатями». Обстоятельство тут несложна: редко пересекаются пути младших моделистов и старших.

Кроме того участникам всесоюзных юношеских соревнований не удается взглянуть на эталонные образцы моделей — участниц и призерок всесоюзных и интернациональных встреч взрослых спортсменов-автомоделистов. Вот из-за чего, считают начальники кружков, настало время для выпуска книги либо альбома, где рассказывалось бы в подробностях о таких моделях. Да и на страницах «Моделиста» отелось бы почаще видеть выступления умелых конструкторов гоночных.

Один из лучших копиистов страны, ленинградец С. Ролецкий, директор КЮТ из Воронежа Р. Семенов и другие, высоко оценивая печатающуюся в отечественном издании серию «Известные машины», одновременно с этим выделили, что она все же не сокращает «голода» в описаниях автомобилей и достоверных чертежах современных конструкций. Отечественные парни, подчеркивали они, с увлечением копируют отечественные машины последних лет выпуска.

Значение этого тяжело переоценить: строя такую копию, мальчишка не только знакомится с устройством автомобиля, начинает разбираться во сотрудничестве его механизмов, но и осознаёт, какого именно большого технического уровня достигла отечественная автомобильная индустрия. Но современные серийные машины не устраивают копиистов как прототипы моделей-копий сегодняшнего дня.

Их относительно низкая обтекаемость не разрешает всем этим Жигулям «и» крохотным «Волгам» развить скорости, сопоставимые со скоростями моделей спортивных автомобилей для шоссейно-кольцевых и трековых гонок. Из прототипов машин государств социалистического содружества приближающихся к требуемым формам, возможно назвать лишь публиковавшуюся в издании «Шкоду-Р110». Каков выход?

Кое-какие участники конференции высказывали предложения внести трансформации в автомодельные правила, ограничивающие сейчас копиистов лишь машинами с закрытым« кабинами и колёсами. Это разрешило бы ребятам брать за базу конструирования автомобили типа гоночной «Эстонии», гоночные машины вторых формул.

Было высказано и вывод о том, что в порядке исключения, при условии, что моделист представит точные чертежи, размещённые в издании, возможно копировать и лучшие самодельные машины, современные по дизайну и подходящие по обтекаемости. По всей видимости, все это полезно учесть при работе над новыми автомодельными правилами.

По крайней мере, шаги в этом направлении нужны, по причине того, что в противном случае отечественные кордодромы захлестнет волна «лотусов», «мазератти» и тому аналогичных автомобильных «монстров». Нам имеется что противопоставить им, и отечественный долг сделать так, дабы у юного автомоделиста не создалось превратного представления о возможностях отечественной техники.

Кстати, о юном автомоделисте.

Практически все выступавшие на читательской конференции отталкивались в первую очередь от его потребностей и говорили о том, что нужно сделать, дабы повысить мастерство молодых моделистов, стремительнее поставить их в один последовательность с ведущими конструкторами.

Что он может выстроить, данный юный автомоделист? Что ему по силам?

Характерная идея раздалась в выступлении начальника автомодельного кружка республиканской СЮТ Армении В. Заргаряна.

— Мы все еще судим иногда о возможностях ребят, оглядываясь на прошлые годы. А моделисты так рано взрослеют! С уверенностью могу сообщить: отечественным питомцам под силу модели любой сложности — и скоростные и копии!

Добавим, и не только ереванцам.

Последние всесоюзные соревнования еще раз подтвердили, что класс конструирования отечественных юных моделистов вырос весьма существенно.

Но все же с чего-то нужно затевать? И нужно развивать массовость, которая, согласно точки зрения участников конференции, еще далеко не достаточна. И вот тут-то, как будто бы сговорившись, многие отыскали в памяти о трассовом моделизме, пережившем за недолгую собственную историю период резкого взлета и столь же падения.

Участники встречи упоминали всесоюзные соревнования, проводившиеся отечественным изданием совместно с энтузиастами со станций юных техников. Не обращая внимания на то, что в ту пору трассовики не нашли помощи у Федерации автомодельного спорта, число их приверженцев в конце 60-х — начале 70-х росло как снежный ком. Автострады строились на станциях юных техников, в КЮТах и Дворцах пионеров, показались они и во многих школах.

Казалось, еще мало, и они станут необычным «трояном», что разрешит пробраться в школы и моделизму хорошему…

Первый приступ не удался. Участники конференции с сожалением заявили, что отсутствие стимулов предстоящего развития трассового моделизма (включение в единую спортивную классификацию, официальное признание, дефицит средств на проведение соревнований) затормозили его предстоящее продвижение. Трассовики приступили к перегруппировке сил.

Они не отказались от собственного спорта. Они фактически не сдали завоеванных позиций. Нет всесоюзных соревнований?

Будем проводить республиканские! Так решили в Латвии и на Украине. И выполняют!

Но время внесло собственные коррективы в отношение к трассовым моделям. Кроме того самым ярым приверженцам новой разновидности автомоделизма стало ясно, что это вид спорта для начинающих, скорее реклама автомодельного спорта, чем сам спорт в чистом виде.

И яснее стали сферы влияния трассового моделизма: Дворцы и Дома пионеров, пионерлагеря, школы. Вот из-за чего публиковать как возможно больше материалов по трассовому моделизму просили издание как раз работники детских внешкольных учреждений, участвовавшие в читательской конференции.

Наряду с этим они подчеркивали, что такими публикациями издание сделает хорошее дело сходу для нескольких категорий моделистов: трассовиков, представителей и копиистов самого молодого Сейчас направления в автомоделизме — скоростных радиоуправляемых моделей с Двигателями внутреннего сгорания.

Выступавшие подчеркивали, что сейчас у советских моделистов имеется все условия для широкого развития этого творчески перспективного направления.

Имеется хорошие моторы с надежным запуском, массовая радиоаппаратура, продающаяся по в полной мере дешёвым стоимостям. Наконец, имеется опыт конструирования кузовов и ходовой части, отработанный на кордовых копиях. Скоростные радиоуправляемые строятся на данный момент во многих городах, и, по всей видимости, этим летом под руководством Федерации автомодельного спорта СССР будут совершены их первые пробные старты.

Дело на данный момент за немногим — за своевременной информацией от лабораторий и кружков автомоделизма о готовности к участию в таких соревнованиях.

Участники читательской конференции затрагивали, само собой разумеется, куда больше вопросов, чем те, что отражены в этом отчете. Они подчеркивали, что, не обращая внимания на некое улучшение со снабжением, отечественные кружки все еще испытывают много трудностей.

Поднимался и вопрос о кадрах учителей. Так же, как и прежде громадная тема — строительство кордодромов: приличного кордодрома не имеет сейчас кроме того Центральная автомодельная лаборатория. Но что характерно, в выступлениях этих не было пессимизма и раздражительных ноток, каковые нет-нет да и оказались в прошлые годы.

Начальники автомоделизма с уверенностью говорили о возможностях, о том, что все эти трудности преодолимы, делились опытом. Подытоживая их мнения, глава ЦАМЛ, важный секретарь Федерации автомодельного спорта СССР М. Осипов весьма совершенно верно увидел:

— Трудности, о которых мы говорим сейчас, куда менее велики, чем те, что находились перед автомоделизмом в первые годы.

Преодолели те — преодолеем и эти, в случае если будем функционировать дружно и поддерживать друг друга: досаафовцы, работники просвещения, профсоюзы, комсомол.

Нет сомнения, что так и будет.


Случайные записи:

С тучки на тучку — Валерия Лысенко/Булат-2016


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • История автомодельного спорта

    НАЧАЛО — В АМЕРИКЕ. На вопрос, где и в то время, когда показались первые модели миниатюрных машин, ответить возможно совсем определенно: это случилось в…

  • Основные характеристики классов кордовых автомоделей

    Классы кордовых моделей складывались исторически, в течении многих лет. По большому счету класс модели зависит от рабочего количества двигателя. Всего в…

  • Шагает «геракл»

    Это модель автомобили, предназначенной для эксплуатации в условиях полного распутья, на каменистых грунтах. Шесть замечательных железных лап — ее…

  • Автомодельный спорт — что это такое?

    В то время, когда мы иногда слышим термин «Автомоделизм», то значительно чаще вспоминаем мальчишек, с азартом гоняющих радиоуправляемые машинки. Вправду,…