-
Спортивные снаряды чемпионов
22.11.2010 В мире моделей
-
Перед тем как сказать о первой ракето-модели, пара слов о ее конструкторе — Александре Тарасове. Живет он в маленьком сибирском городе Югорск (Тюменская область), трудится инструктором-методистом ФОКа компании «Тюменьтрансгаз». Более десяти лет ракетомоделисты Югорска удачно выступают на соревнованиях всех уровней.
Его сын Алексей был победителем «Кубка Алекса» 2001 г., а второй воспитанник — В.Пирогов стал обладателем для того чтобы же кубка в 2002 г. Призерами чемпионатов России были многие ученики А. Тарасова.
Предлагаемая модель ракеты класса S6B — недавняя разработка конструктора. Так как данный класс спортивных моделей всего второй год как взял право «гражданства» на чемпионатах.
Корпус формуют как одно целое на одной оправке с громаднейшим диаметром
39,9 мм. Толщина используемой стеклоткани — 0,03 мм, намотка — в два слоя. Перед формовкой стеклоткань отжигают, а оправку легко нагревают и смазывают разделительной мастикой («Эдельваксом»). Чтобы не было происхождения воздушных пузырей между слоями при накатке еще сырую заготовку обматывают магнитофонной лентой шириной 10 — 12 мм и помещают в сушильный шкаф с температурой 60 — 70 °С.
По окончании подсыхания смолы взятую за-готовку обрабатывают напильником.
Позже, зажав в патроне токарного станка, — наждачной бумагой. После этого обрезают остроотточенным резцом нужную длину.
Модель ракеты класса S6B чемпиона России 2002 г. А.Тарасова (г.Югорск):
1 — головной обтекатель; 2 — соединительная втулка; 3 — шпангоут; 4 — петля; 5 — нить крепления тормозной ленты; 6 — нить подвески корпуса; 7 — тормозная лента; 8 — корпус; 9 — пыж; 10 — хвостовой конус; 11 — стабилизатор; 12 — упор-фиксатор МРД
Модель ракеты класса S3B чемпиона России 2002 г. И.Репина (г.Урай):
1 — головной обтекатель; 2 — соединительная втулка; 3 — шпангоут втулки; 4 — нить подвески корпуса; 5 — нить крепления парашюта; 6 — парашют; 7 — корпус; 8 — пыж; 9 — хвостовой конус; 10 — стабилизатор (3 шт.); 11 — упор (фиксатор) МРД
Стабилизаторы вырезают из обработанной и армированной стеклотканью бальзовой пластины толщиной 0,5 мм. В пакете (по 3 шт.) доводят по контуру до нужной формы и крепят встык к двигательному отсеку корпуса.
К одному из стабилизаторов, предварительно обмотав нитками со смолой, приклеивают фиксатор МРД — отрезок проволоки ОВС диаметром 0,8 мм с загнутым и поддерживающимсрез корпуса на 6 — 7 мм финишем. К второму стабилизатору крепят нить подвески.
Головной обтекатель со легко закругленной вершиной (радиус скругления 9 мм) формуют подобно корпусу.
Соединительная втулка—отрезок стеклопластиковой трубки длиной 35 мм с внешним диаметром
39.9 мм — вклеивают одним финишем в нижнюю часть (юбку) обтекателя. В второй финиш втулки вклеивают бальзовый шпангоут с петлей, соединяемой с нитью подвески. К ней же привязывают и нить крепления тормозной ленты.
Стриммер (тормозная лента) — размерами 1550×150 м — из твёрдой лавсановой пленки толщиной 0,024 — 0,03 мм.
Масса модели без МРД и тормозной ленты 7 г.
Модель ракеты класса S3B Ильи Репина (г. Урай) условно возможно отнести к представителям так называемой «уральской» школы ракетомоделирования. Один из показателей — протяженность хвостовой части образовывает около одной трети неспециализированной длины модели, что разрешает уменьшить как раз нижнюю ее часть.
Корпус (цилиндрические и конический элементы) изготовлен на одной оправке с громаднейшим диаметром 40 мм и мельчайшим 10,1 мм способом формовки из стеклоткани со смолой. Толщина стеклоткани 0,03 мм. Связующее — полиэфирная смола. По окончании подсыхания (отверждения) смолы корпус обработан на оправке, зажатой в патроне токарного станка, и отторцован по длине.
После этого помещен в сушильный шкаф, легко нагрет и снят с оправки.
Подобно склеен и головной обтекатель из стеклоткани толщиной 0,03 мм на железной оправке оживальной формы. Соединительная втулка длиной 40 мм отформована на оправке диаметром 39,8 мм. По окончании обработки она вклеена в юбку головного обтекателя на глубину 10 мм, место склейки предварительно обезжирено не-фрастом А-130.
Стабилизаторы (их три) вырезаны из бальзовой пластины толщиной 0,5 мм, армированы стеклотканью и прикреплены встык к двигательному отсеку корпуса — конусу. К одному из стабилизаторов приклеена кевларовая системы подвески спасения и нить корпуса. Еще к одному прикреплена проволочная скоба, предварительно обмотанная ее нитками.
Скоба есть фиксатором МРД от самопроизвольного его отстрела при срабатывании вышибного заряда.
Купол парашюта диаметром 740 мм изготовлен из металлизированной лавсановой пленки толщиной 3 мкн.
Масса модели без МРД и парашюта 5,3 г. Для запуска используется двигатель А-1-5.
Ракетомоделиста Игоря Пономарева из подмосковного города Дубна возможно смело отнести к надежным, и стабильным спортсменам.
В течение пяти лет на всех соревнованиях он неизменно делается либо призером либо победителем. Особенно успешным был для него прошедший спортивный сезон. Игорь стал чемпионом России среди призёром и юношей мирового чемпионата. И где бы он ни выступал, его модели неизменно уникальны как конструктивно, так и технологически.
Так было во время его выступлений на школьных соревнованиях, так и сейчас, в то время, когда он — студент МАИ — соревнуется в юношеской возрастной группе. Его спортивный «боеприпас» достаточно увлекателен для спортсменов-ракетчиков.
Модель ракеты класса S6A И.Пономарева:
1 — обтекатель; 2 — соединительная втулка; 3 — шпангоут; 4 — петля; 5 — нить крепления тормозной ленты; 6 — уложенная тормозная лента (стриммер); 7 — корпус; 8 — нить подвески; 9 — хвостовой конус; 10 — стабилизатор; 11 — упор (фиксатор) МРД
Модель на последнем этапе полета:
1 — купол парашюта; 2 — нить крепления парашюта; 3 — головной обтекатель; 4 — нить подвески корпуса; 5 — корпус
Бумажный корпус модели (бумага для ксерокса, плотностью 80 г/м2) складывается из трех элементов: двух цилиндрических и одного конического. Главный цилиндр длиной 186 мм склеен на оправке диаметром 30 мм, хвостовой длиной 43 — 45 мм — на оправке диаметром 10,2 мм. Между собой цилиндры соединены конусом длиной 95 мм. Склейка— внахлест, ширина пояска наряду с этим около 4 мм. Готовый корпус покрыт четырьмя слоями нитролака (эмалита). Его масса 3,5 г.
Перья стабилизаторов (их четыре) изготовлены из бальзового шпона толщиной 0,6 мм. Их боковые поверхности оклеены длинноволокнистой бумагой и покрыты эмалитом. К корпусу перья прикреплены встык. К одному из стабилизаторов приклеен упор (фиксатор) МРД, выгнутый из металлической проволоки диаметром 0,6 мм. А к диаметрально противоположному стабилизатору приклеена нить подвески совокупности спасения.
Головной обтекатель выдавлен из полистирола — упаковочного материала для продуктов питания.
Вершина — сферическая.
Из для того чтобы же материала изготовлена и соединительная втулка, которая вклеена в обтекатель. В торце втулки закреплен шпангоут с петлей для нити подвески.
Тормозная лента — из полиграфического лавсана толщиной 0,03 мм, размеры ее 1250×110 мм, укладка «гармошкой» с переменным шагом от 20 до 40 мм. Масса модели без стриммера и МРД около 4,5 г. Стартует мини-ракета на двигателе «Мираж-С» А-1,7-8 (конструкции И.Крюкова) с пусковой установки «Пистон».
В.
РОЖКОВ
Случайные записи:
Тренировка Чемпионов #6. Подготовка к чемпионату России. Работа на мешках.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Спортивный снаряд» из нового оскола
«Ракетчики» Белгородской области более пяти лет входят в число сильнейших в Российской Федерации. В командном зачете они на равных «бодаются» с…
-
Имя спортсмена-ракетомоделиста Игоря Пономарева, что именуется, «на слуху» и у «ракетчиков» и, надеюсь, у отечественных читателей. Его технические…
-
Модель ротошюта класса S9А — спортивное «оружие» В.Трохина, чемпиона России 1999 года среди школьников из г. Электростали (Столичная обл). Прототипом для…
-
Вся сознательная судьба Владимира Меньшикова связана с небом. В юные годы он строил летающие модели самолетов. Из этого и выбор профессии. И, как само…
-