Учебная для асов

01.03.2011 В мире моделей

Многие авиамоделисты грезят о радиоуправляемых. Те, кто решил заниматься этим сложнейшим классом моделей, в большинстве случаев начинают с планеров. Так как далеко не каждому посчастливится отыскать умелого преподавателя, что помог бы освоить еще не летавшую машину, позволил за пара дней совместных тренировок в поле купить элементарные навыки пилотирования суперакробата.

А планер с трудящимися рулями высоты и поворота летает медленнее и устойчивее, неточности пилота вызывают только утрату нескольких десятков метров высоты. Наконец, на планерах замечательно отрабатывается таковой наиболее значимый навык, как автоматизм управления рулем поворота независимо от того, куда летит модель: на пилота либо от него.

Тем, кто закончил учебу в «первом классе» школы пилотажа радиоуправляемой, мы и предлагаем данный микросамолет.

Он несложен в изготовлении, не требует дефицитных материалов, стабилен в полете (достаточно заявить, что прототип данной конструкции был выстроен в двух экземплярах и продемонстрировал хорошую устойчивость кроме того без применения элеронов). Не обращая внимания на высокие летные чертей, руководить им куда сложнее, чем планером. Время реакции моторной модели на отклонение рулей относительно меньше благодаря большой скорости полета аппарата.

Но тот, кто тренировался на планере, легко привыкает к этому, начав полеты с малым газом на высоте.

Не удивляйтесь, что модель оснащена элеронами. На тренировках вы осознаете, что кроме того «в горизонте» руководить с их помощью намного проще, нежели посредством вертикального оперения Это разъясняется вот чем: при полете на пояснице не изменяется суть управления (реакция аппарата на отклонение ручки передатчика).

Да и тяжело угадать, как модель пилотажного типа в этом режиме отзовется на отклонение руля поворота. Ее реакция зависит от соотношения боковых площадей и поперечного V крыла.

Но те, кому не нравятся модели с элеронами, либо тот, кто неимеетвозможности вынудить их трудиться из-за недостаточного числа каналов аппаратуры радиоуправления (к примеру, «Новопроп»), в полной мере смогут строить пилотажку и без элеронов: модель хорошо летает и не имея органов поперечного управления.

Учебная для асов

Рис. 1. Учебная радиоуправляемая пилотажная модель самолета:

1 — двигатель «Радуга-7», 2 — фюзеляж, 3 — крыло. 4 — киль, 5 — руль поворота, 6 — костыль, 7 — стойка шасси, 8 — колесо, 9 — руль высоты.

10 — стабилизатор, 11 — элерон, 12 — передняя кромка крыла (бальза 6 мм), 13 — обшивка лобика (легкая бальза 2 мм), 14 — лонжерон крыла (сосна 4X4 мм), 15 — стена лонжерона (бальза 2 мм), 16 — нервюра (плотная бальза 2 мм). 17 — окантовка нервюры (бальза 2X10 мм), 18 — усиление задней кромки (бальза 3 мм). 19 — задняя кромка крыла (бальза 4X11 мм), 20 — передняя бобышка крыла (плотная бальза 15 мм). 21 — дюралюминиевая трубка 10X1, 22 — косынка стены лонжерона (фанера 1 мм). 23 — обшивка центральной части крыла (бальза 2 мм).

24 — рулевая машинка привода элеронов, 25 — тяга к элерону (проволока ОВС диам. 2 мм), 26 — кабанчик элерона (проволока ОВС диам.

2,5 мм), 27 — трубка-шарнир кабанчика, 28 — накладка (фанера 1 мм), 29 — обтекатель-кронштейн для установки рулевой машинки (стеклопластик 0,8 мм), 30 — дополнительный лонжерон (бук 10X6 мм), 31 — передняя кромка стабилизатора (сосна 5X3 мм), 32 — стабилизатор (пенопласт упаковочный 5 мм), 33 — лонжерон стабилизатора (липа 5 мм), 34 — руль высоты (пенопласт упаковочный 5 мм), 35 — окантовка (липа 5X3 мм), 36 — граница задней косынки стены лонжерона

Многих, возможно, привлечет относительно малая нагрузка на несущую поверхность — около 45 г/дм2.

Она не только допускает полет с маленькой скоростью, но и позволяет стартовать с руки. Это в первую очередь оценят те, у кого нет поблизости подходящей цементной либо асфальтовой полосы для взлета. В таком варианте шасси лучше по большому счету не монтировать, аппарат от этого лишь победит.

Дело в том, что стойки с колесами на учебной должны быть усиленными, дабы выдерживать и «школьные», часто весьма неотёсанные, посадки, соответственно, иметь солидный вес. Сняв их, вы облегчите микросамолет и улучшите его характеристики. Обезопасисть обшивку крыла от повреждения о неровности грунта несложно, установив под передней частью фюзеляжа маленькую легкую лыжу.

ФЮЗЕЛЯЖ возможно сделан двумя методами.

Первый — хороший — комплект из фанерной обшивки и шпангоутно-стрингерного каркаса. Базой его помогает несущий монокок, образованный замкнутым контуром листов и боковин верхней и нижней обшивок, исходя из этого от склейки и качества подгонки этих элементов зависит прочность всего фюзеляжа. Боковины вырежьте из фанеры толщиной 1 мм, начиная от задней кромки крыла, медлено уменьшайте их толщину до двух слоев у финиша фюзеляжа.

Переднюю же часть усильте накладками из того же материала. Применяйте клей на эпоксидной базе, как, но, и при сборке всей модели.

Ждя отверждения смолы, займитесь шпангоутами. Первый, несущий бруски моторамы, нужно склеить из четырех слоев фанеры толщиной 1 мм, остальные выпиливаются из двухмиллиметровой. Не забудьте на второй шпангоут установить накладку, в которой предстоит просверлить отверстие под штырь крепления крыла, а на четвертый — бобышку с резьбовым гнездом.

Вырежьте из бука бруски моторамы и липовые лонжероны фюзеляжа. Шепетильно подогнав их к первым шпангоутам, соберите силовую часть. По лапкам двигателя разметьте и просверлите з брусках отверстия диам. 2,5 мм и нарежьте в них резьбу М3.

Ко мне вклеите долгие винты крепления мотора, что фиксируется за счет прижима лапок навертываемыми на винты гайками. Такая установка двигателя намного долговечнее, чем с применением распространенных резьбовых грибков, поскольку всецело предохраняет древесину от набухания просочившимся по микротрещинам маслом и топливом.

Обработав носовую часть, приклейте к шпангоутам треугольные рейки-стрингеры и на них разместите остальные шпангоуты хвостовой части и хвостовую бобышку.

Сейчас дело за обшивкой бортов. Приклеивая ее к каркасу, вы оцените пользу прямолинейности образующих фюзеляжа. Это намного облегчит выравнивание всего каркаса на доске-стапеле.

Обратите внимание, что фюзеляж и при виде сверху имеет контур, по большей части образованный прямыми линиями.

Плавный изгиб имеется лишь у носовых частей бортов.

Узкой фанерой обшейте верх и низ фюзеляжа, причем основание зализа крыла, которое помогает и его ложем, вырезается заодно с нижней обшивкой. Готовая «скорлупа» зашкуривается, закругляются ее кромки, вклеивается передняя бобышка.

Посла окончания работы над фюзеляжем оклейте ложе крыла узким поролоном, дабы не допустить попадание горючего на аппаратуру радиоуправления Установите киль и подгоните крышку носового отсека, где будут размешаться источники тока и топливный бачок. В секциях же, закрываемых крылом, на несложных основаниях крепятся рулевые и приёмник машинки управления рулями хвостового оперения и газом двигателя.

Был испытан и второй вариант конструкции фюзеляжа — пенопластовый.

Из материала ПХВ толщиной 4 мм вырезали все подробности обшивки, кроме того усиливающие накладки. При всей кажущейся «несерьезности» таковой конструкции она сказалась достаточно твёрдой, а в эксплуатации выдерживала значительно белее посадки и грубые удары, нежели с обшизкой из фанеры.

КРЫЛО простое, особенных пояснений ни его конструкция, ни разработка изготовления не требуют. Необычно только крапление рулевой машинки — на стеклопластиковом обтекателе-кронштейне.

Такая подвеска разрешает не только скоро ставить и снимать механизм, но и избавиться от выступов на верхней части центроплана, каковые довольно часто мешают сбросу крыла при неудачных встречах модели с почвой.

Вычерчивая крыло в натуральную величину, попытайтесь не исказить форму законцовок. Срезанные наискось финиши консолей не только облагораживают форму крыла при виде сверху, но помогают увеличению устойчивости всего аппарата.

Как раз такие законцовки разрешили придать несущим плоскостям относительно маленький угол поперечного V (на учебных моделях он в большинстве случаев увеличен в 1,5 раза).

Крепление крыла к фюзеляжу самый прогрессивного типа. Осуществляется за счет букового штыря, вставляемого в дюралюминиевую трубку центроплана и входящего на 8 мм во второй шпангоут, и посредством капронового винта M5, прижимающего заднюю кромку плоскостей к ложу крыла.

При ударе консоли о почву в аварийной обстановке пластмассовый болт срезается, и крыло отпадает от фюзеляжа. Свойство для того чтобы крепления обезопасисть модель от излома не меньше, чем у резиновой ленты, использовавшейся раньше для примотки крыла. Но в полете оно не разрешит разным частям модели сместиться относительно друг друга, да и внешний вид аппарата победит, не говоря уже об удобствах съёма и установки плоскостей при транспортировке либо необходимости добраться до радиоаппаратуры.

Рис. 2. Фюзеляж:

1 — моторама (бук 12X10 мм), 2 — передняя бобышка фюзеляжа (липа), 3 — треугольные рейки усиления стыка моторного шпангоута с бортами (липа 8X8 мм), 4 — лонжерон фюзеляжа (липа 5 мм).

5 — треугольные рейки-стрингеры (липа 8X8 мм), 6 — накладка (фанера 4 мм), 7 — нижняя обшивка, она же основание зализа крыла (фанера 1 мм), 8 — резьбовая бобышка (береза), 9 — борт фюзеляжа (фанера 1 мм), 10 — накладка борта (фанера 1 мм), 11 — крышка отсека (фанера 1 мм), 12 — гнездо крепления крышки отсека, 13 — хвостовая бобышка (липа).

Рис. 3. Шасси:

1 — дополнительный лонжерон (вклеивается при сборке в крыло), 2 — стойка шасси (проволока ОВС диам.

3,5 мм), 3 — накладка (сталь 1 мм), 4 — шуруп крепления накладки.

Рис. 4. Типовой кабанчик:

1 — тяга (бальза диам. 6 мм), 2 — фиксатор (проволока ОВС диам. 1 мм), 3 — оконцовка тяги (проволока ОВС диам. 2 мм), 4 — сухарь кабанчика (дюралюминий либо капрон), 5 — кабанчик (проволока ОВС диам. 2,5 мм), 6 — кронштейн (латунь 0,5 мм).

Рис. 5. Стабилизатор:

1, 2 — наполнитель (пенопласт упаковочный 5 мм), 3 — планка крепления кабанчика.

4 — отверстие под винт крепления стабилизатора, 5 — законцовка (бальза 5 мм), 6 — обтекатель (бальза), 7 — штырь (бук диам. 5 мм), 8 — накладка (фанера 1 мм).

Рис. 6. Топливный бачок:

1 — дренажная трубка, 2 — полиэтиленовая банка, 3 — грузик-заборник, 4 — резиновая трубка забора горючего, 5 — крышка банки, 6 — питающая и дополнительная дренажная заправочная трубки (дополнительная по окончании заправки бачка закрывается).

Рис.

7. Вариант конструкции крыла:

1 — пенопластовые консоли. 2 — дополнительный лонжерон крепления шасси, 3- лонжерон-связка (фанера 3 мм), 4 — щеки бобышки (фанера 1 мм), 5 — бобышка (бальза 15 мм), 6 — дюралюминиевая трубка 10X1, 7 — носок помощи дополнительного лонжерона (фанера 2 мм), 8 — передняя кромка (бальза 5 мм), 9 — обрамление задней кромки (бальза), 10 — накладка (фанера 1,5 мм).

Пара слов о профиле. Изготавливая железные шаблоны его очертания, будьте весьма внимательны. Так как многие преимущества данной модели — итог применения относительно нового профиля Е474, что, как и остальные профили Эпллера, требует тщательного выдерживания контура.

Рекомендуем рассчитывать и строить шаблоны под хорду 260 мм, наряду с этим по окончании обрезки их до 250 мм по хвостику заднюю кромку крыла возможно будет выполнить не ножевидной, что весьма сложно, а затупленной. Е474 разрешает аппарату держаться в воздухе кроме того на маленькой скорости, причем в отличив от моделей, крылья которых имеют профили типа NACA 00…, новая совсем не склонна к самопроизвольному срыву в штопор при утрата скорости.

Занимателен и второй вариант конструкции крыла.

В случае если у вас имеется возможность применять строительный либо упаковочный пенопласт громадных размеров, вырежьте из него консоли, пользуясь железными шаблонами и нагретой электрическим током нихромовой проволокой. Вклеив в пенопласт элементы конструкции, обтяните крыло плотным ватманом либо стеклотканью толщиной 0,1 мм на эпоксидной смоле, нужно сдублировать по центроплану данный слой на размахе 300 мм.

Собрать и подготовить такие плоскости к окраске возможно чуть ли не втрое стремительнее, чем простые, в весе же пенопластовое крыло проигрывает наборному мало — всего 20 процентов.

СТАБИЛИЗАТОР с профилем плоской пластинки, как и руль высоты, вырезан из упаковочного пенопласта и окантован рейками. По окончании окончания обработки он оклеивается узкой писчей бумагой.

Крепится стабилизатор как крыло, лишь диаметр букового штыря меньше — 5 мм, да и капроновый винт уже — М3.

ШАССИ современного торсионного типа. При взлетах — посадках на грунтовых полосах диаметр стоек лучше расширить до 4 мм.

ТОПЛИВНЫЙ БАЧОК количеством около 150 см3 сделан из полиэтиленового флакона из-под шампуня.

На модели его нужно закрепить так, дабы его ось была на 10 мм ниже оси жиклера карбюратора двигателя. При изготовлении бака удостоверьтесь в надежности, достаточен ли грузик на финише заборной резиновой трубки, — при любом положении бака он обязан добывать до стенок бака, что обеспечит бесперебойное снабжение двигателя горючим.

ЭЛЕМЕНТЫ СОВОКУПНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.

Кабанчики сделаны так, что разрешают регулировать длину плеч, — это понадобится при отладке элеронов и отклонений рулей. Сначала добейтесь, опуская либо поднимая сухари кабанчиков по резьбе, следующих значений больших углов: руль высоты ±20°, руль поворота ±30°, элероны ±15°. Такие углы обеспечат простоту управления при первых стартах. Потом они корректируются в зависимости от особенностей модели, требований к ней и… темперамента пилота.

Особенное внимание уделите навеске рулей. Основное условие — легкость хода при минимальных люфтах. На прототипе навеску вели посредством капроновых лент шириной 15 мм, вклеенных под обшивку еще перед внешней отделкой аппарата Так, ось вращения элементов появилась фактически на поверхности оперения либо крыла.

Клиновидные пазы на пилотажные особенности модели не повлияли.

ДВИГАТЕЛЬ — «Радуга-7». Употребляется со штатным воздушным винтом, управляемым карбюратором и глушителем, имеет доработанную поршневую группу. Последняя облегчена, что разрешило возможность снизить уровень вибраций, вредно воздействующих как на ресурс модели, так и на надежность работы машинок.

Внешняя отделка пилотажки простая, ничем не отличается от обширно используемых в модельной практике.

Перед первыми стартами проконтролируйте положение центра тяжести — он на первых порах обязан пребывать не дальше 30 процентов САХ (средней аэродинамической хорды). По окончании «ознакомления» с летными особенностями модели это расстояние возможно расширить до 40 процентов САХ.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ — весёлое и волнующее событие.

Но пускай эмоции не вынудят забыть о предстартовой подготовке. Удостоверьтесь в надежности крепление двигателя и бака, положение центра тяжести модели, легкость хода рулевых машинок и правильность их подключения, оперения искривлений и отсутствие крыльев, состояние батарей либо аккумуляторная батарей.

Перед стартом удостоверьтесь в надежности работу двигателя, устойчивость режима малого газа.

Полезно взглянуть, надежно ли функционирует аппаратура в условиях вибрации от трудящегося мотора, как легко и прямо катится модель по полосе.

Сначала лучше взлетать с колес. В случае если это ваш первый микросамолет с двигателем, поручите его облетывание более умелому коллеге.

В случае если же хорошей взлетной полосы отыскать не удалось, новая модель (непременно, с незакрученными плоскостями и верно отцентрованная) может стартовать и с руки. И тут лучше иметь ассистента, для которого метание аналогичных снарядов будет не внове.

КООРДИНАТЫ ПРОФИЛЯ Е474

По окончании того, как вы выясните нужное положение рукояток триммеров на передатчике, взлет с руки не сложнее, чем с почвы, и не меньше эффектен. Ставьте лишь перед стартом триммер руля высоты в положение «вверх» и всецело заполняйте бак: полупустой он может стать обстоятельством остановки двигателя в самый неподходящий момент. По окончании комплекта обычной полетной скорости триммер переводится в оптимальное положение.

Сейчас поднимайте модель повыше (конечно, покинув ее в дальности действия и пределах видимости радиоаппаратуры). На первых порах нужно мало убрать газ двигателя. Это не смотря на то, что и уменьшит возможность маневра в вертикальной плоскости, но окажет помощь освоиться с норовом вашего «акробата».

В пробном полете не пробуйте выполнить целый комплекс. Начинайте с несложных «плоских» фигур (развороты на заданный угол, исполнение «коробочки»). В последующих тренировках удостоверьтесь в надежности, как аппарат реагирует на энергичные действия ручками управления рулём и элеронами высоты.

В то время, когда вы «сдружитесь» с летящей моделью, имеете возможность испытать собственные силы в исполнении несложных фигур акробатического комплекса.

Умелому пилоту подобный микросамолет показался бы вялым в управлении, но для учебы нужен как раз таковой, с высокой степенью устойчивости. Потом управляемость возможно довести до требований, предъявляемых к чемпионатным моделям, переместив центр тяжести аппарата в крайнее заднее положение.

ГЛАВНЫЕ Эти

S кр — 34,5 дм2
S ст. — 6,5 дм2
Р — 1600 г
Р — 46 г/дм2

Е. КОЗЫРЕВ


Случайные записи:

ПРОФИ в сложных ситуациях || АвтоСтрасть


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Учебная парта» кордовика

    Изготовление модели лучше начать с самой трудоемкой подробности — крыла. Тут оно прямоугольное и складывается из 14 нервюр, двух лонжеронов, задней…

  • Учебная пилотажная

    Выработав определенный автоматизм в управлении кордовой моделью при горизонтальном полёте и взлёте, возможно приступать к постройке более сложного…

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…

  • Самолёт для жертв цейтнота или… совсем ленивых

    Думаю, многим знакома обстановка: приходишь с работы — выжатый как лимон и снова взором цепляешься за аппаратуру на полке и «дрова», висящие на стене с…