-
В небо — на роторе
16.08.2017 В мире моделей
-
Кордовая модель автожира с двигателем МК-17. Читателям издания «Моделист-конструктор» нет необходимости растолковывать, что такое автожир. Но нынешние авиамоделисты, вероятнее, забыли, что такие винтокрылые летательные аппараты существуют. А ведь в 60-е годы прошлого века среди официально утвержденных классов существовал достаточно популярный у кордовиков класс моделей автожиров, соревнования в котором разыгрывались на всех уровнях — впредь до первенстве страны.
Ну а сейчас эти винтокрылые летательные аппараты создают считанные моделисты. В предлагаемой публикации делается попытка пробудить интерес к этому занимательнейшему летательному аппарату.
Сам термин «автожир» происходит от греческих слов autos — сам, и gyros — вращение. Они в полной мере определяют сущность этого летательного аппарата, у которого подъемная сила создается воздушным вин-том-ротором, вольно вращающимся под действием набегающего воздушного потока, а поступательное перемещение — от воздушного винта-пропеллера. Автожир был изобретен испанским авиаконструктором Хуаном де ла Сиервой в 1919 году; в первой половине 20-ых годов двадцатого века ему удалось создать аппарат с хорошими летными данными.
У нас первый автожир был выстроен во второй половине 20-ых годов XX века Н. И.Камовым и Н.К.Скржинским. Впредь до начала ВОВ было произведено около 15 автожиров разных модификаций, одна из таких автомобилей участвовала в войне в качестве корректировщика и разведчика.
Показавшиеся в конце 30-х годов вертолеты скоро вытеснили автожиры из «громадной» авиации. Сейчас эти летательные аппараты остались только в любительской и спортивной авиации, где конструкторы создали много занимательнейших автомобилей этого типа. В ряде государств сверхлегкие одно- и двухместные автожиры выпускаются серийно.
Геометрическая схема моделя автожира с двигателем МК-17
Компоновка модели автожира:
1 — кок воздушного винта; 2 —воздушный винт; 3 —двигатель МК-17 «Юниор»; 4—колесо шасси; 5 — стойка шасси (дюралюминий, лист s2,5); 6 — крепление шасси (болт М3 с гайкой); 7 — крепление поперечины (болт М3 с шайбой и гайкой); 8 — обшивка фюзеляжа (фанера s1); 9 — тяга управления рулем высоты (дюралюминиевая вязальная спица d2); 10— хвостовой костыль (проволока ОВС d2); 11 — кабанчик руля высоты (дюралюминий s2); 12— киль (бальза, пластина s4); 13 — лопасть несущего винта-ротора (липа, рейка сечением 31×6); 14 — задняя балка пилона (сосна, рейка сечением 8×10); 15 — втулка несущего винта-ротора; 16 — ось втулки; 17— ось несущего винта-ротора (шпилька М3 с шайбой и гайкой); 18 — бобышка пилона (липа); 19— балка моторамы (сосна, рейка сечением 8×10); 20 — нижняя балка фюзеляжа (сосна, рейка сечением 10×8); 21 — передняя балка фюзеляжа (сосна, рейка сечением 8×10); 22— косынка (липа); 23 — крепление двигателя (болт М3 с шайбой и гайкой); 24 — топливный бак (белая жесть s0,3); 25 — поперечина (вы-клейка из пяти слоев фанеры s1); 26— балластный груз (свинец, масса 30 г); 27 — ось горизонтального шарнира лопасти несущего винта (сталь, проволока d3); 28—горизонтальное оперение (бальза, пластина s4); 29—петля руля высоты (капрон, лента b10); 30 — руль высоты (бальза, пластина s4); 31 — направляющая корд управления (дюралюминий, лист s1); 32 — ось качалки управления (болт М3 с двумя гайками и двумя шайбами); 33 — качалка управления
Но, возвратимся к модели автожира. Она представляет собой винтокрылый летательный аппарат с двухлопастным несущим винтом-силовой установкой и ротором на базе компрессионного двигателя МК-17 рабочим количеством 1,5 см3.
Фюзеляж модели собран из сосновых реек и оклеен 1-мм фанерой. Две горизонтальные рейки фюзеляжа делают функцию моторной рамы; задняя часть нижней является балкой , на которой крепится хвостовое оперение—стабилизатор и киль с рулями высоты. Перпендикулярно фюзеляжу, по оси винта-ротора, двумя гайками и болтами фиксирована поперечина, склеенная эпоксидной смолой из пяти фанерных заготовок толщиной 1 мм — на ней устанавливаются качалка управления, балластный груз массой около 30 г и направляющая Для корд управления.
Хвостовое оперение цельнобальзовое. Киль, руль и стабилизатор высоты вырезаны из бальзовых пластин толщиной 4 мм. Крепление руля на стабилизаторе — на «мягких» петлях, воображающих собой отрезки капроновой ленты шириной около 10 мм.
Кабанчик управления — дюралюминиевый, на руле он монтируется посредством миниатюрных винтов-саморезов диаметром 2 мм.
Несущий винт-ротор направляться. Любая из лопастей оснащена горизонтальным шарниром, не передающим на фюзеляж модели опрокидывающий момент, появляющийся при. обдуве лопастей (справа лопасть идет навстречу набегающему потоку, слева — по потоку; соответственно появляется отличие в подъемных силах с правой и левой сторон аппарата, и момент сил, стремящейся его опрокинуть). Лопасти, вырезанные из липовых дощечек, являются, по сути, крылья с симметричным профилем относительной толщиной 20 процентов; большая толщина лопасти отстоит от ее носка на расстоянии 30 процентов текущей хорды.
Втулка несущего винта-ротора вырезана и выгнута из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм. Заготовка для нее вырезается в соответствии со схемой развертки с маленьким припуском; сверловка отверстий и окончательная обработка детали осуществляются по окончании сгибания заготовки. Шарнир втулки складывается из отрезка дюралюминиевой трубки с внутренним диаметром около 4 мм и вставки из отрезка пишущего стержня гелевой шариковой ручки.
Крепление вставки производится посредством железной оправки, нагретой до температуры размягчения стержня. Регулировка шага несущего винта-ротора производится закручиванием горизонтальной части втулки — сделать это возможно посредством двух круглогубцев. Ось втулки представляет собой металлическую шпильку с резьбой М3, заклеенную в липовом пилоне верхней части фюзеляжа.
Лопасть несущего винта-ротора
Втулка несущего виита-ротора:
1 — корпус (дюралюминий, лист s2,5); 2 — обойма (дюралюминий, трубка 5×0,5); 3 — вставка (трубка стержня гелевой ручки)
Поперечина:
1 — основание поперечины (вы-клейка из пяти слоев фанеры s1); 2 — балластный груз (свинец, масса 30 г); 3 — заклепка (свинец); 4 — направляющая корд управления (дюралюминий, лист s1); 5 — крепление направляющей (заклепка, алюминиевая проволока d2)
Качалка управления:
1 — качалка (дюралюминий, лист s2,5); 2 — громадная втулка (часть стержня гелевой ручки); 3 — малая втулка (часть стержня шариковой ручки)
Шасси модели рессорное, его стойки вырезаны из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм и закреплены на фюзеляже парой болтов с гайками. Колеса диаметром 40 мм — пластмассовые, от подходящей детской игрушки.
Топливный бак модели спаян из белой жести толщиной 0,3 мм. Трубка питания, и заправочная и дренажная трубки — бронзовые. Крепление бака к фюзеляжу — двумя винтами-саморезами.
Отделка модели самая простая — вышкуривание и окраска подходящими по цвету автоэмалями.
Полеты модели осуществляются на кордах длиной 10—12 м. По окончании прогрева двигателя рекомендуется раскрутить ротор и лишь затем отправлять модель в полет. К сожалению, недостаточная мощность полуторакубового МК-17 не дает возможности создавать какое количество-нибудь сложные полеты. По окончании освоения взлета, посадки и горизонтального полёта имеет суть оснастить модель автожира более замечательным двигателем — к примеру, типа КДМ-2.5Д.
И. СОРОКИН
Случайные записи:
Александр Иванович- полет в роторе.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Категория высотных моделей (S1) — одна из самых «ветхих» в ракетомоделизме. С 1985 года, с шестого мирового первенства, она прочно «прописалась» во всех…
-
Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под…
-
В отечественных репортажах о соревнованиях ракетомоделистов неоднократно упоминалась категория ротошютов — S9. Как раз эту категорию ракетных моделей…
-
Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…
-