Двухмоторный электролет

23.12.2011 В мире моделей

Полеты кордовых «пилотажек» — красивое зрелище, в равной степени волнующее и спортсменов, и зрителей. Соответственно, среди авиамоделистов-кордовиков число приверженцев пилотажа очень громадно. И оно могло быть намного большим, если бы не неприятности с авиамодельными двигателями.

Маленький ресурс двигателей внутреннего сгорания, трудности добывания топливной смеси, сложности с запуском (особенно зимний период) — все это не содействует популярности кордовых моделей с ДВС по большому счету и пилотажных в частности.

Как раз исходя из этого кор-довики всегда ищут замену капризным ДВС и все больше обращают внимание на электрические.

На данный момент созданы достаточно замечательные и компактные электродвигатели, и маленькие источники энергии громадной емкости, что разрешает создавать кордовые модели, талантливые делать фактически целый комплекс пилотажа.

Сейчас обращение отправится о относительно несложном двухдвигательном кордовом пилотажном электролете.

Выбор аэродинамической схемы модели в значительной мере обусловлен относительно маленькой мощностью имеющихся в наличии электродвигателей типа ДК-5-19.

Как раз исходя из этого модель с делана двухмоторной. Кроме удвоения мощности улучшился обдув крыла и закрылка, что повысило подъемную силу на малых скоростях полета, и стабилизатора, что, со своей стороны, благоприятно сказалось на маневренности аппарата.

Крыло электролета наборной конструкции с обшивкой из лавсановой пленки имеет симметричный профиль типа Як-55 (модифицированный) с относительной толщиной 16,4 процента по всему размаху (не учитывая хорды закрылка).

Таковой профиль значительно чаще употребляется для пилотажных моделей — он владеет хорошими несущими особенностями, а темперамент сваливания модели с крылом для того чтобы профиля в большинстве случаев мягкий и плавный, что значительно упрощает пилотирование электролета.

Крыло планировало на ровной доске, на которой был закреплен плаз — лист бумаги с выполненной на нем в масштабе 1:1 плановой проекцией этого узла модели.

Затем плаз затягивался полиэтиленовой пленкой, дабы комплект крыла не приклеился к нему при сборке.

Для увеличения точности сборки на стапеле крепились две ровные рейки на расстоянии 110 мм друг от друга. Потом посредством булавок и прищепок фиксировались передняя и задняя кромки крыла, и нижняя полка лонжерона, по окончании чего на эпоксидном клее устанавливались нервюры.

По окончании отверждения эпоксидной смолы на крыло были установлены зашивки и верхняя полка лонжерона из 1 -мм бальзы — в зоне плоскости симметрии крыла и в местах размещения двигателей. У концевого шпангоута правой консоли закреплен свинцовый груз массой около 15 г.

Качалка управления, вырезанная из стеклотекстолита толщиной 3 мм, установлена посредством пары дистанционных полиэтиленовых стальной оси и втулок диаметром 3 мм в коробе, склеенном из липовых реек; последний смонтирован в крыле, в отсеке между первой и второй нервюрами.

Мотогондолы модели склеены из эпоксидной смолы и тонкой стеклоткани на древесной болванке, цилиндрический участок которой соответствует диаметру двигателя (у ДК-5-19 — около 20 мм).

Перед формовкой болванка изолировалась узкой (пищевой) полиэтиленовой пленкой, дабы возможно было снять склейку по окончании полимеризации эпоксидной смолы. Готовая оболочка ошкуривалась, дорабатывалась в соответствии с чертежом и приклеивалась эпоксидной смолой к крылу.

Двухмоторный электролет

Геометрическая схема кордовой пилотажной модели с электроприводом

Фюзеляж:

1 — передний обтекатель (бальза); 2 — шпангоут № 1 (бальза, пластина s2); 3,17 — стрингеры (липа, рейка 2×2); 4 — накладка (липа, пластина s4); 5 — шпангоут № 2 (бальза, пластина s2); 6 — верхняя стена (бальза, пластина s1,5); 7 — зашивка ложемента крыла (бальза, пластина s1,5); 8 — шпангоут № 3 (бальза, пластина s2); 9 — бобышка (липа, гшас-тина s10); 10 — гайка МЗ; 11 —шпангоут № 4 (бальза, пластина s2); 12 — боковая стена фюзеляжа (бальза, пластина s 1,5); 13 — шпангоут № 5 (бальза, пластина s2); 14 — шпангоут № 6 (бальза, пластина s2); 15 — киль (бальза, пластина s3); 16,18 — нижняя стена фюзеляжа (бальза, пластина si,5); 19 — нижний обтекатель (бальза)

Крыло:

1 — законцовка (липа, пластина s2); 2 — задняя кромка крыла (бальза, рейка 10×5); 3 — накладка (бальза, рейка 10×2); 4 — вставка; 5 — задняя кромка закрылка (липа, рейка 5×2): 6 — передняя кромка закрылка (липа, рейка 4×2); 7— петля (капроновая тесьма); 8 — раскос каркаса закрылка (липа, рейка 2×2); 9 — корневая нервюра закрылка (липа, рейка 8×3); 10 — торсион (сталь, проволока ОВС d1); 11—кабанчик управления закрылком (дюралюминий, лист si); 12 — нервюра (бальза, пластина s2); 13 —зашивки центральной части крыла и территории крепления мотогондол двигателей (бальза, пластина s1); 14 — полки лонжерона (сосна, рейка 5×2); 15 — обтекатель нижней части крыла (бальза); 16 — передняя кромка крыла (сосна, рейка 3×3); 17 — качалка совокупности управления (стеклотекстолит, лист s3); 18 — дистанционные втулки (полиэтилен); 19 — ось (сталь, проволока d3); 20— стены короба качалки (сосна, рейка 5×3)

Винтомоторная установка кордового электролета:

1 — кок винта (полистирол); 2 — воздушный винт (d150, h = 150); 3 — электродвигатель ДК-5-19; 4 — мотогондола (выклейка из эпоксидной смолы и стеклоткани);5 — крыло

Установленные в мотогондолы электродвигатели ДК-5-19 соединены параллельно многожильным проводом сечением 0,25 мм2 с применением пайки и подключены к токоведущим кордам (снова же посредством пайки).

Наряду с этим использованы стандартные металлические корды.

Подготовленное так крыло было снято со стапеля, зачищено и обтянуто узкой лавсановой пленкой на клее БФ-6.

Закрылки — наборной конструкции, с обтяжкой их каркасов лавсановой пленкой на клее БФ-6. На крыло закрылки навешены посредством капроновых петель.

Горизонтальное оперение имеет форму плоской пластины со скругленной прямой и передней задней кромкой. Стабилизатор собран на доске-стапеле. Обтяжка — узкой лавсановой пленкой на клее БФ-6.

Рули высоты цельнобальзовые, со стабилизатором они соединены капроновыми петлями.

Схема построения профиля крыла

Таблица контрольных сечений профиля крыла

Фюзеляж кордовой не сильный, имеющий в сечении форму трапеции, собран из четырех стенок (бальзовые пластины толщиной 1,5 мм) и шести шпангоутов (2-мм бальзовые пластины). В нижней части фюзеляжа стыки усилены стрингерами — липовыми рейками сечением 2×2 мм.

Несъемный киль модели выпилен из 3-мм бальзовой пластины и для облегчения имеет вырезы. Перед вторым (полагая от носа модели) шпангоутом прикреплена накладка с отверстием диаметром 5 мм под штырь-фиксатор крыла.

По окончании отверждения эпоксидного клея на участке между вторым и третьим шпангоутами выполнен вырез под ложемент крыла, перед третьим шпангоутом закреплена бобышка с вклеенной в нее гайкой МЗ (с ее помощью стыкуются фюзеляж и крыло) и бальзовой полосой толщиной 1,5 мм заклеен вырез под ложемент крыла. Передний и нижний обтекатели носовой части — цельнобальзовые, облегченные (с толщиной стенок 2—3 мм). По окончании ошкуривания фюзеляж грунтован и окрашен нитроэмалью.

Киль оклеен лавсановой пленкой. Фонарь «кабины» вырезан из прозрачного пластикового флакона из-под шампуня, головка «пилота» и заголовник «кресла» — из окрашенного пенопласта.

Шасси рессорного типа выгнуто из металлической проволоки ОВС диаметром 1,5 мм.

Колеса шасси диаметром 25 мм вырезаны из плотного пенопласта марки ПХВ; втулка колеса представляет собой пластиковую трубку (отрезок стержня гелевой шариковой ручки), а вместо шины на колесо намотано пара витков виниловой изоленты. Шасси прикреплено к крылу посредством бальзового обтекателя, в котором прорезаны углубления под изогнутую центральную часть рессоры.

Воздушные винты имеют диаметр 150 мм при шаге 150 мм.

Так как для маневренной модели оптимальнееиметь винтомоторные установки со встречным вращением пропеллеров, то это, конечно, отразилось на их форме — пропеллеры зеркально-симметричные. Они вырезаны из липы по типу тех, что устанавливаются на кордовых скоростных моделях.

Питание электродвигателей кордовой модели — от 12-вольтного мотоциклетного аккумулятора емкостью 12 А-ч, что находится за спиной спортсмена в маленьком ранце школьного типа.

Ручка управления моделью выпилена из 12-мм фанеры; в верхней ее части, где при управлении находится громадной палец правой руки спортсмена, установлен тумблер включения двигателей. К кордам, около точек их крепления к ручке управления, припаяны финиши двужильного шнура; свободные их финиши оснащены разъемом, благодаря которому к ним и подключается аккумулятор.

Регулировка кордовой электропилотажки сводилась . к подрезке лопастей воздушных винтов с опробованиями модели по окончании каждой таковой операции. Наряду с этим замерялась симметричность левого двигателей и тяги правого посредством подвешивания модели на резиновой нити винтомоторными установками вниз. Запуская попеременно левый и правый электродвигатели, возможно как следует (а при жажде и количественно) оценить тягу каждого из них.

После достижения равной и оптимальной тяги винтомоторных установок лопасти винтов балансировались, шлифовались и покрывались паркетным лаком.
И.СОРОКИН


Случайные записи:

Стремительный 2м rc


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В воздухе — «электричка»

    В специальных авиамодельных изданиях все чаще публикуются материалы об авиамоделях с электроприводом. Сейчас на элетротяге в полной мере удачно летают и…

  • Пилотажка в линейку

    Кордовая пилотажно-тренировочная модель самолета. В наши дни кордовый авиамоделизм значительно отличается от классического, спортивного. на данный момент…

  • В полете — как настоящий…

    Кордовая модель самолета-высокоплана. Первые несложные кордовые модели. сделанные из пары дощечек, скоро надоедают начинающим моделистам — им, само собой…

  • Летающий «тренер»

    Учебная кордовая модель самолета. Эта кордовая модель — тренировочная, равно как для авиамоделиста-конструктора, так и для авиамоделиста-пилота….