Гидрокарт «мустанг»

19.04.2012 В мире моделей

Его назвали гидрокартом, не смотря на то, что он больше будет похожим необычный водяной мотоцикл. Выстроено это спортивное микросудно на Донецкой областной станции юных техников в кружке «Малое судостроение». Как сообщил в редакцию директор станции Н. В. Васильев, кружок отмечает в этом году собственный пятнадцатилетие. Первоначально на занятиях юные техники изучали назначение и устройство разных спортивных и прогулочных судов, разрабатывали новые конструкции, .по большей части — моторных лодок.

Работа приводила к большой заинтересованности ребят, но чувствовалось, что чего-то все-таки не хватало. Скоро стало ясно, что юным «корабелам» хотелось не только создавать моторные суда, но и самим испытывать их и более того — соревноваться: чья машина оказалась быстроходней, соответственно, технически идеальнее.

Для этих целей требовалось простое в постройке, уникальное по схеме и надёжное на ходу микросудно, талантливое удовлетворить жажду мальчишек к гонкам на воде.

Хотелось отыскать вариант, самый приближенный к возрасту и возможностям юных судостроителей. Таковой конструкцией и стал гидрокарт.

Первые его образцы были созданы десять лет назад.

Они сходу продемонстрировали, что направление поиска выбрано удачно. Микросудно неожиданным образом соединило в себе привлекательные качества мотоцикла, водной лыжи и скутера: гонщик садился верхом и руководил рулем, как мотоциклист, тогда как корпус микросудна напоминал скутер, а на виражах практически поднимался на ребро, как водная лыжа.

От примера к примеру совершенствовалась неспециализированная компоновка, совокупность дистанционного управления подвесным мотором, форма дна, от которой во многом зависели ходовые качества микросудна.

В первой половине 70-ых годов XX века были совершены первые соревнования, в которых участвовали уже 10 команд из четырех городов Донецкой области. Так показался в области новый вид водно-моторного спорта — гидрокартинг.

Его зарождение поддержал отечественный издание, опубликовав чертежи и описание гидрокарта, схемы автострад для соревнований и примерные правила, созданные на Донецкой облСЮТ. Эти материалы позвали громадной резонанс: в адрес станции пришло большое количество писем от отдельных энтузиастов и коллективов технического творчества.

«Гидрокартинг как вид спорта, — пишет Н. В. Васильев, — в отечественной области вошел достаточно прочно в судьбу многих коллективов детского технического творчества.

В прошедшем сезоне мы совершили уже восьмые областные соревнования среди школьников».

Сейчас на базе районных станций и городских юных техников трудятся 16 кружков юных гидрокартингистов. А это значит, что длится и технический поиск лучшей конструкции необыкновенного спортивного микросудна. Более 10 типов гидрокарта создано за период с 1972 по 1980 год.

Предлагая один из них отечественным читателям, мы сохраняем надежду, что публикация послужит предстоящей популяризации гидрокартинга — увлекательной области увлекательных соревнований и технического творчества па воде, и начального класса подготовки судоводителей и матросов маломерного флота.

Гидрокарт «мустанг»

Рис.

1. Гидрокарт «Мустанг»:

1 — корпус, 2 — коробка сиденья, 3 — подушка сиденья, 4 — топливный бак, 5 — кница, 6 — ролик, 7 — поворотное приспособление, 8 — двигатель, 9 — кронштейн троса газа, 10 — транец, 11 — трос поворота, 12 — ручка газа, 13 — катастрофический выключатель, 14 — руль, 15 — рулевой вал, 16 — декоративное кольцо, 17 — барабан, 18 — упор вала, 19 — ручка.

«Мустанг» — спортивная мотолодка с обводами корпуса «глубокое «V» и плоским участком дна.

В базу проекта лег принцип гидролыжи, использованный в конструкции легендарногокатера «Морские сани» У. Фокса. Такое судно легко всходит на волну и одновременно с этим не выпрыгивает из воды кроме того при высоких скоростях перемещения, поскольку долгая и узкая лыжа малочувствительна к трансформациям угла атаки, относительно мягко принимает нагрузки, да и сама сила удара о волну у нее довольно мала.

Гидрокарт «Мустанг» развивает скорость до 50 км/ч.

Он несложен в управлении, имеет вес и небольшие габариты (около сорока килограмм); может употребляться не только для спорта, но и для увлекательного отдыха на воде.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА

Затевать постройку гидрокарта необходимо со шпангоутов. Их размеры из таблицы плазовых ординат переносятся на миллиметровую бумагу; любой из шпангоутов вычерчивается в натуральную величину. После этого рисунок переносится на картон либо плотную бумагу — приобретаем шаблоны.

По этим шаблонам и размечаются три шпангоута гидрокарта. Первый вырезается из фанеры толщиной 4 мм, обвязка его изготовляется из реек 20X30 мм, прикрепляемых посредством эпоксидной смолы и шурупов. Второй и третий шпангоуты — целиковые, из сосновых досок толщиной соответственно 15 и 20 мм.

На готовых шпангоутах размечаем и выпиливаем пазы для установки стрингеров и киля. Они идут через каждые 150 мм от диаметральной плоскости.

Все обшивка борта и продольные рёбра жёсткости изготавливаются из прямослойной сосны. Палубных стрингеров 6 штук сечением 15X15 мм. Те же размеры у днищевых стрингеров, каковые должны проходить под продольными реданами, укладываемыми на готовый корпус. Для обшивки борта употребляется сосновая планка 15X50 мм, а для киля — сечением 20X40 мм.

Транцевая доска необязательно должна быть целиковой. Она возможно собрана из сосновых брусков сечением 30X40 мм и обшита с обеих сторон фанерой толщиной 4 мм, на эпоксидной смоле и шурупах. Размеры транцевой плиты 38X290X380 мм.

Для сборки каркаса корпуса потребуется стапель, что изготавливается из досок сечением 30X200 мм. Он представляет собой прямоугольную рамку размером 400Х Х2000 мм, которую лучше установить на столе либо козлах — для удобства работы.

При помощи уровня на стапеле отбивают линию палубы: она обязана пребывать не выше 150 мм от его нижней кромки. По данной линии размечается щпация и вырезаются пазы под шпангоуты. Потом тут же размечают линию ДП и натягивают металлическую струну: по ней ориентируют риски ДП всех шпангоутов (имея в виду, что гидрокарт планирует вверх килем).

Первый шпангоут крепится к торцу стапеля. Так же строго перпендикулярно линии палубы устанавливается и второй, а транец — под углом 10° к ней.

К шпангоутам на эпоксидной смоле и шурупах крепятся ребра жесткости: днищевые стрингеры, киль, обшивки борта.

Через дни комплект снимается со стапеля, и предстоящая сборка гидрокарта производится вниз килем на ровном столе в определенной последовательности. Сначала устанавливаются на эпоксидной смоле и шурупах палубные стрингеры; протяженность их ограничена первым шпангоутом.

Для придания желаемой кривизны носовой части гидрокарта из фанеры толщиной 4 мм изготавливают лекало. К верхней его кромке на гвоздях взагиб и смоле крепят две планки 20X20 мм; они будут служить для крепления фанерной обшивки. Дабы изогнуть по ферме лекала, в них делают пропилы на треть толщины.

Со стороны, обращенной к первому шпангоуту, планки мало выпускаются с таким расчетом, дабы их возможно было закрепить на шпангоуте, для чего на нем в районе ДП размечается и вырезается паз; нижняя кромка лекала врезается в киль и крепится шурупами на смоле.

Свободные финиши днищевых обшивки и стрингеров борта закрепляются при помощи соснового бруска 20Х50Х400 мм. Он, со своей стороны, симметрично врезается в лекало и прикрепляется шурупами на смоле к планкам и килю лекала.

Грань бруска, имеющая ширину 50 мм, обязана пребывать на уровне палубы.

Транцевая плита прикрепляется при помощи четырех болтов М8 и эпоксидной смолы. Для повышения жесткости транца необходимо изготовить кницу — треугольник из соснового бруска толщиной 40 мм со сторонами: АВ = 300 мм, ВС = 200 мм, АС = 400 мм. Он обшивается с обеих сторон фанерой толщиной 4 мм на смоле и шурупах.

Стороной ВС кница при смолы и помощи болта крепится к килю, а стороной АВ — к плите.

Завершив подготовку скелета корпуса, возможно приступать к его обшивке. Для этого применяют фанеру толщиной 4 мм.

Затевать необходимо с днища. Любой лист обшивки по периметру прокладывается полосой стеклоткани на смоле — для герметичности, крепление страницы — шурупами, гвоздями взагиб, также на смоле.

Днище обшивается в такой последовательности. Сперва — наклонные участки, после этого — плоский; лист для него должен быть на 80 мм шире самого участка. В случае если нет нужных размеров фанеры — отдельные страницы соединяются на смоле кромками «на ус» и приклепываются бронзовыми гвоздиками.

Перед тем как приступить к обшивке палубы и носовой части гидрокарта, необходимо проклеить смолой изнутри все места соединений, а после этого еще и полосами стеклоткани. По окончании просушки всю внутреннюю поверхность покрыть водостойким лаком. Для удобства переноски прикрепить болтами М6 три ручки: две к транцу, одну — к планкам лекала.

Обшивка палубы выполняется фанерой толщиной 4 мм по той же технологии, что и днище. Внутренняя плоскость каждого страницы предварительно покрывается водостойким лаком, кроме места под комплект. Для кницы вырезается паз, что по окончании закрепления фанеры оклеивается стеклотканью.

Обшивка носовой части — из двух страниц фанеры толщиной 4 мм.

Любая из этих частей крепится кромками к планкам лекала, к первому шпангоуту, к бруску и боковине, врезанному в лекало. Разработка та же, что у палубы и днища.

Рис. 2. Теоретический чертеж гидрокарта (см. кроме этого таблицу).

В то время, когда целый корпус готов, возможно браться за изготовление коробки-сиденья. Из фанеры толщиной 4 мм изготавливают боковины, а из сосновых брусков 20X40 мм — рамку размером 150X290 мм, которая шурупами со смолой прикрепляется к первому шпангоуту. В рамке и в транцевой плите вырезаются пазы с таким расчетом, дабы в них возможно было уложить две планки 20X20 мм, верхняя грань которых пребывала бы на высоте 150 мм от палубы.

Расстояние между внешними гранями этих планок должно соответствовать ширине транцевой плиты.

Совершенно верно под этими планками к палубе крепятся такие же — получается коробка сиденья, к которой и привинчиваются на шурупах фанерные боковины. В том месте, где высота коробки переходит со 150 мм на 230 мм, устанавливается перемычка из соснового бруска.

Еще одна перемычка — из фанеры 10X200X290 мм — будет помогать одновременно и для придания жесткости, и как опора вала руля.

По окончании всех сборочных работ корпус нужно зачистить наждачной бумагой и оклеить швы полосами стеклоткани на эпоксидной смоле. После этого стеклосеткой либо марлей на смоле оклеивают все днище, палубу, носовую часть и коробку-сиденье. Полотнища накладываются бережно и шепетильно прикатываются, дабы не оставлять пузырей; края перекрывают друг друга на 20—30 мм.

По окончании сушки вся оклеенная поверхность зачищается наждачным камнем.

Остается изготовить подушку сиденья, а на днище установить реданы. Для подушки подготавливается рамка, размеры которой диктуются внутренним периметром коробки сиденья. К рамке шурупами на смоле крепится площадка из фанеры толщиной 10 мм: совместно они образуют крышку для коробки. Сверху она обтягивается неестественной кожей на поролоновой прокладке — получается мягкая подушка сиденья.

Реданы нарезаются из бруска 10X40 мм и имеют в сечении треугольник, широкая грань которого должна быть параллельной дну. Первый редан устанавливается под выступающую кромку обшивки плоского участка дна; второй — к стрингеру, третий — к обшивке борта. Все они устанавливаются с прокладыванием полосы стеклоткани, на шурупах со смолой.

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Изготовление гидрокарта заканчивается установкой дистанционного управления подвесным мотором. Оно включает в себя мотоциклетный руль, барабан руля, тросы рулевого управления и газа, ручку газа, поворотное приспособление и два ролика. К мотоциклетному рулю приваривается вал произвольной длины из металлической трубы O 20 мм.

На нем крепится барабан из дюралюминия либо текстолита O 200 мм, а высотой из расчета на 2—3 витка троса, диаметр которого равен 3—4 мм.

Под конец вала устанавливается медный упор, а отверстие в перемычке сиденья улучшается медным кольцом, которое играется и декоративную роль.

Поворотное приспособление является хомутом , к которому приварены два крыла — все из металлической полосы шириной 40 мм и толщиной 4 мм. Суммарная протяженность крыльев не должна быть больше диаметр барабана.

Хомут крепится к корпусу двигателя болтом М10 на таковой высоте, которая исключала бы перекос рулевого троса, прикрепляемого к крыльям через талрепы и проходящего через ролики 40 мм, установленные в Г-образных кронштейнах по краям транцевой плиты.

Для фиксации газового троса на двигателе должен быть установлен кронштейн в форме буквы П из металлической полосы толщиной 3 мм. Для выхода троса в капоте двигателя делается прорезь.

Для обеспечения самосброса газа устанавливается пружина на рычаге дроссельной заслонки. Помимо этого, гидрокарт должен быть оснащен аварийным выключателем, снабжающим остановку двигателя, в случае если шофер не удержался на сиденье.

ОКРАСКА

Самые последние работы — отделочные. Они выполняются в такой последовательности. Ацетоном либо питьевой содой обезжириваются детали и корпус, подлежащие окраске.

Эпоксидной смолой либо грунтовкой ПФ-00-2 шпаклюются неровности, щели, задиры. По окончании зачистки и сушки — неспециализированная шпаклевка теми же материалами. Опять зачистка и сушка, по окончании чего неспециализированная грунтовка цинковыми белилами, еще одна сушка и местная подгрунтовка.

Подготовленная поверхность окрашивается декоративными эмалями: пентафталевая № 570, ПФ-115, глифталевые. После этого сушка, окончательное покрытие и полировка водостойкими (пентафталевый, глифталевый) лаками, по окончании чего полировка и окончательная сушка.

И.

ЦЫГАНКОВ, начальник кружка гидрокартинга Донецкой облСЮТ


Случайные записи:

Моделисты.Катерпиллар.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Синица» в небе

    Потребность в таком самолётике показалась, в то время, когда отечественные юные кордовики уже познали азы управления «фанероидом», и для них настала пора…

  • Технология старая -скорости новые

    Выклеивание корпуса по болванке либо в обратной матрице стало сейчас общепринятой разработкой изготовления скоростных радиоуправляемых судомоделей….

  • Трансатлантик в миниатюре

    Прототипом предлагаемой вашему вниманию модели-полукопии послужило неповторимое моторное скоростное судно Des-triero. Выстроенное итальянским клубом…

  • Аэроглиссер: атакующий и миниатюрный

    …Уже за плечами переломный период войны. Вена, как и многие австрийские города, много горького повидала за эти тяжелые годы. Уничтожены здания и…