-
«Электрические руки» моделиста
04.08.2010 В мире моделей
-
Прошли те времена, в то время, когда главным преимуществом кордовой модели-копии считалось большое сходство с прототипом. Сейчас требуется, дабы она и летала как настоящий самолет. Модель приходится оснащать сложной механизацией, подобной той, что употребляется в громадной авиации.
Сделать оборудование не так уж сложно. Но вот как руководить им в полете?
на данный момент по большей части употребляются два метода управления: механический, посредством дополнительных корд, и электрический. Любой имеет недостатки и определённые преимущества. Но тут мы желаем поболтать о втором методе, электрическом. Сущность его содержится в том, что все механизмы модели приводятся в воздействие моторами, каковые питаются и управляются с почвы: источник питания и пульт управления находятся у «пилота».
Для примера разглядим управление моделью-копией самолета ИЛ-28. Производятся следующие операции: выпуск и уборка шасси и посадочных щитков, закрытие и открытие бомболюка, регулирование оборотов двигателя. Помимо этого, необходимо обеспечить выключение двигателей и торможение колёс.
Для этого ручку управления кордами моделист отклоняет всецело от себя.
Оборудование модели:
1 — заслонки; 2 — концевые выключатели шасси; 3 — концевые выключатели оборотов двигателя; 4 — концевые выключатели щитков; 5 — дюралюминиевые трубки; 6 — червяки; 7 — редуктор; 8 — трубки; 9 — мотор щитков; 10 — мотор оборотов двигателя; 11 — мотор шасси; 12 — диоды; 13 — шестерни; 14 — крепление шасси; 15 — концевые выключатели бомболюка; 16 — механизм бомболюка; 17 — мотор бомболюка; 18 — качалки; 19 — разъем подключения питания; 20 — корды.
Ручки управления (в рамке):
1 — разъем; 2 — кнопки шасси; 3 — кнопки щитков; 4 — кнопки бомболюка; 5 — разъемы; 6 — кнопки управления оборотами двигателей; 7 — вольтметр; 8 — выключатель.
В принципе для исполнения первых четырех операций нам потребуется передать восемь команд. Но, применяя реле, диоды и концевые выключатели, мы сможем обойтись для их передачи всего пятью проводами.
Иными словами, на каждую операцию, складывающуюся из двух команд, вам потребуется один провод плюс один провод, неспециализированный для всех. В этом состоит преимущество схемы.
Разберем, как трудится электрическая схема управления (рис. 1). Предположим, шасси выпущены, концевой выключатель КВ2 надавлен, и его контакты 1—2 разомкнуты.
Схема подготовлена к уборке шасси. При нажатии на кнопку уборки шасси КН2 ее контакты 2—3 замыкаются. Ток идет по цепи + 24 в — обмотка реле Р2 — контакты 4—5 реле Р11—24 в. Реле Р2 срабатывает, замыкает контакты 8—9 и 11 —12. Через диод 8—9 и контакты Д2 напряжение попадает на обмотку электродвигателя уборки шасси М1, контакты 1—2 КВ1, контакты 11—12 Р2. Цепь замкнута — электродвигатель приводит в перемещение механизм уборки шасси.
Рис. 1. Электрическая схема управления моделью
Дойдя до верхнего положения, стойка шасси надавит концевой выключатель КВ1, его контакты отключат электродвигатель от питания.
Для выпуска шасси нажимают кнопку выпуска КН1. По ее контактам 2—3 напряжение поступает на обмотку реле Р1. Оно срабатывает и замыкает контакты 2—3 и 5—6. Напряжение +24 в через контакты 2—3 Р1 и Диод Д1 (контакты 1—2 КВ1 разомкнуты) попадает на обмотку электродвигателя и потом через контакты 1—2 КВ2, 5—6 Р1 — на «минус» источника тока.
Электродвигатель производит шасси. При полном выпуске шасси срабатывает КВ2, его контакты 1—2 размыкаются, и двигатель останавливается.
Остальные цепи трудятся подобно при нажиме иа соответствующие кнопки.
Появляется вопрос: какую роль делают диоды, возможно ли их исключить из схемы? Оказывается, нет. К примеру, попытаемся вместо диода Д2 поставить перемычку и включим «выпуск шасси». Контакты 1—2 КВ2 разомкнутся, а цепь все равно не разрывается — ток идет через перемычку.
Мотор продолжит работу, пройдя ограничитель КВ2. Так недолго и поломать шасси. Диод, что имеет свойство проводить ток лишь в одном направлении, в другом его не пропустит, что нам и необходимо. Блокируя концевые выключатели, диоды тем самым подготавливают цепи механизмов для обратной эволюции.
На модели установлены четыре мотора типа ДП-1 на напряжение 24 в, другими словами на любой механизм собственный мотор.
Концевые выключатели — тина МП-10, диоды — тина Д7.
Кнопки Кн1—Кн8 (типа МТ-1) расположены на двух ручках (см. вкладку). блок и Питание реле (8 реле типа РЭС-6, паспорт РФО 452.103) заключены в особую коробку, которую моделист носит на плече либо надевает на пояс. С ручками управления и источником питания модель связана пятью узкими бронзовыми многожильными изолированными проводами. Они заплетаются в жгут.
Для питания достаточно шести батарей КБС-0,5 неспециализированным напряжением 24 в.
Рис. 2. Совокупность управления выключением и тормозом двигателей.
Совокупность управления тормозом выключателя и колеса двигателей продемонстрирована на рисунке 2 В положении I качалка вольно отклоняется вперед и назад, корды передают упрочнение на рули модели. В случае если ручку управления отклонить от себя, ролик качалки входе в прорезь сегмента (положение II).
Трос, натягиваясь, проворачивает кулачок, что начинает тормозить колесо. При громаднейшем отклонении ручки управления (положение III) ролик скользит в прорези сегмента — торможение длится. Одновременно с этим верхний финиш качалки нажимает на палец диска. Диск вращается, тянет за собой качалки № 1 и № 2. Проволока с кольцом на финише пережимает кембрик, доступ горючею в двигатели заканчивается.
Двигатели ИЛа имеют рабочий количество 5,6 см3. Мощности их при весе модели 2 кг 850 г вполне достаточно для преодоления сопротивления двух корд и жгута. Наряду с этим самолет развивает скорость 80—85 км/ч.
А. МАЛИНОВСНИЙ, Калининградская областная СЮТ
Случайные записи:
Advice to modelers. How to make liquid glue for potolochki | Hobby Island.Russia
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Тренировочная авиамодель «воздушного боя». Появление сейчас в специальных модельных магазинах относительно недорогих и достаточно замечательных…
-
Все чаще приобретаем мы от читателей письма, которые содержат описание летающих моделей, на которых вместо двигателей внутреннего сгорания трудятся…
-
Многократные попытки переделок свободнолетающих моделей вертолетов на радиоуправляемые, как это было с моделями планёров и самолётов, были бесплодными….
-
Bigfoot – первый в мире электрический монстр
Американская забава, грузовики-монстры наогромных колесах создаются не чтобы неспешно добраться из одного пункта в второй, а также не чтобы перевозить…
-