-
Электропилотажка
15.02.2016 В мире моделей
-
Непросто быть «пилотажником»! Как ни в каком втором классе авиамоделизма, успех его выступлений зависит от количества тренировок. И с каким нетерпением ожидаешь окончания продолжительной зимы, дабы выйти с моделью на еще не просохший от талого снега кордодром и качать новый спортивный сезон! Пролетает же он скоро: всего-то пять месяцев. Другое время года возможно применять лишь на постройку новой техники. Вот если бы возможно было продолжать тренировки круглый год!
Но этому мешает и отсутствие зимой площадок, пригодных для старта, и неудовлетворительная работа калильных моторов на холоде. Да и пользы от таких «упражнений» окоченевшей рукой мало.
Но неужто запрещено ничего придумать?
Так как утрата автоматизма в пилотировании за зиму другой раз не редкость столь велика, что для восстановления хотя бы прошлой спортивной формы в начале сезона приходится выполнять многие десятки полетов.
Оказывается, решение нашлось. Неоценимую помощь пилотажникам может оказать кордовая модель с электродвигателем.
Обычно спортсмены относятся к таким моделям как к забавным игрушкам — через чур далеки были электролеты до сих пор ст солидных, настоящих моделей-акробатов. Но вот в издании «Моделист-конструктор» № 8 за 1982 год показались чертежи необыкновенной «электрички».
Модель сразу же привлекла интерес ребят из отечественного кружка, решили взяться за ее постройку.
И скоро все пробовали собственные силы с управлении ею.
Летные особенности «мини-акробата» разрешали с уверенностью делать практически целый комплекс фигур. Это казалось такими необычным, что отечественные юные спортсмены на долгое время закинули все собственные дела и убивали время в школьном спортивном зале, где нам дали тренироваться кроме того в каникулы.
Прошло пара месяцев, и, не обращая внимания на ударившие морозы, парни внезапно опять начали выбираться на заснеженный пустырь со ветхими хорошими «учебками».
Упрощенный комплекс фигур пилотажа для новичков:
1 — границы высоты исполнения отдельных фигур, 2 — восходящая и нисходящая горки, 3 — полет на пояснице, 4 — прямая петля, 5 — обратная петля.
Кордовая пилотажная модель с электродвигателем:
1 — колесо в обтекателе, 2 — изображение стойки на пластине, 3 — пластина, 4 — съемный имитатор фонаря, 5 — хвостовая балка фюзеляжа, 6 — киль, 7 — костыль, 8 — крыло, 9 — мотоустановка, 10 — кок воздушного винта, 11 — петля, 12 — закрылок, 13 — стабилизатор, 14 — руль высоты, 15 — расчалка шасси.
Схема компенсации разворачивающих моментов:
Zпл— подъемная сила пластин,
М — момент, обусловленный несимметричностью профиля пластин,
Zк — подъемная сила киля.В чем же дело? Неужто же столь привлекательна «романтика» отмороженных носов и отбитых при запуске дизеля на холоде пальцев?
Выясняется, обстоятельство крылась в малом натяжении корд у злектролета. Пускай пилотажка с уверенностью держится кроме того в зените, пускай кроме того управляется она в этом критическом положении четко — спортсмен ни при каких обстоятельствах не останется доволен тренировкой, в случае если сна преобразовывается в «помахивание» ручкой в воздухе!
Поменять же что-либо при данных условиях сначала казалось неосуществимым. Расширить массу модели?
Натяжение корд возрастет лишь в горизонтальном полете, упадет энерговооруженность пилотажки. Вынудить ее летать стремительнее? Но при ограниченном радиусе полета это вынудит пилота вращаться не с той частотой, как в большинстве случаев, да и тяга винта из-за повышенной скорости уменьшится, исполнение вертикальных маневров ухудшится.
Тупик?
Так как все условия задавались условиями тренировок в спортивном зале. Идти на компромиссы не хотелось… И электролет остался бы игрушкой, если бы не показалась идея воспользоваться необыкновенным способом повышения натяжения корд. Достаточно установить на фюзеляже перпендикулярно крылу изогнутую пластину, создающую при ее обдуве горизонтально направленную подъемную силу, как сходу решались все неприятности!
Натяжение создавалось не только з полете, уже стоя на земле при включением двигателе модель «старалась» уйти из круга.
Конструкция мотоустановки:
1 — кок воздушного винта, 2 — гайка, 3 — воздушный винт, 4 — опорная втулка, 5 — подшипник, 6 — крыльчатка вентилятора, 7 — бобышка (6 штук, равномерно по диаметру), 8 — штатный постоянный кольцевой магнит, 9 — якорь двигателя, 10 — шпангоут с щеточным устройством, 11 — эластичные провода от качалки, 12 — корпус, 13 — подшипник, 14 — вставка, 15 — дистанционная втулка, 16 — носовой шпангоут, 17 — вставка-обтекатель.
Шаблон для построения профиля крыла:
1 — передняя кромка, 2 — заполнитель полунервюры, 3 — окантовка, 4 — полка лонжерона, 5 — стена, 6 — стена задней кромки, 7 — задняя кромка.
Конструкция крыла:
1 — окантовка законцовки, 2 — законцовка, 3 — передняя кромка, 4 — нервюра, 5 — полунервюра, 6 — лонжерон, 7 — подмоторная обшивка, 8 — бобышка, 9 — качалка, 10 — задняя кромка, 11 — стена, 12 — привод закрылка, 13 — панель, 14, 15 — окантовка, 16 — заполнение, 17 — вертикальная панель, 18 — подкосы, 19 — окантовка хвостовой балки, 20 — окантовка панели.
Вот сейчас возможно было поразмыслить и о большом приближении летных особенностей «электрички» к особенностям спортивной техники.
Пластины разрешили покинуть скорость полета в пределах 7 м/с, что соответствует времени прохождения одного круга приблизительно за 5 с, как на громадных пилотажках. А дабы добиться нужного относительного радиуса прохождения угла квадратной фигуры, потребовалось существенно уменьшить нагрузку на несущие поверхности. Для этого была увеличена площадь крыла за счет его ширины.
За базу конструкции нового злектролета приняли успешную схему бойцовки-пилотажки, размещённую в «М-К» № 11 за 1983 год. Фактически полное отсутствие фюзеляжа на данной модели разрешает сэкономить много веса. Пилотажные особенности существенно улучшены за счет введения развитых по площади горизонтального оперения и закрылков громадных размеров.
Главное внимание было уделено конструированию двигательной установки. Раньше по большей части ставили моторчики типа ДК-5-19. Легкие, оборотистые, они допускали чуть ли не четырехкратную перегрузку по напряжению питания. Но таковой перекал давал о себе знать.
Сильное новообразование ка щетках и громадный рабочий ток нагревали мотор так, что плавились пластиковые корпуса коллекторов и отпаивались пластинки от держателей щеток.
Мы же применяли вариант, предложенный изданием, — переделке подвергся судомодельный двигатель. Вместо того дабы вытачивать из магниевого сплава новые корпус и заднюю стейку, решили всецело отказаться от этих элементов, покинув только якорь и постоянный магнит от штатного двигателя.
Но неимеетвозможности же якорь вращаться легко в воздухе? Само собой разумеется, нет! Но корпусом двигателя может стать бумажная трубка, навитая из нескольких слоев ватмана на железной оправке, она же — носовая часть фюзеляжа. Достаточно вклеить в трубку два текстолитовых облегченных шпангоута, несущих щёточное устройство и подшипниковые втулки от моторчика ДК-5-19, как двигатель станет яркой подробностью модели.
Вариант совершенный! Ни одной лишней подробности. Бумажная трубка-корпус окажет помощь и подобрать нужную центровку аппарата за счет подрезки ее заднего торца, садящегося на носок крыла.
Наряду с этим условия охлаждения элементов двигателя кроме этого «на высоте». И якорь и магнит не имеют оболочек, мешающих отдаче тепла потоку набегающего воздуха, тракт для него имеет минимальную протяженность.
В случае если к этому добавить маленькую крыльчатку, вентилятора, прогоняющую поток через мотоустановку, то покажется возможность существенно поднять мощность мотора подачей увеличенного напряжения. Охлаждение посредством вентилятора более действенно, нежели от набегающего потока. Комлевые же участки воздушного винта в качестве вентилятора трудиться не смогут, они лишь загораживают входной участок корпуса.
Пара слов о вертикальном оперении и пластинах. Первые же полеты на новой модели продемонстрировали, что между этими элементами существует сообщение, воздействующая на постоянство натяжения корд, Дело в том, что пластины, имеющие очень сильно изогнутый профиль, не считая большой подъемной силы, при обдуве создают и громадный момент, разворачивающий модель при утрата натяжения корд вовнутрь круга.
Так использование их было бы тщетным, если бы кс возможность компенсировать данный момент за счет выноса килей.
Для улучшения зрительного восприятия пластины выполняются из прозрачного пластика, в полете они практически не видны, в особенности в условиях спортивного зала. Нижний край является местом крепления обтекателя колеса. Потребности в дополнительной стойке шасси нет, достаточно не допустить боковой изгиб пластины установкой пары расчалок.
Схема управления моделью:
1 — эластичный провод питания двигателя, 2 — качалка, 3 — оконцовка тяги, 4 — тяга руля высоты, 5 — тяга закрылков, 6 — вилка привода закрылков, 7 — кабанчик руля высоты.
Конструкция горизонтального оперення:
1 — передняя кромка стабилизатора, 2 — стабилизатор, 3 — законцовка стабилизатора, 4 — задняя кромка стабилизатора, 5 — передняя кромка руля, 6 — вставка для монтажа кабанчика, 7 — руль высоты, 8 — задняя кромка, 9 — законцовка.
кили и Закрылки по конструкции подобны горизонтальному оперению.
Совокупность корд:
1 — эластичный провод от качалки, 2 — узкий провод, 3 — провод увеличенного сечения, 4 —- многожильный провод, 5 — ручка, 6 — двухжильный кабель к выключателю и аккумуляторам
Нужно отметить и еще один хороший фактор от применения крыловидных элементов, это компенсация вращающего момента двигателя. В условиях «электропилотажа» при относительно малом натяжении корд вращающий момент двигателя оказывает значительнее влияние на поведение модели в верхних участках полусферы. Пластины же, принимая «на себя» фактически целый поток от винта, как бы возвращают на модель данный момент, полностью компенсируя его.
Рекомендуем поэкспериментировать с углом установки передних «килей» относительно оси мотоустановки. Дело в том, что поток воздуха за воздушным винтом имеет большую закрутку, исходя из этого для действенного его спрямления и в один момент для большой силы на выход из круга нужно подобрать их лично для каждой пластины, верхней и нижней.
Небезынтересна и совокупность корд.
От больших утрат, которые связаны с необходимостью применения для них бронзовой проволоки минимального диаметра, удалось избавиться за счет применения составных нитей. Концевые участки, оказывающие громаднейшее сопротивление потоку воздуха, выполнены из провода ПЭЛ d 0,25 мм, дальше к ручке идет ПЭЛ d 0,5 мм. Сейчас утраты напряжения на кордах будут составлять при токе 2,5 А не более 3 В.
В. ТАМОНОВ, начальник авиамодельного кружка
Случайные записи:
MOV0004A.3gp
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В специальных авиамодельных изданиях все чаще публикуются материалы об авиамоделях с электроприводом. Сейчас на элетротяге в полной мере удачно летают и…
-
Просматривая модельные издания за последние несколько лет, вы точно обратили внимание на резкое трансформацию вида кордовых гоночных авиамоделей. У них…
-
Попытки применения на соревнованиях школьников открыто упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, конечно, не смогут дать…
-
Бойцовки: теория и практика конструирования
Сейчас мы предлагаем вниманию воздушных бойцов достаточно необыкновенный материал. В нем для моделистов «средней руки» представлены не только успешные…
-