Почта… с неба (змей-биплан)

24.02.2016 В мире моделей

Кому не известен воздушный змей — скрепленный несколькими реечками лист бумаги с долгим хвостом из мочала! Но немногие знают, что эта, казалось бы, лишь развлекательная детская игрушка имеет давешнюю и занимательную историю.

В рукописи начала XVII века написано, что в 907 году при осаде Константинополя (Царьграда) князь Олег «сотворища люди и коки бумажные вооружены и позлощены и разреши войти на воздушное пространство на град.

Видев же грепы (греки) и убоящася и обещася всевышнему дань давати и выходы на все русские городы». Это документальное подтверждение о первом применении воздушных змеев в армейском деле.

Во второй половине 40-ых годов XVIII века воздушный змей начал служить науке: британец Вильсон поднял ка нем термометр и измерил температуру на высоте кучевых туч, скоро спустив термометр ка почву посредством «почтальона».

Узнаваемый американский ученый Бенджамин Франклин в апреле 1763 года произвел собственный известный опыт, растолковавший электрическое происхождение молнии, применяв наряду с этим воздушный змей.

Первый полет человека на змее был осуществлен в 1825 году. Это сделал британский ученый Джорж Покок, подняв на пара десятков метров собственную дочь Марту.

В 1902 году на крейсере «Лейтенант Ильин» совершили успешные испытания по подъему наблюдателя на высоту до 300 м посредством поезда из воздушных змеев типа «Харгрев».

Годом позднее британский летчик Самюэль Коди переплыл пролив Ла-Манш, отделяющий Англию от Франции, на лодке, которую буксировал воздушный змей.

Воздушный змей сыграл громадную роль и в создании первых образцов самолетов, в частности биплана.

Так, Александр Федорович Можайский в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века поднимался на воздушном змее, буксируемом тройной лошадей. Л француз Клеман Адер, одним из первых совершивший опробования перед постройкой собственной автомобили «Эола», запускал воздушный змей, что имел форму крыльев летучей мыши, сохранившуюся и у его самолета.

Почта... с неба (змей-биплан)

Форма бипланного крыла планера была заимствована американцем О. Чэнютом, а после этого братьями Райт у коробчатого змея австралийца Л. Харгрева, созданного в первой половине 90-ых годов XIV века.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века на Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в Москве проводился подъем на высоту 10—15 м некоторых участников соревнований поездом из воздушных змеев, выстроенных киевскими авиамоделистами.

В Великую Отечественную войну со змеев сбрасывали листовки над позициями гитлеровцев.

В 50-х годах саратовские авиамоделисты из Дворца пионеров под управлением Д. Ф. Григоренко создали пример воздушного змея, что с успехом использовался на протяжении антарктической экспедиции Академии наук СССР для изучение нижних слоев воздуха.

В Соединенных Штатах, в Бостоне, городское управление парками ежегодно устраивает фестиваль воздушных змеев — соревнование на лучшую конструкцию бумажного змея.

Такая традиция разъясняется тем, что тут в 1706 году появился Б. Франклин, применявший змей для открытия природы молнии.

Каждый год, начиная с 1963 года, по всей Польше проводится Национальный праздник воздушного змея — соревнование молодежи в запусках воздушных змеев различных конструкций. В них принимает участке до 109 тысяч школьников.

Запуск воздушных змеев — занимательное спортивное занятие для школьников и для взрослых.

Сейчас мы приводим описание коробчатого змея прямоугольной формы.

Конструкцию для того чтобы змея (рис. 1) в первый раз внес предложение в конце XIX века австралийский ученый Лауренс Харгрез. Базу ее составляют четыре рейки-лонжерона длиной по 720 мм и сечением 8X8 мм и две пары крестовин. Для них нужно заготовить четыре рейки-распорки длиной по 435 мм и сечением 8X8 мм. распорки и Лонжероны крестовин бережно скруглите.

Для этого обработайте их ребра рубанком, а после этого наждачной бумагой и куском стекла.

Обтяжка змея складывается из двух полос микалентной бумаги либо кальки, приклеенных по краям к рейкам каркаса. Годятся для обтяжки лавсановая либо полиэтиленовая пленка. Всего потребуется два страницы длиной по 1330 мм и шириной 300 мм. Креме того, нужен какой-либо клей — столярный, БФ-2, БФ-4, 20 м жёсткой нитки и 0,5 м металлической проволоки диаметром около 0,5 мм.

Из бумаги вырезается выкройка для каждой из полос по размерам, приведенным на рисунке 5.

Полосы шириной 10 мм, поддерживающиеконтур, изображенный на чертеже узкой линией, являются припуском.

По узким линиям каждой из долгих сторон уложите нить, предварительно сделав на ней петли длиной 80 мм через каждые 200 мм.

Всего должно быть пять таких петель — по числу вырезов на каждой долгой стороне страницы. Финиши нити с обеих сторон должны выступать на 80 мм.

Положив нить на полосу по узкой линии и промазав ее и припуск клеем, соедините осе каркаса и детали обтяжки между собой. В середине каждого кольца вклейте две легкие сосковые рейки-нервюры сечением 5X1 мм.

Их назначение — устранить продольные складки.

Лонжероны должны быть однообразной длины, прямые и ровные. Отойдя по 10 мм от их финишей, сделайте круговые поверхностные канавки.

Маленькие искривления нужно выправить над не сильный огнем.

Готовые подробности шепетильно обработайте наждачной бумагой, финиши дополнительно закруглите рашпилем. Распорки крестовин направляться подогнать по длине. Сначала посредством плоскогубцев изготовьте восемь силок из проволоки O 0,5 мм по размерам, указанным на рисунке 4. Закрепите каждую нитками с клеем на финише распорки, дабы последние держались на лонжеронах. Подгонку длины распорок лучше делать на собранном змее.

Сначала заберите кольца обтяжки и разрежьте нитяные петли так, дабы появились «усики». Одев кольцо обтяжки на един из лонжеронов, привяжите его «усиками» к передней части лонжерона в двух точках. Совершенно верно так же поступите и с другими лонжеронами, а после этого привяжите иначе второе бумажное кольцо.

В один момент, разрезав центральные нитяные петли, привяжите «усики» и к нервюрам на обоих кольцах.

Собрав змей, засуньте с одной стороны рейку-распорку. Делать это эргономичнее всего вдвоем. Наложив на соответствующие лонжероны распорные рейки с вилками, с опаской натяните обтяжку и, опуская другие финиши распорок и примеряя их длину, последовательно и понемногу срезайте покинутый запас. Подгоните совсем длину реек-распорок так, дабы коробка змея не имела перекоса.

Затем ка противоположном финише закрепите вилки нитками с клеем. Концевые вилки на каждой из распорок располагайте в одной плоскости. После этого, засунув одну крестовину, подгоните вторую несколько подробностей и кроме этого соедините их между собой. Для этого строго посредине у одной из каждой пар реек-распорок установите на нитках с клеем) проволочную скобу, через которую проходит вторая соседняя распорка (рис. 3).

Сейчас приготовьте 16 полос бумаги длиной по 90 и шириной по 26 мм. Этими полосами заклейте лонжероны в бумажных колец. Сделать это необходимо тогда, в то время, когда конструкция собрана и крестовины поставлены. Змей готов.

Сейчас укрепите уздечку.

Она складывается из четырех петель, привязанных к нижним лонжеронам. Все петли соединены в один узел, расположенный против геометрического центра передней стены верхнего кольца и на расстоянии 250 мм от нее. Финиш уздечки имеет маленькой древесный костыль (рис. 2).

Змей запускают на прочном шпагате — леере, намотанном из рогульку либо панку. Для полета выбирают открытое место, около которого нет радиоантенн, электрических проводов и деревьев большого напряжения.

Со змеями возможно устраивать увлекательные игры. Одна из них: запуск змея при заданной длине леера в самый короткий временной отрезок.

Вторая игра — сброс модели на парашюте с «почтальона» в заблаговременно намеченную цель — круг O 20 м. На рисунке 7 продемонстрировано устройство самого несложного «почтальона», Базой его помогает бумажная трубка, надеваемая на леер. В ней по направляющим скользит стержень из металлической проволоки O 1 мм. Его передний финиш сделан в виде кольца, обращенного собственной плоскостью к оси трубки.

Задний мост стержня является крюком , прямолинейная часть которого направлена вперед и

проходит через отверстия скобы. Между ее лапками на него надевают петлю нити, на нижнем финише которой висит парашют. Трубка изготовлена из двух либо трех слоев узкой и плотной бумаги длиной 90—100 и шириной 759 мм и намотана на древесный цилиндр O18 мм.

Первая полоса снаружи промазана клеем, На нее накладывается второй слой бумаги и, в случае если необходимо, третий. Неспециализированная толщина стены трубки не долга быть больше 1 мм. По окончании того как клей высохнет, обрежьте трубку, не снимая цилиндра, лобзиком до длины 70 мм. Помимо этого, сделайте снизу два маленьких поперечных разреза длиной по 5 мм для верхних лапок скобы, изготовленной из жести, загнув эти лапки изнутри трубки.

Нижние отогните, смотря за тем, дабы отверстия в них были на одном расстоянии от стены трубки. В на клею установите два древесных «сухарика». Засуньте в них изогнутый проволочный стержень с крючком — он обязан легко входить в отверстие скобы. Потом согните кольцо на переднем финише стержня. «Почтальон» готов к работе.

Не забудьте на леере около змея укрепить стопор из легкого фанерного диска, большего по диаметру, чем кольцо на финише стержня. Купол парашюта (рис. 6) скроите из страницы папиросной бумаги 350×350 мм, в середине его сделайте отверстие.

Стропы длиной 450 мм из узких ниток приклейте бережно к куполу на угольниках из бумаги. «Парашютист» обязан весить не более 10 г. К нему привяжите нитку, заканчивающуюся петлей, и наденьте ее ка нижний крючок стержня.

Сейчас, разогнув трубку, введите в прорезь леер, продев его в переднее кольцо стержня. На нижний крючок стержня наденьте петлю, прикрепленную к «парашютисту».

Ветер, надувая парашют, потянет трубку «почтальона» по лееру вверх, пока кольцо стержня не упрется в ограничитель. Затем стержень от удара сдвинется назад, высвободив нитку, привязанную к «парашютисту», и начнется его свободный полет.

И.

КОСТЕНКО


Случайные записи:

ОТПУГИВАТЕЛЬ ЗМЕЙ. Тестируем прибор на кобрах и других змеях


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Акробат» — пилотажный …змей

    Первых пилотажных воздушных змеев я начал строить еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Десятки вариантов, сделанных за четыре года,…

  • Змеи-дельтапланы

    На страницах популярного французского детского издания «Жён Анне» приводятся описания двух моделей дельтапланов, сконструированных Жан-Полем Мувье и…

  • Высший пилотаж на воздушном змее

    О том, что воздушный змей может под управлением «пилота» делать чуть ли не полный комплекс фигур высшего пилотажа, знают весьма немногие. Наряду с этим…

  • «Рогалло» просится в небо

    Категория спортивных моделей ракет с мягким крылом (S10) подразделяется на четыре класса. Самый распространённым есть класс S10А. Требования к моделям…