Колибри из калифонии

23.01.2017 В мире моделей

На проходившей в осеннюю пору 1991 года двусторонней спортивной встрече американских и советских ракето-моделистов победителем в классе S4B стал Роберт Парке, уроженец штата Калифорния. Его ракетоплан «Колибри» при всей видимой простоте имеет множество уникальных технических ответов. Одно из них — отделяющийся двигательный блок.

Второе — изменение кривизны профиля крыла, осуществляемое за счет отклонения закрылков.

Конструктивно модель ракетоплана складывается из двигательного блока и планёра. Планер выполнен по классической схеме. Главный материал для изготовления — бальза.

Фюзеляж наборный, склеен из двух бальзовых пластин (верхней и нижней) толщиной 1,2 мм и двух бальзовых боковин толщиной 1 мм. Внутренняя полость носовой части фюзеляжа по бортам усилена фанерными накладками.

В верхней пластине сделано два выреза: один — на расстоянии 45 мм от переднего края (для привода толкателя), второй — на расстоянии 155 мм (для кронштейнов привода закрылков). Толкатель выполнен из рейки сечением 3X4 мм длиной 100 мм. Он перемещается между фанерными накладками бортов под действием привода, укрепленного на двигательном блоке.

В хвостовой части фюзеляжа приклеены киль и стабилизатор, вырезанные из бальзовых пластин толщиной 1,2 мм.

Стабилизатор монтируется снизу фюзеляжа, а киль — с правого борта.

Колибри из калифонии

Модель ракетоплана Р. Паркса (США):

1 — обтекатель, 2— направляющая трубка, 3— корпус, 4— контейнер, 5— упор, 6— фиксатор (держатель) МРД, 7— МРД. 8— пилон, 9— нижняя панель фюзеляжа, 10 крыло, 11— закрылок, 12— кронштейн закрылка, 13— резинка возврата, 14— боковина фюзеляжа, 15— киль, 16— верхняя панель фюзеляжа, 17— толкатель, 18— стабилизатор, 19— обойма МРД, 20— соединительная нить, 21 — рычаг привода толкателя, 22— пружина, 23— штырь, 24— тормозная лента, 25—прокладка борта, 26— тормозной щиток в откинутом положении.

оперения поверхности и Наружные фюзеляжа оклеены длинноволокнистой бумагой («японкой») и покрыты нитролаком. К левой боковине спереди прикреплен тормозной щиток. Роль шарнира делает пластинчатая пружина из полосы узкого дюралюминия.

Крыло произведено кроме этого из бальзы. Громаднейшая толщина профиля 4,5 мм. Сначала по шаблону вырезают из листовой бальзы две симметричные половины, каковые после этого обрабатывают по контуру и профилируют. Поверхности крыла оклеивают длинноволокнистой бумагой, зашкуривают и покрывают нитролаком. После этого отрезают закрылки и шарнирно навешивают их на консолях, приклеивая к нижней поверхности крыла полосой липкой ленты шириной 20 мм.

На корневых обрезах закрылков монтируют целлулоидные кронштейны совокупности привода. Консоли склеиваются между собой под углом V равным 160°.

Готовое крыло устанавливают на верхней панели фюзеляжа так, дабы кронштейны закрылков вошли в соответствующие вырезы панели. Затем приклеивают резинки возврата, каковые удерживают закрылки в пара отклоненном вниз положении (почему профиль крыла делается выпукло-вогнутым).

Двигательный блок включает в себя контейнер и корпус.

Корпус выполнен из плотной бумаги и имеет длину 175 мм. Навивка ведется спиралеобразно на оправке диаметром 13,5 мм. Спереди установлен обтекатель из бальзы, а позади закреплена втулка длиной 63 мм с углублением для тормозной ленты. С противоположной от углубления стороны приклеен упор, в торец которого запрессован металлический штырь диаметром 1,5 мм.

Контейнер (трубка длиной 105 мм) отформован из стеклопластика.

С одного финиша сделан продольный вырез шириной 5 мм и длиной 45 мм. К второму за вырезом приклеен пилон. Тут же, но иначе контейнера, приклеен фиксатор МРД, согнутый из металлической проволоки 0 0,5 мм. Пилон спрофилирован из бальзовой пластины толщиной 7 мм. В пилоне закреплены фигурный рычаг и пружина привода толкателя, вырезанный из липы.

контейнер и Корпус соединены прочной нитью длиной 300 мм. В месте ее крепления на корпусе вклеена и нить совокупности спасения (тормозной ленты). Направляющих трубочек две. Их протяженность 15-мм и диаметр — 4,5 мм. Расположены они сверху — по одной на контейнере и корпусе.

Стартовая масса ракетоплана около 30 г, а фактически планирующей части — 10 г. Модель взлетает на двигателе «Дельта» чехо-моделиста и словацкого конструктора И. Таборского.

Подготовка ракетоплана к запуску проводится в такой последовательности. В контейнер вставляют МРД и фиксируют его держателем. В углубление втулки корпуса укладывают скатанную в трубку тормозную ленту и надевают на втулку контейнер, соединяя так корпус с контейнером.

Рычаг привода вставляют в передний вырез верхней панели фюзеляжа. В конечной фазе данной операции штырь упора вставляют в соответствующее отверстие носовой части фюзеляжа. Штырь является своеобразным замком, предохраняющим от действия упрочнения выталкивающей пружины.

Привод в момент соединения частей модели начинает давить на толкатель, что, со своей стороны, сообщает упрочнение на кронштейны закрылков, и они мало отклоняются вверх. Так на взлетных режимах кривизна профиля крыла значительно уменьшается.

Тормозной щиток прижимается к борту фюзеляжа и обвязывается ниткой. После этого устанавливается фитиль ограничения времени планирования.

Место размещения фитиля чтобы не было прогара фюзеляжа оклеивают полосой станиоля.

По окончании выгорания и старта горючего срабатывает вышибной заряд МРД. Практически в один момент (задержка визуально не фиксируется) происходит как разделение контейнера и корпуса, так и отстрел всего двигательного блока за счет упругости выталкивающей пружины. В данный же момент закрылки планера под действием резинок отклоняются в нижнее положение.

Кривизна профиля крыла возрастает, что нужно для улучшения планирующих особенностей модели (если сравнивать с «плоским» крылом время спуска с одной и той же высоты заметно больше). Планер продолжает полет, а двигательный блок в разобранном виде приземляется на тормозной ленте.

В конечной фазе полета срабатывает механизм принудительной посадки: фитиль пережигает фиксирующую нитку, и тормозной щиток отклоняется в сторону.

Модель в следствии переходит в неустойчивый режим спиралеобразного спуска и благополучно, без поломок приземляется.

В. РОЖКОВ


Случайные записи:

Колибри южной Калифорнии


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Крымская «колибри»

    Комнатная модель птицелета в самом деле похожа на колибри. У данной жительницы Южной Америки — самой маленькой из птиц — имеется чему поучиться. Она…

  • Почему колибри любят сладкое

    Дабы ощутить вкус цветочного нектара, колибри было нужно переделать вкусовой рецептор, совсем не предназначенный для сладкого. Обмен веществ у колибри…

  • Гнёзда колибри охраняют ястребы

    Дабы обезопасить собственные гнёзда от соек и белок, колибри селятся под гнёздами ястребов. Небольшие птицы довольно часто селятся вблизи больших…

  • Ракетоплан победителя

    Предлагаемая модель выполнена по известной, так называемой «столичной» схеме. Ее главный показатель — складывающееся поворотное крыло. Выполнено оно из…