Крылатый глиссер

26.12.2012 В мире моделей

Скоростная радиояхта с парусом-крылом. Соревнования радиоуправляемых моделей яхт относятся к одним из самых захватывающих. Бесшумное скольжение парусников по глади водоёма, чётко делаемые ими манёвры и повороты создают у зрителей полную иллюзию настоящей парусной регаты.

А почувствовать себя полноценным яхтсменом, став участником таких соревнований, достаточно простонужно лишь сделать радиоуправляемую модель яхты, что не так уж сложно, не смотря на то, что работа этадля аккуратных и терпеливых.
Предлагаемая вниманию читателей модель относится к числу скоростных, чему содействует корпус с далеко не яхтенными, а скорее с катерными обводами, и необыкновенное парусное оружие, формально складывающееся из профилированной мачты и довольно маленького паруса, каковые с позиций аэродинамики совокупно являются крыло с симметричным профилем, снабжённое эластичным закрылком.

Начать работу рекомендуем с изготовления корпуса модели. оптимальнеевыклеить его из стеклоткани по болванке; последнюю возможно изготовить из пенопласта и фанеры.

Фанера толщиной 34 мм пригодится для шаблонов поперечных сечений корпуса, каковые выпиливаются из неё посредством лобзика в соответствии с теоретическому чертежу. Ну а пенопластовые бруски предназначены для заполнения промежутков между шаблонамиих толщина обязана соответствовать расстояниям между сечениями за вычетом толщины фанеры.

Потом, из фанеры и пенопласта склеивается многослойный биг-мак, в котором фанерные слои перемежаются с пенопластовыми. Ориентируясь на контуры фанерных шаблонов, пенопласт посредством острозаточен-ных крупнозернистой шкурки и ножей доводят до формы, соответствующей теоретическому чертежу, по окончании чего заготовка шпаклюется (оптимальнееприменять для этого двухкомпонентную автошпаклёвкуона скоро твердеет и легко обрабатывается), а после этого вышкуривается.

Готовая болванка окрашивается в пара переходов автоэмалью с промежуточной шлифовкой слоёв, а в завершение на поверхность наносится разделительный слойпаркетная мастика либо растворённый в бензине воски располировывается.

Выклейка корпуса осуществляется с применением стеклоткани и эпоксидного связующего; для образования достаточно твёрдой оболочки потребуется от трёх до пяти слоёв ткани, в зависимости от её толщины. Эпоксидная смола замешивается с отвердителем в соответствии с инструкцией к данному виду связующего.

Крылатый глиссер

Модель скоростной радиоуправляемой яхты с полужёстким парусом-крылом:

1 оболочка мачты-крыла (стеклоткань на эпоксидном связующем); 2 оболочка лик-паза (отформована из стеклоткани и -эпоксидного связующего; 3сердечник мачты-крыла (упаковочный пенопласт); 4 ось мачты-крыла (бук. рейка d18 мм); 5верхний подшипник мачты-крыла (полиэтиленовое кольцо); 6подпятник оси (одёжная застёжка-кнопка); 7усиленный шпангоут (древесина); 8 киль (фанера s8); 9балластный груз (свинец, масса 1,9 кг); 10 крепление балластного груза к килю (винты-саморезы d5); 11 -ось гика (винт-саморез d5); 12,16крепление палубного люка (винты-саморезы d3); 13 палубный люк (фанера sЗ); 14промежуточный трос управления парусом (капроновый шпагат); 15поводок (дюралюминий, лист s0,5); 17рулевой рычаг; 18 рулевое перо (фанера s6); 19кронштейн промежуточного троса управления (сталь, проволока s3); 20 шкотовая лебёдка; 21 оболочка корпуса (стеклоткань на эпоксидном связующем); 22палуба (стеклопластик на эпоксидном связующем); 23барабан шкотовой лебёдки; 24 основание шкотовой лебёдки и рулевой машинки (фанера s5); 25рулевая машинка; 26рулевая тяга (сталь, проволока d2); 27гика-шкот (капроновый шпагат); 28стопор оттяжки паруса; 29 — гик (бук); 30 корневая лата (пластиковая полоса, s2 ); 31,32латы (пластиковая полоса, s2)

По окончании отверждения смолы оболочка снимается с болванки, с неё срезаются излишки материала, а изнутри посредством бензина смываются остатки воскового разделительного слоя. Потом в корпус посредством всё той же эпоксидки вклеиваются пара фанерных шпангоутових количество зависит от толщины оболочки и её жёсткости; чем она менее твёрдая, тем больше требуется для неё шпангоутов. Практика же говорит о том, что пригодятся по большей части те шпангоуты, благодаря которым в корпусе будут крепиться фанерные основания для рулевых машинок, приёмника и аккумуляторов аппаратуры дистанционного управления.

Кроме шпангоутов пригодятся кроме этого продольные подкрепленияпара палубных стрингеров из сосновых реек сечением 5х15 мм. С корпусом они соединяются кроме этого посредством эпоксидного клея.

Палуба радиояхты выклеивается также из стеклоткани. При изготовлении болванки для её формовки необходимо учесть, что готовая палуба должна иметь отбортовку, превращающую её в собственного рода крышку для корпуса. Кстати, сделать болванку возможно из ровной доски, потому, что палуба имеет малого кривизну.

Выпуклую подробность, напоминающую рубку, возможно вырезать раздельно и закрепить недалеко от расположения мачты клеем.

Готовые палуба и корпус вышкурива-ются, подшпаклёвываются и окрашиваются двумя-тремя слоями автоэмали с промежуточной их шлифовкой.

Достаточно сложным может оказаться для яхтсмена-моделиста изготовление парусного оружия. Как уже упоминалось, оно складывается из профилированной поворотной мачты (крыла) и паруса (эластичного закрылка).

Мачта (крыло)композитной конструкции, она складывается из сердечника (мелкошариковый упаковочный пенопласт), оклеенного одним слоем стеклоткани, с применением эпоксидного связующего. Профиль мачтысимметричный, с относительной толщиной около 18 процентов. Задняя кромка мачты имеет так называемый лик-паз, предназначенный для крепления к крылу паруса.

Оболочка лик-паза формуется раздельно, ещё до оклейки пенопласта стеклотканьюдля этого из древесины склеивается стержень (модель), сечение которого соответствует форме лик-паза. Потом стержень направляться бережно обтянуть лентой-скотчем, служащей разделительным слоем, а после этого поверх ленты приформовать два слоя стеклоткани.

По окончании отверждения связующего оболочку лик-паза направляться отделить от стержня, а готовую подробность закрепить на задней кромке мачты посредством эпоксидной шпаклевки, а после этого неровности поверхности в районе задней кромки заклеить кусочками пенопласта. По окончании обтяжки сердечника стеклотканью оказавшаяся мачта вышкуривается и окрашивается двумя-тремя слоями автоэмали.

Парус (он же закрылок) несложнее всего выкроить из лавсановой плёнки толщиной 0,050,06 мм (такую в большинстве случаев применяют продавцы цветов для упаковки). К передней его кромке (шкаторине) посредством клейкой ленты-скотча прикрепляется отрезок бельевой верёвки в пластиковой оболочкес её помощью парус надёжно фиксируется в лик-пазе мачты.

Парус оснащён пятью латамигибкими пластиковыми полосами. Четыре из них толщиной около 1 мм приклеиваются к плёночному полотнищу посредством полосы скотча. Нижняя (пятая) лата вырезана из пластика толщиной около 2 мм; в задней части нижней латы закрепляется оттяжкаотрезок прочного капронового шнура, благодаря которому парус фиксируется на гике.

Теоретический чертёж корпуса радиоуправляемой яхты

Мачта (крыло) закреплена в корпусе яхты шарнирно, для чего она оснащена осью из прочной древесиныбука либо дуба диаметром 18 мм, которая может поворачиваться в двух шарнираходин из них, воображающий собой полиэтиленовую втулку, находится на подпалубной поперечине, а второй, сделанный из одёжной застёжки-кнопки,в нижней поперечине. Кнопка не только даёт возможность крылу поворачиваться около вертикальной оси, но и фиксирует его на подпятнике. Такая конструкция позволяет без проблем устанавливать и демонтировать мачту.

Киль радиояхты вырезан из фанеры, толщина его в корневом сечении10 мм. Профиль продольного сечения килясимметричный, крыловидный, со скруглённой передней и заострённой задней кромкой. В нижней части киля закреплён бульббалластный груз обтекаемой каплевидной формы, отлитый из свинца в гипсовую форму; ориентировочные размеры данной подробности: протяженность190 мм и диаметр45 мм.

Форма для отливкиразъёмная, складывающаяся из двух подробностей, изготавливается по древесной модели.

Рулевое перо кроме этого фанерное, толщина его в корневом сечении образовывает 6 мм. Баллер руля представляет собой металлическую шпильку; с одной её стороны нарезана резьба М4. Кстати, баллер крепится в отверстии рулевого пера посредством эпоксидного клея, резьба же разрешает более надёжно соединить эти подробности. С другой (верхней) стороны баллера посредством миниатюрного штифта закреплён рулевой рычаг.

Для баллера предусмотрен вертикальный шарнир, собственного рода колодец из пластиковой трубки, проходящей через палубу и днище яхты. Подобная конструкция разрешает обходиться без сальников при полной герметичности для того чтобы шарнира.

Совокупность дистанционного управления радиояхты включает приёмник, аккумуляторная батареи, и две рулевые машинкиодна из них имеет привод на рулевое перо, а на базе второй сделана шкотовая лебёдка. Переделка машинки заключалась в замене рычага аккуратного механизма барабаном диаметром 20 мм.

Как видно из чертежа, шкотовая лебёдка задействована на промежуточный трос, проходящий через барабан и два проволочных кронштейна с колечками-кипами на их финишах. Сам же гика-шкот соединён с поводком, закреплённым на промежуточном тросе. Такая конструкция привода разрешает перекладывать парус при смене галса кроме того при маленьком ветре.

Как мы знаем, чтобы курс яхты был стабильным, нужно, дабы центр парусности (ЦП) совпадал с центром бокового сопротивления (ЦБС). Перед установкой паруса имеет суть уточнить ЦБС корпуса. Сделать это возможно умелым путемположить корпус яхты с рулевым и килем пером на воду и посредством нити, привязанной к борту в месте предполагаемого ЦБС, потянуть корпус вбок, перпендикулярно его диаметральной плоскости (ДП).

В случае если яхта наряду с этим будет перемещаться параллельно собственному начальному положению, то ЦБС выбран верно. В случае если же ДП корпуса будет отклоняться от начального положения, то положение нити направляться сместить и снова произвести обрисованную выше процедуру.

Ну а выяснить центр парусности возможно чисто геометрическиаэродинамики утверждают, что фокус крыла (центр приложения аэродинамических сил) находится в точке, находящейся на расстоянии 25 процентов от носка средней аэродинамической хорды крыла, как это продемонстрировано на неспециализированном виде парусника.

Сейчас, в случае если аппаратура дистанционного управления в порядке, возможно опробовать радиояхту на ходу. Стоит предотвратить, что руководить парусной моделью по радио никак не несложнее, чем настоящей яхтой, исходя из этого для первых тренировок имеет суть выбрать погоду с ровным умеренным ветром и не через чур большой закрытый водоём. Для начала попытайтесь совершить радиояхту курсом галфвинд, в то время, когда ветер дует перпендикулярно ДП парусника; парус наряду с этим должен быть отклонён от ДП на угол около 45 градусов.

После этого с ростом скорости судёнышка нужно будет подобрать парус, потому, что наряду с этим возрастает вымпельная скорость и значительно уменьшается угол установки паруса относительно направления ветра.

Закрепив навыки в первом упражнении, вы скоро сможете освоить крутые и полные направления, повороты, и вождение модели навстречу ветру в лавировкув неспециализированном, станете руководить моделью не хуже, чем умелый яхтсменяхтой. Попутного вам ветра и семь футов под килем!


И.СОРОКИН


Случайные записи:

тестирование джеркбейт \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Трехреданный глиссер

    Скоростные радиоуправляемые модели с электроприводом очень популярны и у судомоделистов-но-вичков, и у маститых спортсменов. Этому в большой степени…

  • Глиссер-газоход

    …Выстроившись в ряд у самой кромки пруда, мальчишки напряженно вслушиваются в отсчет предстартовых секунд. В правой руке у каждого — красивая моделька…

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…

  • В полете… глиссер!

    «Серебро» на чемпионате мира 1981 года, в том же году — первое место среди сильнейших спортсменов СССР — это ли не лучшая черта схемы судомодели,…